Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2012 года город Иваново
Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Смирнова Е.И., при секретаре судебного заседания – Черновой М.Н., с участием заявителя Скляренко С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 Скляренко С.Н. об оспаривании действий должностных лиц федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Скляренко С.Н. обратился в военный суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц, сославшись на следующее.
Он проходит военную службу по контракту в войсковой части 00000 и в порядке, установленном до 30 сентября 2010 года, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи из четырёх человек. При этом на основании соответствующего рапорта в графу 21 его послужного списка командованием воинской части в июне 2002 года была внесена запись о включении в состав семьи дочери его супруги ФИО1, находящейся на его иждивении. На данный состав семьи ему было предоставлено жилое помещение по договору социального найма, находящееся по адресу: <адрес> общей площадью 79,70 квадратных метров. Вместе с тем, заместитель начальника Западного регионального управления жилищного обеспечения Минобороны России 07 июня 2012 года принял решение об отказе в предоставлении ему и членам его семьи данного жилья, мотивировав свой отказ отсутствием соответствующей записи в графе 21 его послужного списка.
Полагая свои права нарушенными, Скляренко, с последующими уточнениями, просил суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение заместителя начальника управления № от 07 июня 2012 года об отказе в предоставлении ему жилого помещения на состав семьи из четырёх человек в виде трёхкомнатной квартиры общей площадью 79,70 квадратных метров в связи с превышением размера распределённой жилой площади на 16,7 квадратных метра;
- возложить на это должностное лицо обязанность предоставить ему жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, либо иное жильё соответствующей площади;
- взыскать в его пользу судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины.
В судебном заседании Скляренко требования своего заявления поддержал и в обоснование их пояснил, что с 07 февраля 1990 года состоит в браке с гражданкой ФИО2 у которой имеется дочь ФИО1. С момента заключения данного брака по настоящее время все они проживают совместно и ведут общее хозяйство, а поскольку жилья не имеют, осуществляют его поднайм в городе Иваново. С учётом изложенного, заявитель просил удовлетворить его требования в полном объёме.
Руководители федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» и его территориального отделения Ивановской области – г. Иваново, а также Управления финансового обеспечения Минобороны России по городу Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени судебного заседания, в суд не прибыли, своих представителей не направили.
При этом начальник территориального отделения Ивановской области – г. Иваново федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» в письменных возражениях от 06 ноября 2012 года требования заявителя не признала, указав следующее. ФИО1 признана в судебном порядке находящейся на иждивении заявителя, а в силу возраста и состояния здоровья перестала быть членом семьи военнослужащего Скляренко. С учётом изложенного, по её мнению, требования заявителя являются незаконными и необоснованными. Одновременно начальник территориального отделения просила рассмотреть гражданское дело по заявлению Скляренко в её отсутствие.
Согласно положениям части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание должностных лиц, решения, действия (бездействие) которых оспариваются, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Выслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 данного закона также определено, что жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Согласно положениям пункта 13 этого же закона военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих – граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Пунктами 1 и 3 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» также определено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности.
Согласно пункту 5 статьи 2 приведённого закона социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются, наряду с иными категориями, военнослужащим и членам их семей.
К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим законом и другими федеральными законами, относятся:
- супруга (супруг);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Наряду с этим, как следует из положений статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
При этом, по мнению военного суда, в данном конкретном гражданско-правовом споре юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения дела является установление принадлежности ФИО1 к членам семьи заявителя, как нанимателя жилого помещения.
Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1280 от 30 сентября 2010 года утверждена инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
Пунктом 1 данной Инструкции предусмотрено, что для признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в нем, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа.
Пункт 5 той же Инструкции устанавливает, что решения о принятии военнослужащих на учёт или об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Согласно пункту 6 данной Инструкции уполномоченный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях выдает военнослужащим или направляет по указанным ими адресам решения с приложением расписки в получении документов, с указанием их перечня и даты получения.
Положениями частей 2 и 3 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», определено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны России. К числу таковых уполномоченных органов согласно территориальному расположению отнесено федеральное государственное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, которое наряду с прочим признает военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном пунктом 5 приведённой выше Инструкции.
Министром обороны Российской Федерации 17 августа 2012 года утверждён устав федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Положениями раздела 2 данного устава определено, что Западное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны России, помимо иного, принимает решения о признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях на основании проверки учётных дел военнослужащих, подавших заявление о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или в собственность.
Своим приказом от 12 октября 2012 года № начальник Западного регионального управления жилищного обеспечения Минобороны России утвердил положение о территориальном отделении в Ивановской области – г. Иваново федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Западрегионжилье»). Основанием для создания данного отделения послужил приказ Министра обороны Российской Федерации от 06 июня 2012 года № 1441 «О дальнейшем совершенствовании структуры органов жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации».
Пунктом 1.10 приведённого положения определено, что отделение осуществляет свою деятельность на территории Ивановской области – г. Иваново.
Согласно требованиям раздела 2 данного положения основной задачей отделения является заселение военнослужащих в жилые помещения жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации.
Для выполнения указанной задачи отделение, наряду с иными, осуществляет следующие функции:
- приём от военнослужащих соответствующих заявлений и документов;
- проверку представленных заявлений и документов;
- вынесение решений о принятии на учёт (об отказе в принятии) нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- приём и обработка документов, поступивших от военнослужащих, включённых в единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, по вопросам внесения изменения в данные, содержащиеся в реестре;
- учёт полученных извещений о распределении жилых помещений и выдача извещений в установленном порядке;
- приём от военнослужащих документов для заселения в распределённые им жилые помещения и проверка данных документов;
- вынесение решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) жилых помещений по договору социального найма;
- заключение (изменение, расторжение) договоров социального найма жилых помещений;
- вынесение решений о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в установленном порядке.
При этом из содержания раздела 7 положения усматривается, что отделение не ведёт самостоятельный учёт финансово-хозяйственной деятельности.
Исходя из изложенного, военный суд приходит к выводу о том, что на дату судебного заседания вынесение решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) жилых помещений по договору социального найма отнесено к компетенции начальника территориального отделения Ивановской области – г. Иваново.
Как усматривается из выписки из протокола № 1 заседания жилищной комиссии войсковой части 00001 от 29 января 2010 года, заявитель признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с 21 декабря 1998 года.
Из записей в графе 21 послужного списка Скляренко установлено, что в состав семьи заявителя входят следующие граждане:
- жена – ФИО2;
- сын ФИО3;
- дочь жены ФИО1.
При этом, как явствует из копии рапорта заявителя, решение о внесении записей о ФИО1 в графу 21 личного дела Скляренко принято командованием воинской части в июне 2002 года.
Согласно справке войсковой части 00000 от 28 февраля 2012 года № Скляренко С.Н. подлежит увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Заявитель в суде подтвердил, что подлежит увольнению с военной службы, однако не может быть уволен в связи с отсутствием жилья для постоянного проживания.
Исследованием в судебном заседании материалов подордерного дела Скляренко установлено, что с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма он обратился в ФГКУ «Западрегионжилье» 01 марта 2012 года.
Согласно исследованному в суде решению заместителя начальника Западного регионального управления жилищного обеспечения Минобороны России от 07 июня 2012 года № заявителю отказано в предоставлении распределённого жилого помещения на состав семьи в количестве четырёх человек в виде трёхкомнатной квартиры, общей площадью 79,70 квадратных метров по адресу: <адрес>.
Исследованием в суде договоров поднайма жилого помещения установлено, что заявитель заключил их с гражданкой ФИО4, которая предоставила ему для проживания квартиру <адрес>.
Как следует из копий паспортов Скляренко и членов его семьи, все они зарегистрированы по адресу войсковой части 00000.
Из справки МУ «Многофункциональный центр предоставления муниципальных услуг в городе Иванове» от 31 августа 2011 года № усматривается, что объект, расположенный по адресу: <адрес>, является нежилым зданием (объектом войсковой части 00000).
Согласно письменному сообщению начальника территориального отделения Ивановской области Западного регионального управления жилищного обеспечения Минобороны России от 14 ноября 2012 года № по состоянию на 12 апреля 2012 года в отношении заявителя и членов его семьи в Едином Государственном Реестре прав отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на жилые помещения.
Как показала в суде свидетель ФИО2, супруга заявителя, с момента заключения брака, то есть с 07 февраля 1990 года она проживает совместно с военнослужащим Скляренко С.Н. и двумя детьми. При этом ввиду отсутствия какого-либо жилья они в настоящее время осуществляют поднайм квартиры, находящейся по адресу: <адрес>. Свидетель также показала, что её дочь ФИО1 также проживает совместно с ними и ведёт общее хозяйство.
Свидетель ФИО1. (дочь ФИО2.) в судебном заседании показала, что с февраля 1990 года она проживает совместно с матерью, заявителем, а в дальнейшем и с их совместным ребёнком и ведёт с ними общее хозяйство. Помимо этого, свидетель ФИО1 показала, что в настоящее время вся их семья проживает на съёмной квартире по адресу: <адрес>.
Допрошенная в суде свидетель ФИО5 показала, что является соседкой семьи заявителя и проживает по адресу: <адрес>. ФИО5 также показала, что длительное время знакома с семьёй Скляренко и подтвердила, что все они совместно снимают жильё по адресу: <адрес> и ведут общее хозяйство.
Свидетель ФИО6, будучи допрошенным в судебном заседании, показал, что более пятнадцати лет знаком с семьёй Скляренко, которая в настоящее время осуществляет поднайм жилья по адресу: <адрес>. Кроме того, ФИО6 показал, что поскольку является сослуживцем заявителя и дружит с ним семьями, ему известно о том, что Скляренко, его супруга и их несовершеннолетний сын, а также ФИО1 проживают совместно и ведут общее хозяйство.
При таких обстоятельствах военный суд находит, что заявитель Скляренко, его супруга, их совместный сын ФИО3 и дочь жены заявителя ФИО1 на дату судебного заседания проживают совместно по договору поднайма в квартире <адрес> и ведут совместное хозяйство.
Наряду с этим, военный суд полагает возможным в данном конкретном случае применить аналогию права и рассматривать членов семьи Скляренко, ввиду отсутствия в их владении какого бы то ни было жилого помещения, как членов семьи нанимателя жилого помещения, со всеми вытекающими из этого статуса правами и обязанностями.
Таким образом, в соответствии пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Скляренко на состав семьи из четырёх человек имеет право на жилое помещение общей площадью от 72 до 81 квадратного метра.
Как установлено по делу, заявителю отказано в предоставлении квартиры общей площадью 79,70 квадратных метров в связи с превышением размера распределённой жилой площади на 16,7 квадратных метра.
Исходя из изложенного, суд признаёт не основанным на законе и подлежащим отмене решение заместителя начальника Западного регионального управления жилищного обеспечения Минобороны России № от 07 июня 2012 года об отказе в предоставлении заявителю жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В то же время данное решение принято должностным лицом Западного регионального управления жилищного обеспечения Минобороны России более чем за четыре месяца до судебного заседания, и данные о перераспределении жилого помещения по адресу: <адрес> иным гражданам у военного суда отсутствуют.
Поскольку в настоящее время вынесение решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) жилых помещений по договору социального найма, в том числе военнослужащим, проходившим службу на территории Ивановской области, отнесено к компетенции начальника территориального отделения Ивановской области – г. Иваново федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, военный суд полагает необходимым возложить на это должностное лицо обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Скляренко С.Н. жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес> либо иного жилого помещения на состав семьи из четырёх человек, включая дочь его супруги ФИО1.
Из банковской квитанции от 25 октября 2012 года следует, что заявитель при подаче заявления в суд оплатил государственную пошлину в размере 200 рублей.
Частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Как установлено в судебном заседании, нарушение прав заявителя допущено руководителем федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации».
Поскольку финансирование учреждения осуществляет федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», то суд полагает необходимым взыскать в пользу Скляренко расходы по уплате им государственной пошлины с названного финансового органа.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление Скляренко С.Н. удовлетворить.
Решение заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 07 июня 2012 года № об отказе в предоставлении Скляренко С.Н. жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес> признать не соответствующим закону.
Возложить на начальника территориального отделения Ивановской области – г. Иваново федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Скляренко С.Н. жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес> либо иного жилого помещения на состав семьи из четырёх человек, включая дочь его супруги ФИО1.
Взыскать с федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» в пользу Скляренко С.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.И. Смирнов