Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-362/2020 ~ М-235/2020 от 10.03.2020

2-362/2020

10RS0№ ...-39

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 мая 2020 года                                         г. Кондопога

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                   Бахориной М.А.,

при секретаре                                           Бахаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голубева П. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о включении периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера, обязании произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с увеличенным в ходе рассмотрения дела иском по тем основаниям, что является получателем страховой пенсии по старости, в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ проходил срочную военную службу в войсковой части № ..., дислоцировавшейся в с. Алакуртти Мурманской области. После службы в армии в течение трех месяцев был трудоустроен в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. При обращении к ответчику с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, ему было отказано. Просит признать решение ответчика об отказе в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой части трудовой пенсии незаконным, включить в стаж работы период прохождения военной службы в районе Крайнего Севера с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ и обязать ответчика произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик, будучи извещенным надлежащим образом, в заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В представленном отзыве указал, что исковые требования не признает, поскольку положения ч. 8 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ применяются только в целях определения права лица на страховую пенсию при ее назначении; указанным Федеральным законом не предусмотрена возможность применения ранее действовавшего законодательства при исчислении страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Положения ст. 19 и 39 Конституции РФ гарантируют каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту и равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее - ФЗ № 400-ФЗ) в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей.

Частями 4, 6 статьи 17 ФЗ № 400-ФЗ предоставлено право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Конституционный суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Из материалов дела следует, что ХХ.ХХ.ХХ истец обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии; ХХ.ХХ.ХХ ему отказано в перерасчете размера повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 18 ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Истцом заявлено требование о зачете периода прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в стаж работы в районах Крайнего Севера.

Суд считает, что при разрешении спора о включении периода прохождения действительной срочной службы в специальный трудовой стаж необходимо применять законодательство, действующее в соответствующий период.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Законом СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом РФ от 20.11.1992 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" № 400-ФЗ от 28.12.2013. Правовыми предписаниями, изложенными в ст. 30 указанного нормативного акта, предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.ч. 3, 4 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ).

В целях реализации ст. ст. 30 и 31 ФЗ № 400-ФЗ Правительством РФ принято Постановление от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций)", с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно пункту 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

В соответствии с п. 109 указанного Положения, действовавшего до вступления в силу Закона о пенсиях 1990 года, время службы в армии приравнивалось к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, если служба предшествовала такой работе или следовала за ней.

В период службы истца в армии по призыву действовал Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях». Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях», солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Указами Президиума Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.

Из буквального толкования указанных норм следует, что период действия срочной военной службы засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, перечисленным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181, при соблюдении одновременно следующих условий: военная служба должна быть действительной срочной; увольнение с военной службы должно быть, начиная с 1968 года; увольнение должно состояться с военной службы в РКС и МКС; поступление на работу в РКС и МКС не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы.

В силу ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Из трудовой книжки истца следует, что он в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ проходил службу в рядах Советской Армии.

Согласно военному билету истца с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ он проходил действительную военную службу на должностях рядового и сержантского состава.

Из представленной ФКУ «<...>» справки следует, что истец проходил военную службу по призыву с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в войсковой части № ....

В соответствии с архивной справкой ФГКУ «<...>» войсковая часть № ... в ХХ.ХХ.ХХ-ХХ.ХХ.ХХ гг. дислоцировалась в с. Алакуртти Мурманской области и входила в состав Ленинградского военного округа.

После службы в армии ХХ.ХХ.ХХ истец был принят на работу в <...> (........), то есть с условиями работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и в течение трех месяцев после увольнения с военной службы.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (с изменениями и дополнениями), Мурманская область относится к районам Крайнего Севера, Плесецкий район Архангельской области - к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Таким образом, в соответствии с указанными нормами и их буквальным толкованием, период прохождения службы в армии истца, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ может быть зачтен в специальный стаж, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.

Из п. 8 ч. 2 ст. 18 ФЗ № 400-ФЗ следует, что в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Истец является получателем страховой пенсии по старости, на дату обращения истца к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет более 20 лет, а страховой – более 25 лет, что подтверждается документально.

Подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, суд считает, что имеются основания для признания решения ответчика об отказе истцу в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости незаконным, а требование истца об обязании включить в стаж работы в районе Крайнего Севера обозначенный период подлежащим удовлетворению.

Истец обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии ХХ.ХХ.ХХ, решением ответчика ему было отказано во включении в стаж спорного периода.

Доводы ответчика о том, что положения ч. 8 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ применяются только в целях определения права лица на страховую пенсию при ее назначении, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку противоречат установленным обстоятельствам по делу, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, в силу которых иск не подлежал бы удовлетворению.

Поскольку других оснований для отказа в перерасчете пенсии истцу не имеется, а с учетом спорного периода у него возникает право на перерасчет, суд приходит к выводу о том, что требование истца об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии подлежит удовлетворению с ХХ.ХХ.ХХ в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 ФЗ № 400-ФЗ.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) от ХХ.ХХ.ХХ об отказе в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) включить Голубеву П. В., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, период прохождения военной службы по призыву с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в стаж работы в районах Крайнего Севера и произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                      М.А. Бахорина

Решение в окончательной форме изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.

2-362/2020 ~ М-235/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Голубев Павел Васильевич
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кондопога Республики Карелия (межрайонное)
Суд
Кондопожский городской суд Республики Карелия
Судья
Бахорина М.А.
Дело на странице суда
kondopozhsky--kar.sudrf.ru
10.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.03.2020Передача материалов судье
13.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020Судебное заседание
07.05.2020Производство по делу возобновлено
08.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2020Дело оформлено
01.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее