Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-39058/2019 от 20.11.2019

Судья: Федорчук Е.В. Дело <данные изъяты>а-39058/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Курлаевой И.В., Редченко Е.В.,

при секретаре – помощнике судьи Балабановой Т.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 декабря 2019 года апелляционную жалобу Минакова В. В. на решение Дубненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Минакова В. В. к администрации Талдомского городского округа о признании незаконным постановления.

Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,

объяснения представителя администрации Талдомского городского округа – Башилова С.С., заключение прокурора Ищенко Е.И.,

установила:

постановлением Главы администрации Талдомского городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> введен запрет захоронения на сельском кладбище Зятьково, расположенном по адресу: <данные изъяты>, Талдомский городской округ, д. Зятьково.

Минаков В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного постановления, ссылаясь на то, что, принимая данный акт, орган местного самоуправления действовал с превышением полномочий; содержание постановления противоречит положениям статьи 7 Федерального закона от <данные изъяты> № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 65 Водного кодекса РФ и п. 3 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О погребении и похоронном деле в <данные изъяты>»: установленный в постановлении запрет не входит в перечень оснований, при которых такой запрет устанавливается. Запрет на захоронение на указанном кладбище нарушает его, Минакова В.В., права и интересы как исполнителя волеизъявления умершего.

Решением Дубненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск оставлен без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Минаков В.В. просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав объяснения представителя администрации Талдомсского городского округа – Башилова С.С., заключение прокурора Ищенко Е.И., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений административного ответчика на нее, судебная коллегия пришла к следующему.

В силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со статьей 14 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Из материалов дела усматривается, что постановлением Главы сельского поселения Темповое Талдомского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> закрыто кладбище в д. Зятьково сельского поселения <данные изъяты> (в настоящее время д. Зятьково Талдомского городского округа <данные изъяты>).

Постановлением от <данные изъяты> <данные изъяты> введен запрет на захоронение на сельском кладбище Зятьково, расположенном по адресу: <данные изъяты>, Талдомский городской округ, д. Зятьково.

Обращаясь в суд с административным иском, Минаков В.В. ссылался на то обстоятельство, что оспариваемым муниципальным правовым актом произведено незаконное закрытие указанного выше кладбище, что сделало невозможным свободное захоронение в родственных могилах и как следствие исполнение волеизъявления его умершей матери.

Из материалов дела усматривается, что сельское кладбище Зятьково расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:01:0040125:58 общей площадью 14 642 кв.м.

В силу статьи 1 Федерального закона от <данные изъяты> № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон №8-ФЗ) Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: 1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; 2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; 3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; 4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 8-ФЗ законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 3 вышеуказанного федерального закона настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

В силу ст. 4 Федерального закона № 8-ФЗ 1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ 2.Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

3. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области погребения и похоронного дела, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу ст. 29 Федерального закона № 8-ФЗ 1. Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

2. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О погребении и похоронном деле в <данные изъяты>» (далее <данные изъяты> о погребении) Земельные участки, на которых расположены кладбища, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ 2.Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

3. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области погребения и похоронного дела, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу ст. 29 Федерального закона № 8-ФЗ 1. Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

2. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О погребении и похоронном деле в <данные изъяты>» (далее <данные изъяты> о погребении) Земельные участки, на которых расположены кладбища, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со ст. 6 Устава Талдомского городского округа организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения Талдомского городского округа.

В силу ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон водных объектов запрещено размещение кладбищ.

В силу ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ 1. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

2. Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.

Не разрешается устройство кладбищ на территориях: 1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта; 2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов; 3) на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей; 4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.

3. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

4. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

6. Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ 1. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

2. Санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль за состоянием мест погребения осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Согласно п. 2.2 СанПиН <данные изъяты>-11 Не разрешается размещать кладбища на территориях: на берегах озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей.

При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Таким образом, как правильно указал суд, законодатель предусмотрел возможность прекращения деятельности на месте погребения органом местного самоуправления в случаях нарушения санитарных и экологических требований к содержанию мест погребения.

В материалах дела имеется ответ Отдела водных ресурсов по <данные изъяты> Московско-Окского бассейнового водного управления Росводоресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>, в соответствии с которым река Дубна имеет протяженность 167 км и является правым притоком первого порядка реки Волга.

В соответствии с ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохраной зоны реки Дубна составляет 200 м.

Согласно ответу Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>Исх-7715 земельный участок с кадастровым номером 50:01:0040125:58, занятый кладбищем, полностью расположен в двухсотметровой водоохраной зоне реки Дубна.

Между тем река Волга является источником питьевого водоснабжения <данные изъяты>, поскольку входит в состав канала имени Москвы (канал Москва-Волга), что подтверждается Постановлением СНК РСФСР от <данные изъяты> <данные изъяты> «О санитарной охране канала Москва - Волга как источника водоснабжения <данные изъяты>».

Таким образом, река Дубна, являясь притоком первого порядка реки Волга, входит в состав системы питьевого водоснабжения <данные изъяты>.

При таких данных суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое административным истцом постановление не противоречит положениям действующего федерального и регионального законодательства, принято в целях устранения нарушений санитарных требований.

Как правильно указал суд первой инстанции, право на захоронение в избранном месте является коррелятивным понятием, содержание которого уясняется при сопоставлении его, среди прочего, с санитарными и экологическими требованиями к выбору места погребения, без соблюдения которых оно утрачивает свою императивную природу.

В соответствии с этим пунктом 4.3 СанПиН <данные изъяты>-11 установлен запрет производить захоронения на закрытых кладбищах, за исключением захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы, а также в колумбарные ниши.

Оценивая довод административного истца о том, что в результате принятия оспариваемого акта были нарушены его права и интересы, суд первой инстанции правомерно учел, что оспариваемым постановлением на территории указанного выше кладбища разрешено захоронение урн с прахом в родственных и семейных (родовых) захоронениях.

Довод апеллянта о том, что оспариваемый нормативный акт не имеет юридической силы, в связи с нарушением порядка его публикации, судебная коллегия находит несостоятельным.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Решением Совета депутатов Талдомского городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> определены официальными средствами массовой информации для публикации муниципальных правовых актов – политическая газета «Заря» и официальный сайт администрации Талдомского городского округа.

Оспариваемое постановление было опубликовано на официальном сайте администрации Талдомского городского округа <данные изъяты>, что подтверждается представленными скрин-шотами официального сайта администрации Талдомского городского округа, представленными в заседание судебной коллегии.

Таким образом, административным ответчиком соблюден порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта.

Рассмотрение данного административного дела судом первой инстанции в отсутствие прокурора в силу ч. 5 ст. 310 КАС РФ не может повлечь отмену правильного по существу решение.

Участие прокурора было обеспечено при рассмотрение апелляционной жалобы Минакова В.В.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.

Доводы апелляционной жалобы Минакова В.В. не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку представленных доказательств и выводов суда, который при разрешении возникшего спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, пришел к выводам, которые соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дубненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Минакова В. В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-39058/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Минаков В.В.
Ответчики
Администрация Талдомского городского округа
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
27.11.2019Судебное заседание
25.12.2019Судебное заседание
23.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее