Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-702/2019 ~ М-680/2019 от 01.10.2019

10RS0005-01-2019-001082-72

Дело № 2-702/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 октября 2019 года                     <адрес>

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Исаковой В.П.,

при секретаре Филипповской Е.А.,

с участием прокурора Невайкина П.Н.,

представителя ответчика администрации Калевальского муниципального района Лежоева Н.А. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Карелия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Калевальского муниципального района, администрации Луусалмского сельского поселения о понуждении к совершению определенных действий,

установил:

прокурор <адрес> Республики Карелия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Калевальского муниципального района, администрации Луусалмского сельского поселения (далее - ответчики, администрация) об обязании в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории <адрес> сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиками законодательства в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Луусалмского сельского поселения. В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг. В соответствии с соглашением, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Калевальского муниципального района и администрацией Луусалмского сельского поселения, действующим в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, администрация района передала полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения администрации Луусалмского сельского поселения. В нарушение указанных требований закона ответчиками не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Луусалмского сельского поселения, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, а также лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением такого погребения умершего безвозмездно специализированной службой, либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение.

Прокурор Невайкин П.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика Лежоев Н.А. исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве, пояснил, что по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией Калевальского муниципального района и администрацией Луусалмского сельского поселения, полномочия по решению вопросов местного значения поселения, в частности по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения переданы Луусалмскому сельскому поселению, в связи с чем, администрация Калевальского муниципального района не является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика - администрации Луусалмского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял.

В отзыве на исковое заявление глава Луусалмского сельского поселения ФИО4 пояснил, что по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Калевальского муниципального района к администрации Луусалмского сельского поселения переданы полномочия по оказанию ритуальных услуг. С иском не согласился, полагая, что создание специализированной службы по вопросам похоронного делавозложит на бюджет Луусалмского сельского поселения непомерную финансовую нагрузку в размере полутора миллионов рублей ежегодно, так как будет необходимо содержать организацию из четырех работников. Указал, что на данный момент организацией захоронения умерших на территории Луусалмского сельского поселения занимаются сами жители поселка Луусалми, для тех, кто не имеет средств на организацию захоронения всегда находятся неравнодушные люди (в том числе и работники администрации), готовые помочь и которые, в свою очередь затем получают компенсацию за похороны из средств социальных служб. Это же правило действует в отношении неустановленных и невостребованных тел. Статистика предыдущих лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ говорит о том, что в год таких захоронений происходит от двух до трех-четырех, расходы на захоронение из социальных фондов составляют до <данные изъяты>. Считает, что создание специализированной службы по вопросам похоронного дела заведомо убыточно и расходовать половину бюджета поселения на данную организацию нецелесообразно и неправильно. В случае обращения граждан в администрацию за помощью в захоронении умерших им будет оказана помощь согласно перечню услуг по погребению и в получении денежных средств из Пенсионного фонда либо Фонда социального страхования в виде компенсации стоимости погребения, несмотря на отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела. Просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав прокурора, представителя ответчика Лежоева Н.А., исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 12, ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации).

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 15 Федерального закона РФ N 131 от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ), организация ритуальных услуг и содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (абз. 2 ч. 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).

Согласно ст. 25 Закона N 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ч. 1, 2 ст. 29 Закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает, гарантированный законом перечень услуг по погребению, в частности оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ). Таким образом, специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

В Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 Закона N 8-ФЗ).

Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Закона N 8-ФЗ).

Закон N 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.

Из положений статей 9 и 10 Закона N 8-ФЗ в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Таким образом, Федеральным законом № 8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О погребении и похоронном деле» предусмотрена возможность для лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, воспользоваться гарантированным перечнем услуг по погребению, либо получить социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню.

Статьей 12 Закона № 8-ФЗ предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.

Статьями 6, 9, 10, 12 Закона № 8-ФЗ предусмотрено, что услуги по погребению умерших могут оказываться и иными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в этой сфере.

Следовательно, на органы местного самоуправления возложено не оказание услуг по погребению, а организация таковых. Организация оказания услуг есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности, путем формирования и размещения муниципального заказа (ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).

Судом установлено, что администрация Калевальского муниципального района является органом местного самоуправления. Муниципальное образование Луусалмское сельское поселение входит в состав указанного района.

Пунктом 17 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ), предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Уставом муниципального образования «Калевальский национальный район» к вопросам местного значения Калевальского муниципального района и к полномочиям администрации отнесены содержание на территории Калевальского муниципального района межпоселенческих мест и межселенных мест захоронения, организация ритуальных услуг, а также организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в сельских поселениях (п.17 и п.17.1 ч. 1 ст. 8, п. 18 ст. 39 Устава).

На основании пункта 4 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ администрацией Калевальского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение с администрацией Луусалмского сельского поселения о передаче им части своих полномочий по решениювопросов местного значения. Срок действия соглашения с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.<адрес>, пунктом <данные изъяты> указанного соглашения администрация Луусалмского сельского поселения приняла полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории <адрес> сельского поселения.

В соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 11 Устава муниципального образования «Луусалмское сельское поселение», органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа (л.д. 27).

Таким образом, для решения возложенных на орган местного самоуправления задач в указанной сфере, администрация Луусалмского сельского поселения вправе по собственному усмотрению, руководствуясь статьей 11 Устава создать специализированную службу в виде муниципального предприятия или учреждения.

Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией Калевальского муниципального района и администрацией Луусалмского сельского поселения требований законодательства в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в Луусалмском сельском поселении. По результатам проверки прокурором <адрес> в адрес главы администрации Луусалмского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле от ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа администрации Луусалмского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора следует, что на территории Луусалмского сельского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, порядок деятельности указанной службы не утвержден, попечительский (наблюдательный) совет по вопросам похоронного дела, порядок формирования и полномочий попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела на территории <адрес> сельского поселения не созданы. Размер бесплатно предоставляемого земельного участка на общественном кладбище для погребения умерших и правила содержания мест погребения определены Положением об организации похоронного дела на территории <адрес> сельского поселения, утвержденного решением Совета Луусалмского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ . Также администрация указывает, что ранее был заключен договор об оказании ритуальных услуг с индивидуальным предпринимателем ФИО5, который расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по его инициативе (л.д. 18).

Таким образом, ответчиками не представлены доказательства, принятия необходимых мер к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, поскольку для реализации такого права на территории <адрес> сельского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.

Согласно п. 4. ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Несмотря на то, что между ответчиками заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о делегировании полномочий в части оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории <адрес> сельского поселения от района к поселению, это не снимает ответственности с органа местного самоуправления в лице администрации Калевальского муниципального района за неисполнение переданных полномочий.

Таким образом, довод представителя ответчика администрации Калевальского муниципального района о том, что они не являются надлежащим ответчиком по делу, суд считает несостоятельным, поскольку он не основан на нормах действующего законодательства.

Доводы представителя ответчика администрации Луусалмского сельского поселения, изложенные в отзыве на исковое заявление, суд считает несостоятельными, поскольку они противоречат вышеуказанным правовым позициям. Более того, согласно ст. 26 ФЗ-8 финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со ст. 9, 10, 11 этого закона.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, конституционные положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, получили конкретизацию в Бюджетном кодексе Российской Федерации, предусматривающем выделение бюджетов местного самоуправления (местных бюджетов) в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10,28 и 29) и устанавливающем принцип самостоятельности бюджетов, из которого вытекает право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, иметь собственные источники доходов бюджетов, определять направления расходования бюджетных средств (статья 31).

Следовательно, орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создания специализированной службы, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные для таковой Законом № 8-ФЗ.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования, заявленные прокурором <адрес>, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Принимая во внимание характер нарушения, об устранении которого просит прокурор, объем работ, суд приходит к выводу об обязании администрацию Калевальского муниципального района и администрации Луусалмского сельского поселения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Возражений по поводу данного срока от представителей ответчиков не поступало, доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в испрашиваемый прокурором срок не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> - удовлетворить.

Обязать администрацию Калевальского муниципального района и администрацию Луусалмского сельского поселения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории <адрес> сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья                                                                                      В.П.Исакова

Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФ

составлено 25 октября 2019 года

2-702/2019 ~ М-680/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Калевальского района Республики Карелия
Ответчики
Администрация Калевальского муниципального района
Администрация Луусалмского сельского поселения
Суд
Костомукшский городской суд Республики Карелия
Судья
Исакова Валентина Павловна
Дело на странице суда
kostomukshsky--kar.sudrf.ru
01.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2019Передача материалов судье
01.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2019Судебное заседание
25.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2019Дело оформлено
10.12.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее