Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1407/2021 ~ М-80/2021 от 11.01.2021

№2-1407/2021

10RS0011-01-2021-000189-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 марта 2021 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Поляковой В.В., при секретаре Быковой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Беломорского района Республики Карелия в интересах Жерновниковой Н.А. к Министерству здравоохранения Республики Карелия о взыскании расходов на проезд к месту лечения и обратно,

установил:

Прокурор Беломорского района Республики Карелия в интересах Жерновниковой Н.А. обратился в суд с иском о взыскании с Министерства здравоохранения РК денежных средств в счет возмещения понесённых Жерновниковой Н.А. расходов по проезду к месту лечения и обратно, в связи с тем, что она является инвалидом 3 группы, в связи с заболеванием вынуждена проходить лечение в ГБУЗ «Республиканский онкологический диспансер», т.к. в условиях лечебных учреждений Беломорского муниципального района обследование и лечение проходить невозможно. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выезжала к месту лечения и обратно 22 раза, общая стоимость проезда составила <данные изъяты> В связи с указанными обстоятельствами, прокурор Беломорского района РК просит взыскать указанную сумму с ответчика в пользу Жерновниковой Н.А.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом определения об исправлении описки) производство по делу в части исковых требований о взыскании расходов на проезд к месту лечения и обратно за октябрь 2019 в сумме <данные изъяты>. прекращено.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Истец Жерновникова Н.А. в судебном заседании не участвовала, о дне рассмотрения извещена.

Представитель ответчика в судебном заседании не участвовал, о рассмотрении дела извещены, представили письменный отзыв, исковые требования не признают.

Иные лица в судебном заседании не участвовали, о дне рассмотрения извещены.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, гражданское дело , суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь оказывается в целях усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства, повышения доходов населения.

В силу пп. 8 ст.. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в соответствии с главой закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг инвалиды.

На основании пп. 6 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги, в частности бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Согласно ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

На основании ч.3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в п. 11 которых установлено, что средства на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта, в частности железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности).

Приказом Минздравсоцразвития России от 05.10.2005 № 617 «О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний» утвержден такой порядок, который регулирует вопросы, связанные с направлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, для получения ими лечения в медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета при наличии медицинских показаний.

В силу ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

На основании ч.1 ст. 81 данного закона в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи (ч.3).

Судом установлено, что Жерновникова Н.А. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой ВТЭ-256 .

Истица страдает заболеванием – злокачественное новообразование левой молочной железы, проживает по адресу <адрес>. В условиях Беломорского муниципального района лечение Жерновниковой Н.А. невозможно, в связи с чем, истец вынуждена была проходить лечение в ГБУЗ «Республиканский онкологический диспансер».

Согласно представленным стороной истца документам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выезжала в Петрозаводск для прохождения лечения в диспансере, что подтверждается, в том числе, сведениями из ГБУЗ «РОД». Общая сумма, затраченная Жерновниковой Н.А., составила <данные изъяты>

Постановлением Правительства РК от 26.12.2014 № 416-П утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Республике Карелия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Постановлением Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ -П утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Республике Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Постановлением Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в <адрес> на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Однако, территориальная программа не предусматривает возможность компенсации расходов, связанных с проездом к месту лечения и обратно.

По указанным основаниям истец не имеет возможности реализовать свое право на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в порядке вышеуказанных положений действующего законодательства.

В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ № 115-О от 06.06.2002, провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.

Истец по своему состоянию здоровья для поддержания нормальных жизненных функций организма, нуждался в специализированном обследовании и консультациях в условиях ГБУЗ «Республиканский онкологический диспансер». Проведение обследования и консультации, необходимого истцу, невозможно по его месту жительства.

Поскольку данный вид специализированной медицинской помощи предоставлялся истцу в рамках территориальной программы государственных гарантий оказанию населению Республики Карелия бесплатной медицинской помощи, которая утверждается постановлением Правительства Республики Карелия ежегодно, то суд приходит к выводу, что проезд к месту получения лечения является неотъемлемый частью оказываемой истцу специализированной медицинской помощи, а его оплата расходным обязательством субъекта Российской Федерации- Республики Карелия. Оплата проезда к месту лечения является неотъемлемой составной частью специализированной бесплатной медицинской помощи. Иное бы являлось прямым нарушением прав истца на гарантированное законом получение бесплатной специализированной медицинской помощи.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с положением «О министерстве финансов республики Карелия», утв. Постановлением Правительства РК от 08.10.2010 № 210-П министерство финансов Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющего финансового органа, в том числе по проведению единой государственной бюджетной и налоговой политики, составлению и исполнению бюджета Республики Карелия, контролю за организацией бюджетного процесса в Республике Карелия, исполнением бюджета Республики Карелия, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия, правомочно выступать в суде от имени бюджета Республики Карелия как главного распорядителя; средств бюджета РК, выступать в суде в качестве представителя ответчика по искам к Республике Карелия.

Вместе с тем, в соответствии пп.20 п.9 постановления Правительства РК от 18.07.2016 № 260-П (ред. от 21.09.2018) «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Карелия» министерство разрабатывает и реализует территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия (пп.47).

С учетом того, что ГБУЗ «Республиканский онкологический диспансер» является учреждением Республики Карелия, подведомственен Министерству здравоохранения, вопросы возмещения расходов, связанных с оплатой расходов по проезду к месту получения специализированной медицинской помощи и обратно должны разрешаться также Министерством здравоохранения республики Карелия, Министерством Финансов Республики Карелия в данном случае действующим законодательством не предоставлено право устанавливать для пациентов лечебных учреждений какие-либо компенсации за проезд.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в данном случае Министерство здравоохранения Республики Карелия в соответствии с действующим законодательством реализует в полном объем программу государственных гарантий оказания населению Республики Карелия бесплатной медицинской помощи, в том числе, и в организации проезда к месту лечения и обратно.

В связи с чем, на Министерство здравоохранения Республики Карелия за счет средств бюджета Республики Карелия следует возложить обязанность возместить истцу потраченные на проезд к месту лечения расходы.

В силу п. 4.1, 4.2 приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом. Для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться: железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности).

Оценивая изложенное выше в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными.

Вместе с тем, суд считает необходимым исключить из общей суммы расходов, понесенных Жерновниковой Н.А. на проезд к месту лечения и обратно, расходы в сумме <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данные расходы понесены на оплату проезда от <адрес> до <адрес>, а в <адрес> в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. ФИО3» Жерновникова Н.А. обращалась за консультацией самостоятельно без направления медицинских учреждений Республики Карелия. Иные расходы подтверждены представленными проездными документами и справками.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично, с ответчика в пользу Жерновниковой Н.А. подлежат взысканию расходы на проезд к месту лечения и обратно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением ДД.ММ.ГГГГ) в сумме <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Карелия в пользу Жерновниковой Н.А. расходы на проезд к месту лечения и обратно в сумме <данные изъяты>

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья В.В.Полякова

Мотивированное решение с учетом положений ст. 199 ГПК РФ изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-1407/2021 ~ М-80/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Беломорского района РК
Жерновникова Надежда Александровна
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Карелия
Другие
ГБУЗ "Беломорская центральная районная больница"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Полякова В.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
11.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2021Передача материалов судье
15.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2021Судебное заседание
03.03.2021Судебное заседание
11.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2021Дело оформлено
21.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее