РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2017 г. |
г. Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Золотавина А.В.,
при секретаре судебного заседания Зыряновой А.Б.,
с участием административного истца - Черного Ю.А., представителя административного ответчика - начальника 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и второго административного ответчика - ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Сучковой О.В., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № <иные данные> Черного <иные данные> об оспаривании решения начальника 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Черный обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение начальника 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее - «Востокрегионжилье») от <дата> № о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязать указанное должностное лицо восстановить его на данном учете.
В обоснование заявленных требований Черный указал, что постоянным или служебным жилым помещением от государства или органов местного самоуправления он не обеспечен. С 1993 года проходит военную службу по контракту. О том, что мать в 2000 году приватизировала предоставленный ей колхозом «Красная звезда» дом по адресу <адрес> он не знал и в приватизации не участвовал, в 2000 году служил в <адрес> Амурской обрасти в войсковой части №. В связи с необеспечением жильем по месту военной службы в <адрес> Амурской обрасти <дата> он прописался у матери. После передислокации войсковой части № в <адрес> служебным жильем он не был обеспечен и в 2014-2015 года постоянно проживал в казарме войсковой части №, а затем у друзей и знакомых. В 2016 году он уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе с оставлением на учете нуждающихся в жилом помещении, однако после оспариваемого решения он был исключен из списков войсковой части № с <дата>. После увольнения он вынужден жить у матери, однако общее хозяйство вместе они не ведут и она не желает проживать с ним. В настоящее время в доме зарегистрирован и проживает его брат.
Представитель начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» Сучкова, возражая против заявленных требований, указала, что собственником данного жилого помещения является мать административного истца и данное жилое помещение приобретено ею на основании договора на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан от <дата>, Черный прописан по данному адресу с 2003 года, поэтому он вселен матерью в качестве члена ее семьи.
Дополнительно Сучкова пояснила, что решение начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» от <дата> №-ЖС о предоставлении Черному жилищной субсидии не реализовано в связи с обеспеченностью Черного жильем в качестве члена семьи собственника жилья – его матери и отсутствием у него права на обеспечение жильем от государства.
Руководитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>», привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, извещенный о времени и месте судебного заседания, не прибыл.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, военный суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
По делу установлено, что административный истец, не обеспеченный по месту военной службы жилым помещением в <адрес>, уволенный с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, и состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, решением начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» от <дата> № снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, после чего был исключен из списков войсковой части № с <дата>.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Согласно решению начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» от <дата> № Черный принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с <дата> на состав семьи 1 человек.
Как видно из копии заявления административного истца и соответствующего решения начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» от <дата> №-ЖС в связи с изменением Черным способа обеспечения жильем принято положительное решение о предоставлении Черному жилищной субсидии, при этом административный истец жильем ранее не обеспечен, жилья в собственности не имеет.
Представитель «Востокрегионжилье» Сучкова пояснила, что данное решение не реализовано в связи с обеспеченностью Черного жильем в качестве члена семьи собственника жилья – его матери и отсутствием у него права на обеспечение жильем от государства.
Как следует из решения начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» от <дата> № и соответствующего извещения от указанного числа № на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ Черный снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку он проживает по адресу <адрес> общей площадью <иные данные> м, который принадлежит его матери на праве собственности, обеспечен жильем свыше учетной нормы.
Как видно из свидетельства о праве собственности на жилое помещение <адрес> жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью <иные данные>. м, принадлежит на праве собственности матери Черного – ФИО4
Данное обстоятельство подтверждается копией договора на безвозмездную передачу дома в собственность от <дата>, согласно которому в приватизации жилого помещения участвовали мать Черного и его брат.
Как пояснил сам административный истец в приватизации он не участвовал, с 1993 года проходил военную службу по контракту, в 2000 году служил в <адрес> Амурской обрасти в войсковой части №, с <дата> прописан у матери, в связи с необеспечением жильем по месту военной службы в <адрес> Амурской обрасти и в <адрес> в связи с передислокацией воинской части, что, помимо пояснений Черного, подтверждается копией его паспорта и копией послужного списка из личного дела.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от <дата> № и от <дата> № Черный, при выслуге свыше 10 лет, уволен по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, жилым помещением был не обеспечен с оставлением на учете нуждающихся в жилом помещении, исключен из списков войсковой части № с <дата>.
Как показала свидетель ФИО4 – мать административного истца данный дом ей был предоставлен правлением колхоза «Красная звезда», дом в 2000 году она приватизировала, административный истец – ее сын и с <дата> прописан у нее в связи с необеспечением служебным жильем по месту службы и отсутствием регистрации, при этом в качестве члена ее семьи не вселялся, во время службы жил в казарме или у знакомых, после увольнения свои вещи хранит у нее, однако общее хозяйство они с ним не ведут, и она желает проживать с ним раздельно. В настоящее время в доме зарегистрирован и проживает ее второй сын.
Свидетель ФИО5 показал, что в 2014-2015 годах в связи с необеспечением жильем по месту службы в войсковой части № в <адрес> Черный фактически проживал в казарме на территории части, личные вещи хранил в казарме.
В соответствии с ответом на запрос суда администрации <адрес> и Знаменского сельсовета жилой дом матери административного истца на балансе муниципальной собственности не состоял.
Согласно справке администрации <адрес> и Знаменского сельсовета, и выписке из единого реестра прав на недвижимое имущество, Черный в приватизации не участвовал, жилых помещений в собственности не имеет.
Таким образом, по делу установлено, что по последнему месту военной службы в <адрес> административный истец постоянного жилья не имеет, в приватизации не участвовал, ранее жильем от государства обеспечен не был, при выслуге свыше 10 лет уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе с оставлением на учете нуждающихся в постоянном жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. При этом право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется гражданам один раз.
Анализируя вышеизложенные нормы права, в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что Черный не является членом семьи собственника жилого помещения, поскольку с 1993 года он проходил военную службу и в доме матери не проживал.
Оценивая доводы Сучковой о том, что поскольку собственником жилого помещения является мать административного истца и данное жилое помещение приобретено ею на основании договора на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан от <дата>, а Черный с 2003 года вселен матерью в качестве члена ее семьи, военный суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» действие положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан. Нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам, что также предусмотрено ст. 49 ЖК РФ.
Из положений ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до <дата>, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны РФ жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
При этом право на получение жилого помещения по избранному месту жительства на условиях договора социального найма может быть предоставлено военнослужащему только один раз при увольнении его с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при условии наличия общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Согласно разъяснений в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Таким образом, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон «О статусе военнослужащих» возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
При этом, из смысла п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что закон не связывает получение военнослужащими и членами их семей жилых помещений с необходимостью постановки их на регистрационный учет. Таким образом, военнослужащий до обеспечения его жильем вправе состоять на регистрационном учете в любом месте, что не является основанием для снятия его с учета нуждающихся в получении жилья, что в полном мере согласуется с правовой позицией Военной коллегии Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 27 июля 2006 года № 6н-193/05, доводы Сучковой об обратном являются ошибочными, поскольку регистрация граждан носит уведомительный характер и не свидетельствует об обеспеченности жильем по месту регистрации.
Вопреки доводам Сучковой о регистрации и обеспеченности Черного жилым домом по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности его матери, принимая во внимание, что административный истец не обеспечен жилым помещением по месту военной службы и состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поэтому вне зависимости от регистрации в другом населенном пункте Черный подлежит обеспечению постоянным жильем (жилищной субсидией) по месту военной службы.
На основании вышеизложенного Черный подлежит восстановлению на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с даты принятия на учет для последующего обеспечения жильем в порядке очередности.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 и 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Черного <иные данные> – удовлетворить.
Решение начальника 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от <дата> № о снятии Черного Ю.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признать незаконным.
Обязать начальника 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в течение 5 дней со дня вступления решения в законную силу восстановить Черного Ю.А. на данном учете с 4 апреля 2014 года установленным порядком.
Об исполнении судебного решения необходимо сообщить в Белогорский гарнизонный военный суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 3 октября 2017 года.
Председательствующий по делу А.В. Золотавин