Дело № 2-452/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«19» октября 2012 года п.Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
при секретаре: ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании действий администрации <адрес> по исключению суммы из расчета государственной безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий незаконными, восстановлении незаконно снятой суммы из государственной безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий, об обязании не исключать из расчета субсидии стоимость <адрес>, обязании восстановить в первой очереди на получение жилищного сертификата в 2013 году согласно срока подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, взыскании денежной компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании действий администрации <адрес> по исключению суммы из расчета государственной безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий незаконными, восстановлении незаконно снятой суммы из государственной безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий, об обязании не исключать из расчета субсидии стоимость <адрес>, обязании восстановить в первой очереди на получение жилищного сертификата в 2013 году согласно срока подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление в администрацию <адрес> о включении его в список граждан, имеющих право, как инвалид 2 группы, на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление на включение его и его троих детей в состав участников программы на получение сертификата в 2012 году. Где было указано, что он имеет для проживания муниципальное жилье, расположенное по адресу: в <адрес>. Других жилищных помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации у него нет. ДД.ММ.ГГГГ им было дано письменное обязательство о сдаче жилого помещения находящегося по месту проживания, а именно: <адрес>, не приватизировать указанное жильё, не совершать иных действий, которые влекут или могут повлечь отчуждение этого жилья третьим лицам. Других жилых помещений на момент подписания письменного обязательства у него не было. При расчете суммы жилищной субсидии: 18 кв.м х 4 человека (количество членов семьи) х 35 995рублей 00 копеек (стоимость 1кв.м на территории Красноярского края) х 0,85 (коэффициент северного стажа) = 2 202 894 рублей 00 копеек, в нарушении его Конституционных прав ст. 35 Конституции Российской Федерации из расчетной суммы специалистом администрации <адрес> ФИО8 было исключено 700 000 рублей 00 копеек. Основанием послужил договор дарения (безвозмездно) от ДД.ММ.ГГГГ квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, стоимость которой согласно данным БТИ составляет 242 902 рубля 00 копеек, данная квартира ему досталась по наследству после смерти его отца, где проживает его мать более 30 лет и которую он подарил своей матери ФИО6 Он в данной квартире не живет, зарегистрирован и проживает с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Согласно пункта 7 вышеуказанного договора дарения: по заявлению дарителя на момент подписания договора вышеуказанное имущество ( квартира по <адрес>) никому не продана, не обещана в дар, в споре и под арестом не состоит. На отчуждение имущества нет прав третьих лиц, в связи с чем, считает, что он имел полное право распорядиться собственностью по своему усмотрению и оформил договор дарения на свою мать ФИО6 На дату заключения договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ им не было подписано ни одного документа на получение жилищного сертификата, никаких письменных обязательств по жилому помещению никому он не давал, в каком году получит жилищный сертификат, он не знал. Жилищный сертификат серия № на сумму 1 502 894 рубля 00 копеек был выписан ДД.ММ.ГГГГ, однако реализовать его он не смог поскольку с него и его троих несовершеннолетних детей не законно сняли 700 000 рублей 00 копеек, кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ до конца ДД.ММ.ГГГГ он находился на стационарном лечении в <адрес>, операция прошла не удачно, и ему пришлось оформлять документы на получение инвалидности I группы. Поэтому ДД.ММ.ГГГГ он подал заявление на возврат жилищного сертификата серия № на сумму 1 502 894 рублей 00 копеек. Просит признать незаконными действия администрации <адрес> по исключению из расчета государственной безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий суммы 700000 рублей 00 копеек по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, не исключать из расчета государственной безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий стоимость квартиры по адресу <адрес> сумме 242 902 рубля 00 копеек по данным БТИ, восстановить право на получение жилищного сертификата в первой очереди 2013 году, как инвалиду первой группы, согласно срока подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать денежную компенсацию морального вреда в сумме 350 000 рублей 00 копеек, судебные издержки в сумме 1652 рубля 00 копеек.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, надлежащим образом уведомлен о месте и времени проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель истца - ФИО6, действующая на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований ФИО1 настаивает в полном объеме показала, что ФИО1 просит признать незаконными действия администрации <адрес> по исключению из расчета государственной безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий суммы 700 000 рублей по договору дарения (безвозмездно) от ДД.ММ.ГГГГ, которая была учтена необоснованно по следующим основаниям: ч. 1 ст. 772 ГК РФ предусмотрено, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность, либо имущественное право (требование) к себе или третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или третьим лицом. В соответствии с ч. 2 ст. 423 ГК РФ безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного представления. Таким образом, договор дарения ФИО1 согласно ст. 572, ст. 423 ГК РФ является безвозмездным, каких-либо сумм ФИО1 не получал от нее - его матери, в связи с чем, 700 000 рублей вычтено из расчета предоставляемой субсидии незаконно. Из письма прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, адресованного ФИО1 следует, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и архитектуры <адрес> рассмотрено представление прокуратуры края от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений жилищного законодательства при предоставлении ФИО1 жилищной субсидии. По результатам рассмотрения представления прокуратуры края, заместителем министра ФИО7, требования прокурора удовлетворены, Министерство строительства и архитектуры <адрес> согласно выдать новый сертификат. Однако, из возражений на иск следует, что в удовлетворении требований ФИО1 министерство просит отказать, не понятна противоположная позиция ответчика по данному вопросу. ФИО1 заявлено исковое требование не исключать из расчета государственной безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий стоимость квартиры, расположенной по адресу: <адрес> сумме 242 902 рубля 00 копеек - инвентаризационная стоимость квартиры по данным БТИ. Пункт 2 статьи 35 Конституции РФ гласит, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться им как единолично, так и совместно с другими лицами. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и членами его семьи было подписано обязательство (приложение № к Правилам выпуска и реализации жилищных сертификатов) о сдаче жилого помещения по адресу: <адрес>, то есть по месту его проживания с 1995 года. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> ФИО1 было подано заявление с просьбой о выдаче государственного сертификата для приобретения жилого помещения на территории <адрес>. На момент подписания вышеуказанных документов ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, находящегося в собственности ФИО1 в <адрес> не было и действий по отчуждению он в указанные периоды времени не совершал, о чем представлено уведомление Государственной регистрационной палаты от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии зарегистрированных прав в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента подписания обязательства, в связи с чем, инвентаризационная стоимость жилой квартиры в сумме 242 902 рубля не подлежит вычету из стоимости сертификата. Кроме того, ФИО1 просит восстановить его в очереди на получение жилищного сертификата в 2013 году согласно срока подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ как инвалида 1 группы в соответствии в Законом от 17.07.2011г. № 212-ФЗ в котором ст. 2 изложена в следующей редакции: очередность представления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий на основании которых граждане были поставлены на учет, им предоставляется жилищная субсидия в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан). Закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ Списки инвалидов должны быть составлены с учетом даты получения инвалидности и подачи заявления на постановку на очередь. В списках граждан по категории инвалиды I и II группы на 2013 год не учтена дата получения инвалидности, а учтена только дата постановки на учет. Что дает возможность незаконно формировать список переводя из списка пенсионеров, где раньше стали на учет в категорию инвалидов, хотя инвалидность получена намного позднее. Сводные списки не имеют свободного доступа, не размещены для всеобщего обозрения в доступных местах, в нарушение статьи 25 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Кроме этих нарушений администрацией <адрес> все заявления (документы на получение сертификата) заполняются специалистом, а не самим членом программы. ФИО1 инвалидность получил в сентябре 2009 года, а ДД.ММ.ГГГГ стал в очередь на получение сертификата и был в очереди за №, а на 2013 год поставлен на очередь под №. Получается его очередь за 4 года продвинулась всего на 140 человек, что не соответствует действительности. Сертификат ФИО1 был сдан не только по состоянию здоровья, но и в связи с тем, что из сертификата незаконно была вычтена сумма в размере 700 000 рублей 00 копеек по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, сертификат ему был выдан ДД.ММ.ГГГГ, хотя она лично просила ФИО8 перенести получение сертификата на второе полугодие, поскольку ФИО1 с марта по ДД.ММ.ГГГГ находился в больнице <адрес>. Домой его привезли ДД.ММ.ГГГГ с ухудшенным состоянием здоровья, ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена 1 группа инвалидности. Оформить документы в банке до ДД.ММ.ГГГГ он не мог, так как состояние здоровья не позволяло ему поехать в Красноярск и открыть счет в банке до ДД.ММ.ГГГГ, он вынужден был написать заявление на возврат сертификата, чтобы попасть в список получателей жилищного сертификата на 2013 год. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал исковое заявление в суд о признании незаконными действий администрации <адрес> по оформлению сертификата. Кроме того, просит взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 350 000 рублей, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами по выполнению закона № 125-ФЗ от 25.03.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностям» и закона от 17.07.2011г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон от 25.03.2002г. № 125-ФЗ в части нарушения жилищных прав ФИО1 при переселении из района приравненного к району Крайнего Севера, взыскать с ответчика в пользу истца судебные издержки в сумме 1652 рубля 00 копеек, из-за незаконных действий специалиста администрации <адрес> ФИО9 привело к затратам вышеуказанной суммы.
Представитель ответчика – администрации <адрес> ФИО10, действующий на основании доверенности, в судебных заседаниях от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признал и показал, что в соответствии со ст. 6 Федерального Закона № 125-ФЗ от 25.10.2002г. «О жилищных субсидиях гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с учетом внесенных 17.07.2011г. изменений в данный Закон, в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. Так же исходя из разъяснений полученных из Министерства регионального развития РФ, размер жилищной субсидии предоставляется гражданину с учетом всех сделок, совершенных вышеуказанным гражданином и членами его семьи по отчуждению жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, независимо от времени совершения данных сделок. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 произвел отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> по договору дарения, оценив данное жилое помещение в сумме 700 000 рублей. Так же в учетном деле имеется справка БТИ об инвентаризационной стоимости жилого помещения на дату совершения сделки, стоимость жилого помещения согласно справки составляет 242 902 рубля. В связи с этим, ФИО1 будет предоставлена жилищная субсидия исходя из следующего расчета: 18 кв.м. х 4 (количество членов семьи) х 35 995 (стоимость 1 кв.м. жилья на территории <адрес>) х 0,85 (коэффициент северного стажа) - 700000 рублей (оценка жилого помещения по договору дарения) = 1502894 рубля. ФИО1 включен в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2012 год по категории граждане, инвалиды 1 и 2 групп, а также инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по Мотыгинскому району под №. Просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации <адрес> ФИО8, действующая на основании доверенности в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признала и показала, что заявленные исковые требования истца в части удержаний по государственному жилищному сертификату удовлетворению не подлежат, поскольку истец в 2012 году указанный жилищный сертификат не реализовал, сдал добровольно, написав заявление, в связи с чем, он включен в списки граждан на получение жилищной субсидии на 2013 год. Таким образом, права истца ответчиком не нарушены. Кроме того, требования, заявленные истцом о восстановлении права на получение жилищного сертификата в первой очереди на 2013 год, как инвалиду первой группы, согласно срока подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению также не подлежат, так как формирование списков участников программы происходит в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 879 от 10.12.2002 года по дате подачи заявления. Из п. 20 данного постановления следует, что в случаях изменения оснований постановки на учет, то есть если гражданин встал на учет пенсионером, а затем, став инвалидом он переводится из одного списка в другой (из пенсионеров в список инвалидов) по дате подачи первоначального заявления. ДД.ММ.ГГГГ вступили в законную силу изменения, внесенные в указанное постановление в ст. 20, с учетом данных изменений в настоящее время перевод из одного списка в другой производится по дате возникновения новых оснований, однако, если эти основания возникли с ДД.ММ.ГГГГ. В списках получателей жилищной субсидии инвалидов на 2012 год ФИО1 состоит за №. Впереди его состоят граждане, которые также как и он по каким-то причинам отказались получать жилищный сертификат, имеющие более раннюю дату постановки на учет, кроме того, впереди истца по очереди состоят граждане, которые ранее стояли в очереди пенсионеров с более ранней датой подачи заявления, чем у истца и до вступления новых изменений в закон (ст. 20 Постановления), при получении инвалидности в 2012 году они соответственно переведены в список под номером предшествующим очередности истца, поскольку закон не может ухудшать их правовое положение, считает, что истец не правильно понимает нормы действующего законодательства в данной части. Кроме того, учитывая вышеизложенное полагает, исковые требования о взыскании компенсации морального вреда и судебных издержек также не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика – министерства строительства и архитектуры <адрес> в судебное заседание не явился, просят дело рассмотреть в отсутствие их представителя, в отзыве на исковое заявление указали, что требования, заявленные ФИО1 являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153. Меры социальной поддержки рассматриваемой категории граждан оказываются в форме предоставления им государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы. Порядок расчета размера социальной выплаты установлен статьей 5 Федерального закона. Размер социально выплаты зависит от: состава семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; норматива общей площади жилого помещения (в размере 18 кв.м общей
площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и
более человека); норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого
помещения по Российской Федерации, значение которого определяется
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти и который действует на дату расчета социальной выплаты; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа
работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно ст. 6 Федерального закона (а также п. 16.2. Правил) в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии (социальной выплаты) уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из этих сумм. Согласно заявлению о выдаче государственного жилищного сертификата состав семьи истца составил 4 человека: ФИО1 - заявитель; ФИО2 - сын; ФИО3 - сын; ФИО4 - сын. За счет средств федерального бюджета 2012 года ФИО15 P.P. оформлен и выдан государственный жилищный сертификат серии ПС № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 502 894 рубля. Расчет размера социальной выплаты: 4*18*31300*1,15*0,85-700000 = 1 502 894 рублей, где 4 - состав семьи, человека; 18 - количество квадратных метров на 1 человека; 31300 - норматив общей площади жилья по РФ; 1,15 - повышающий коэффициент для <адрес>; 85% - норматив предоставления социальной выплаты; 700000 - вычет (стоимость жилого помещения по договору дарения). При расчете размера социальной выплаты произведено её уменьшение на 700000 рублей в связи со следующим: ФИО15 P.P. с ДД.ММ.ГГГГ принадлежало право собственности на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ была приобретена ещё одна доля в размере 1/3, а в последствие ДД.ММ.ГГГГ было произведено отчуждения всего жилого помещения. Так, согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ заявитель произвел отчуждение жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость жилого помещения согласно п. 4 договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ составила 700 000 рублей. Инвентаризационная стоимость указанного объекта недвижимости составила 242 902 рублей. Согласно п.п. «б» пункта 3 Постановления разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных Правилами, утвержденными постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации. В Министерство регионального развития РФ министерством было направлено обращение по вопросу определения размера жилищной субсидии ФИО15 P.P. при отчуждении жилого помещения по договору дарения. Так, согласно ответа из Минрегион России министерство при расчете размера жилищной субсидии, предоставленной ФИО15 P.P., действовало в рамках правового поля Федерального закона. Таким образом, расчет размера социальной выплаты произведен министерством в соответствии с требованием норм действующего законодательства. В соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 P.P. вернул сертификат серии № в связи с невозможностью его реализовать по состоянию здоровья, и просит оставить в очереди на получение социальной выплаты на планируемый 2013 год. ФИО15 P.P. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом по категории (очереди) инвалидов. На основании сведений, представленных в министерство администрацией <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) ФИО15 P.P. включен в список по <адрес> граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом 2013 году по категории инвалиды 1 и 2 групп, а также инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ под номером 34. Государственная финансовая поддержка будет оказана ФИО15 P.P. по мере поступления бюджетных средств, в порядке очереди, сформированной на основании действующего законодательства, при условии полного соответствия требованиям Федерального закона. Просят суд отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд, выслушав представителя истца, представителей ответчика администрации <адрес>, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ( часть 1).
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище (часть 1), органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации граждан права на жилище.
По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации, взаимосвязи со ст. 37 (части 1 и 3), которая гарантируя свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепляет право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, законодатель, регулируя труд лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностей, вправе предусмотреть для них соответствующие гарантии и компенсации, в том числе гарантии предоставления жилья для тех граждан, которые, проработав длительное время в указанных районах и местностях, уезжают в другие регионы России, где они не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях - не противоречит принципу равенства, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.
На основании ст. 5 6 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125 -ФЗ (в ред. от17.07.2011) «О жилищных субсидиях, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
На основании ст. 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
В соответствии со ст. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 909), очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
Очередность предоставления гражданам социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление.
На основании п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 03.11.2011) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ (ред. от 17.07.2011) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:
состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года;
норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;
норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При расчете размера жилищной субсидии, предоставляемой для приобретения жилых помещений, на территориях отдельных субъектов Российской Федерации применяются установленные Правительством Российской Федерации повышающие коэффициенты к нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации.
При определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.
Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, признаются членами семьи данного гражданина, если они были вселены им в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство (по прежнему месту жительства). В исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Норматив предоставления жилищных субсидий определяется исходя из категорий граждан и их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
На основании ст.6 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ (ред. от 17.07.2011) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", а так же п. 16.2. Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, являясь инвалидом 2 группы, обратился с заявлением к главе <адрес> о включении его в состав граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в <адрес>. Согласно данного заявления, в его состав семьи входят: ФИО11- жена; дети - ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, заявитель и члены его семьи проживают по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении ФИО1 и члены его семьи проживают и зарегистрированы на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией <адрес> и ФИО1
На основании решения районной комиссии по жилью и жилищной политике при администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был признан участником федеральной программы переселения в соответствии с Федеральным законом 125 -ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Кроме того, из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принадлежало право собственности на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ им была приобретена еще доля в указанном объекте недвижимого имущества в размере 1/3 доли на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, договора об изменении вида собственности от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 произвел отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> пользу ФИО6, что подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ На основании п.4 договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ стоимость жилого помещения составляет 700 000 рублей 00 копеек. Согласно свидетельства о государственной регистрации права № <адрес> ФИО6 является собственником вышеуказанной жилой квартиры, основание договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было дано письменного обязательства о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно уведомления госрегистратора от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах ФИО1 В настоящее время ФИО1 является инвали<адрес> группы, что подтверждается материалами дела.
Из материалов дела следует, что за счет средств федерального бюджета 2012 года ФИО1 был оформлен и выдан государственный жилищный сертификат серия № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 502 894 рубля. При расчете размера социальной выплаты было произведено ее уменьшение на 700 000 рублей 00 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вернул указанный государственный жилищный сертификат, в связи с невозможностью его реализовать по состоянию здоровья, просит оставить его в очереди на получение социальной выплаты на планируемый 2013 год, что подтверждается заявлением истца. Данный факт представителем истца в судебном заседании не оспаривался. Кроме того, представитель истца пояснила, что причиной возврата сертификата истцом кроме его состояния здоровья послужили и другие обстоятельства, а именно, что при расчете из жилищной субсидии, причитающейся ФИО1 ответчиками было вычтено 700 000 рублей 00 копеек, с чем он был не согласен, помимо этого, поскольку ФИО1 находился в больнице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, он не мог в установленные в сертификате сроки до ДД.ММ.ГГГГ предъявить его в банк. Однако, суд не усматривает вины ответчика администрации <адрес> в том, что ФИО1 вернул государственный жилищный сертификат, поскольку он мог выдать своему представителю доверенность на получение государственного жилищного сертификата и на открытие лицевого счета, данная доверенность могла быть удостоверена главным врачом по месту прохождения его лечения, что он в дальнейшем и сделал, оформил доверенность на сестру ФИО13, которая затем получила сертификат. Кроме того, он по состоянию здоровья так -же не мог участвовать в судебном заседании, его интересы в суде по доверенности представляет его мать - ФИО6
Учитывая факт добровольной сдачи истцом государственного жилищного сертификата и включение его в очередь на получение социальной выплаты на планируемый 2013 год, суд приходит к выводу, что права ФИО1 на получение государственной социальной выплаты ответчиками не нарушено.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 в части признания незаконными действий администрации <адрес> по исключению из расчета государственной безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий суммы 700000 рублей 00 копеек по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, не исключении из расчета государственной безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий стоимости квартиры по адресу <адрес> сумме 242 902 рубля 00 копеек по данным БТИ удовлетворению не подлежат.
Кроме того, ФИО1 заявлено требование о восстановлении его права на получение жилищного сертификата в первой очереди в 2013 году, как инвалиду первой группы, согласно срока подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что в списке граждан - участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» на 2013 год по категории граждан, инвалиды 1 и 2 группы, а также инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях по <адрес> ФИО1 находится под номером 34, в аналогичном списке на 2012 год он стоит под номером 111, в списке на 2011 год под номером 165. Списки проверены судом, правильность и учета очередников в данных списках у суда сомнений не вызывает, истцом и его представителем доказательств, подтверждающих незаконность постановки на учет граждан, стоящих в списке очередников впереди ФИО1 суду не представлено. Кроме того, с доводами представителя истца о том, что списки участников программы администрацией <адрес> формируются в нарушение норм действующего законодательства, суд не может согласиться, так как формирование списков участников программы администрацией <адрес> происходит в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 879 от 10.12.2002 года - по дате подачи заявления. Из п. 20 данного постановления следует, что в случаях изменения оснований постановки на учет, то есть, если гражданин встал на учет пенсионером, а затем, став инвалидом он переводится из одного списка в другой (из пенсионеров в список инвалидов) по дате подачи первоначального заявления. С 01.01.2012 года вступили в законную силу изменения в ст. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 909), с учетом данных изменений в настоящее время перевод из одного списка в другой производится по дате возникновения новых оснований, однако, если эти основания возникли после 01.01.2012 года. В списках получателей жилищной субсидии инвалидов на 2013 год ФИО1 состоит за №. Впереди его стоят граждане, которые также как и он по каким-то причинам отказались получать жилищный сертификат, либо были переведены из списка пенсионеров в списки инвалидов по дате подачи первоначального заявления, так как право их возникло до вступления в силу указанных выше изменений в п.20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 909). С учетом изложенного, заявленные требования истца удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Поскольку в удовлетворении вышеуказанных исковых требований истцу судом отказано в полном объеме, вина ответчиков в том, что истец добровольно сдал сертификат отсутствует, таким образом, действиями ответчиков истцу не могли быть причинены моральные и нравственные страдания, в связи с чем, заявленные исковые требования о взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Учитывая вышеизложенное, требования о взыскании судебных расходов удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий администрации <адрес>, Министерства строительства и архитектуры <адрес> по исключению из расчета государственной безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий суммы 700 000 (семьсот тысяч) рублей 00 копеек по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, о не исключении из расчета государственной безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий стоимости квартиры по адресу: <адрес> размере 242 902 (двести сорок две тысячи девятьсот два) рубля 00 копеек.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о восстановлении права на получение жилищного сертификата в первой очереди в 2013 году отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о взыскании морального вреда в размере 350000 (триста пятьдесят) тысяч рублей 00 копеек и взыскании судебных расходов в сумме 1652 (одна тысяча шестьсот пятьдесят два) рубля 66 копеек отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Петушкова О.Ю.