№ 7-184/2020
решение
26 августа 2020 года г. Иркутск
Судья Иркутского областного суда Ткачук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директора Общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» Чупровой Т.А. на постановление судьи Киренского районного суда Иркутской области от 29 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал»,
установил:
Постановлением судьи Киренского районного суда Иркутской области от 29 июня 2020 года Общество с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» (далее – ООО «Тепловодоканал») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Копия решения судьи Киренского районного суда Иркутской области от 29 июня 2020 года получена лицом, привлекаемым к административной ответственности, 30 июня 2020 года.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд посредством почтовой связи 8 июля 2020 года, законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директор Общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» Чупрова Т.А., не соглашаясь с судебным постановлением, просит о его отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении, указывая, что в нарушение положений статей 25.4, 25.15, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не извещено о совершении процессуальных действий по осмотру принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а также о составлении протокола об административном правонарушении. Образцы проб воды, использованные в качестве доказательств, не соответствуют требованиям статей 26.2 и 26.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениям ГОСТ 31861-2012, сведений об изъятии данных проб протокол осмотра помещений и территорий не содержит. Общество привлечено к административной ответственности на основании недопустимых доказательств, судом нарушены положения статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директор Общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» Чупрова Т.А. не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
В судебном заседании защитник Общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» Веневская В.В. доводы жалобы поддержала, настаивала на их удовлетворении, ссылаясь на процессуальные нарушения при осмотре помещений и территорий, а также отсутствие протокола изъятия проб, составленного в соответствии с требованиями статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании не присутствовало должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – главный специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Усть-Кутском, Казачинско-Ленском, Киренском районах Васильева М.Ю., о времени и месте рассмотрения дела извещена, что подтверждается почтовым уведомлением.
И.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Усть-Кутском, Казачинско-Ленском, Киренском районах Студинской Н.Е. подано письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нахождением должностного лица Васильевой М.Ю. в отпуске с выездом за пределы Иркутской области. В удовлетворении данного ходатайства отказано.
При таких обстоятельствах, полагаю возможным рассматривать дело об административном правонарушении в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив с учётом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении № 5-7/2020 (38RS0012-01-2020-000199-17), проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и сохранения здоровья населения.
Государственная защита прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).
Статьей 2 указанного закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Граждане Российской Федерации имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статья 8 Федерального закона № 52-ФЗ).
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (статья 18 Федерального закона № 52-ФЗ).
Статьей 19 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулирует правоотношения в указанной сфере (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).
Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (статья 1 Федерального закона № 416-ФЗ).
Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения (статья 3 Федерального закона № 416-ФЗ).
В силу положений статьи 23 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Производственный контроль качества питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения (статья 25 Федерального закона № 416-ФЗ).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» СанПиН 2.1.4.1074-01, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года № 24, в редакции от 28 июня 2010 года, устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 и 3.3 Санитарных правил СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 21 февраля 2020 года в 15 часов 30 минут перед распределительной сетью (после очистки и обеззараживания) по адресу: Иркутская область, город Киренск, квартал Водников, № б/н (водонапорная башня); в распределительной сети МКДОУ «Детский сад № 13 города Киренска» по адресу: Иркутская область, город Киренск, квартал Водников, 7а; в распределительной сети перед МКДОУ «Детский сад № 13 города Киренска» по адресу: Иркутская область, город Киренск, квартал Водников, № б/н (около дома 7а квартала Водников) Обществом с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» совершено административное правонарушение, выразившееся в следующем.
В нарушение требований статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», пункта 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» СанПиН 2.1.4.1074-01, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года № 24 (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» к административной ответственности):
- холодная питьевая вода системы централизованного водоснабжения перед распределительной сетью (после очистки и обеззараживания) на водонапорной башне, расположенной по адресу: Иркутская область, город Киренск, квартал Водников, № б/н, не соответствует санитарным нормам и правилам по микробиологическим показателям: превышение гигиенических нормативов «общие колиформные бактерии» определяются – 1 КОЕ/100 мл при нормативном отсутствии, «термотолерантные колиформные бактерии» - определяются – 1 КОЕ/100 мл при нормативном отсутствии;
- холодная питьевая вода системы централизованного водоснабжения в распределительной сети на пищеблоке МКДОУ «Детский сад № 13 города Киренска» (мониторинговая точка по СГМ – т. 245) по адресу: Иркутская область, город Киренск, квартал Водников, 7а, не соответствует санитарным нормам и правилам по микробиологическим показателям: превышение гигиенических нормативов «общие колиформные бактерии» определяются – 0,6 КОЕ/100 мл при нормативном отсутствии, «термотолерантные колиформные бактерии» - определяются – 0,6 КОЕ/100 мл при нормативном отсутствии;
- холодная питьевая вода системы централизованного водоснабжения в распределительной сети перед МКДОУ «Детский сад № 13 города Киренска» по адресу: Иркутская область, город Киренск, квартал Водников, около дома 7а, не соответствует санитарным нормам и правилам по микробиологическим показателям: превышение гигиенических нормативов «общие колиформные бактерии» определяются – 0,6 КОЕ/100 мл при нормативном отсутствии, «термотолерантные колиформные бактерии» - определяются – 0,6 КОЕ/100 мл при нормативном отсутствии.
Питьевая вода не является безопасной и безвредной для населения квартала Водников по микробиологическим показателям. Содержание в воде общих колиформных бактерий и термотолерантных колиформных бактерий является показателем, свидетельствующим о возникновении условий роста патогенных микроорганизмов, способных вызвать инфекции различной этиологии, и как следствие ведет к прямой угрозе возникновения и распространения острых кишечных заболеваний среди населения квартала Водников города Киренска и в дальнейшем среди всего населения города Киренска.
МКДОУ «Детский сад № 13 города Киренска» является объектом высокой степени гигиенической значимости. Использование холодной питьевой воды централизованной системы водоснабжения, не отвечающей санитарным правилам по микробиологическим показателям может привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью детей, то есть к вспышке острых кишечных инфекций среди детей детского сада.
Изложенные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, из содержания которой усматривается, что основным видом деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал», ОГРН 1173850022180, зарегистрированного по адресу: Иркутская область, город Киренск, улица Партизанская (Мельничный микрорайон), дом 29, является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, от имени общества без доверенности имеет право действовать директор Чупрова Т.А. (л.д.78-82).
Концессионным соглашением от 1 сентября 2017 года № 1, из содержания которого следует, что Администрация Киренского городского поселения передала Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» систему коммунальной инфраструктуры – централизованные системы водоснабжения на территории Киренского муниципального образования в целях осуществления деятельности по надлежащему холодному водоснабжению с очисткой питьевой воды на период до 31 декабря 2027 года (л.д.47-77).
Рапортом главного специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Васильевой М.Ю. от 22 января 2020 года, из содержания которого усматривается, что в федеральный орган поступил протокол лабораторных испытаний аккредитованного испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» и экспертное заключение о несоответствии нормативным документам результатов лабораторных исследований и испытаний проб холодной питьевой воды по результатам санитарно-гигиенического мониторинга от 21 января 2020 года, место обора проб МКДОУ «Детский сад № 13 города Киренска», пищеблок (л.д.7).
Протоколом лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от 21 января 2020 года № 208 и экспертным заключением от 21 января 2020 года, из содержания которых следует, что проба воды отобрана на пищеблоке МКДОУ «Детский сад № 13 города Киренска» 14 января 2020 года, данная проба не соответствует требованиям пунктов 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 (л.д.8-9).
Определением главного специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Васильевой М.Ю. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 23 января 2020 года № ЮЛ/М-022/20-15-10, копия которого получена представителем юридического лица Мясниковым В.Ю., которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем имеется соответствующая подпись (л.д.10-11).
Определением главного специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Васильевой М.Ю. от 23 января 2020 года об истребовании у Общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, которое вручено под расписку исполнительному директору общества 23 января 2020 года (л.д.12).
Определением главного специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Васильевой М.Ю. о назначении экспертизы от 23 января 2020 года, копия которого получена уполномоченным обществом лицом и которому разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.13-14).
Доводы защитника Веневской В.В. в судебном заседании Иркутского областного суда о том, что общество лишено возможности заявить о проведении экспертизы в ином специализированном учреждении, а не в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области», являются несостоятельными, так как после получения определения о назначении экспертизы 23 января 2020 года до отбора проб воды 3 и 11 февраля 2020 года у общества имелось достаточно времени для заявления соответствующего ходатайства, которое заявлено не было.
Приказом директора Общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» Чупровой Т.А. от 23 октября 2017 года № 60-пр о назначении исполнительным директором общества Мясникова В.Ю. Приказом исполнительного директора общества от 3 февраля 2020 года № 53-пр о назначении ответственным лицом на период проведения проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по иркутской области Добрынина А.А. – мастера водозабора микрорайона Центральный (л.д.96-98).
Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 3 февраля 2020 года, составленным главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Васильевой М.Ю. в присутствии понятых Хромовой А.В. и Бушмагина М.Н., а также слесаря водозаборных сооружений ООО «Тепловодоканал» Потапова А.В., с участием привлеченного специалиста – техника-лаборанта санитарно-гигиенической лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в городе Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах Щеголевой И.А., из содержания которого следует, что 3 февраля 2020 года в период с 11.00 часов до 11.20 часов осмотрен павильон на берегу реки Киренга около места забора воды из поверхностного водоисточника реки Киренга по адресу: город Киренск, квартал Водников, № б/н, в котором находится кран для отбора проб воды, павильон в удовлетворительном состоянии, кран в исправном состоянии. В ходе осмотра специалистом Щеголевой И.А. произведен отбор проб холодной питьевой воды на микробиологическое и санитарно-химическое исследования. Ввиду замерзания кранов для отбора проб воды в водонапорной башне и на водопроводе распределительной сети иные пробы не обирались (л.д.19-21).
Из содержания данного протокола следует, что он составлен с соблюдением требований статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии двух понятых и слесаря водозаборных сооружений ООО «Тепловодоканал» Потапова А.В. ввиду неотложности проводимых мероприятий, копия протокола вручена представителю юридического лица под расписку.
Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11 февраля 2020 года, составленным главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Васильевой М.Ю. в присутствии понятых Хромовой А.В. и Бушмагина М.Н., а также слесаря водозаборных сооружений ООО «Тепловодоканал» Потапова А.В., с участием привлеченного специалиста – техника-лаборанта санитарно-гигиенической лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в городе Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах Щеголевой И.А., из содержания которого следует, что указанными лицами производился осмотр водонапорной башни по адресу: город Киренск, квартал Водников, № б/н, с 9 часов 30 минут до 9 часов 50 минут, кран для отбора проб холодной питьевой воды находится в исправном состоянии. Специалистом Щеголевой И.А. произведен отбор проб холодной питьевой воды после очистки и обеззараживания на микробиологические и санитарно-химические исследования. С 10.00 часов до 10.20 часов осмотрен кран для отбора холодной питьевой воды на водопроводе квартала Водников с распределительной сети перед МКДОУ «Детский сад № 13 города Киренска» по адресу: город Киренск, квартал Водников, № б/н, около дома 7а. Кран для отбора пробы воды врезан в распределительную сеть водопровода перед границей детского сада. Специалистом Щеголевой И.А. произведен отбор проб холодной питьевой воды на микробиологические и санитарно-химические исследования. С 10.25 часов до 10.40 часов осмотрен кран для отбора холодной питьевой воды из распределительной сети на пищеблоке детского сада, он находится в исправном состоянии, холодная вода из этого крана используется в рабочие дни для хозяйственно-питьевых нужд детского сада. Специалистом Щеголевой И.А. произведен отбор проб холодной питьевой воды на микробиологические и санитарно-химические исследования (л.д.22-25).
Из содержания данного протокола следует, что он составлен с соблюдением требований статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии двух понятых и слесаря водозаборных сооружений ООО «Тепловодоканал» Потапова А.В. ввиду неотложности проводимых мероприятий, копия протокола вручена представителю юридического лица под расписку.
Доводы жалобы о том, что указанные протоколы не содержат сведений об изъятии данных проб холодной питьевой воды, опровергаются содержанием протоколов, из которых с очевидностью следует, что осмотр производился именно с целью изъятия проб холодной питьевой воды, данные действия были совершены привлеченным специалистом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в городе Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах Щеголевой И.А.
Наличие в протоколе от 3 февраля 2020 года указания на то обстоятельство, что изъятие вещей и предметов не производилось, является техническим недостатком и не опровергает сведения об изъятии во время осмотра проб холодной питьевой воды (л.д.20-оборот).
Отсутствие в протоколе от 11 февраля 2020 года в соответствующей графе записи об изъятии проб воды, не опровергает информацию, содержащуюся в данном протоколе в разделе «описание», об изъятии привлеченным специалистом проб холодной питьевой воды.
Судьей Киренского районного суда Иркутской области в судебном заседании проверялись доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, о ненадлежащем извещении представителя общества об осмотре и изъятии проб воды. Установлено из пояснений должностного лица федерального органа Васильевой М.Ю., что ею извещался по телефону представитель Добрынин А.А., назначенный ответственным при проведении данной проверки. 3 и 11 февраля 2020 года Добрынин А.А. сообщил, что не будет участвовать в отборе проб, так как на месте находится слесарь Потапов А.В., который обеспечит доступ на территорию водозабора, а он потом подпишет все документы. Впоследствии Добрынин А.А. от подписи отказался, что было зафиксировано в акте.
Опрошенный в судебном заседании Киренского районного суда Иркутской области свидетель Добрынин А.А. пояснил, что он назначен приказом руководства предприятия ответственным при проведении данной проверки. Добрынин А.А. подтвердил, что в феврале 2020 года он извещался об отборе проб воды, но 3 и 11 февраля 2020 года в этих мероприятиях не участвовал, так как 3 числа был занят на другом объекта, а 11 числа был болен. Никаких протоколов не подписывал, от подписи не отказывался.
Заслушанный в судебном заседании Киренского районного суда Иркутской области свидетель Потапов А.В. подтвердил, что 3 и 11 февраля 2020 года ему звонил Добрынин А.А. и попросил открыть лицам, осуществляющим отбор проб холодной питьевой воды, доступ к соответствующему оборудованию, что он и сделал. Добрынин А.А. при отборе проб воды участия не принимал.
Допрошенные в судебном заседании Киренского районного суда Иркутской области понятые Хромова А.В. и Бушмагин М.Н. подтвердили свое участие при отборе проб воды на оборудовании ООО «Тепловодоканал» в присутствии Потапова А.В.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы защитника Веневской В.В. в судебном заседании Иркутского областного суда о том, что Добрынин А.А. извещался только о проведении осмотра и не извещался об отборе проб воды, опровергаются показаниями свидетеля Добрынина А.А., изложенными в протоколе его допроса в Киренском районном суде Иркутской области (л.д.158), а также показаниями свидетеля Потапова А.В., которому Добрынин А.А. сообщал именно об отборе проб воды (л.д.159).
Доводы жалобы защитника Веневской В.В. в судебном заседании Иркутского областного суда об отсутствии протокола изъятия проб, составленного в соответствии с процессуальными требованиями законодательства, не являются основаниями к отмене постановления судьи районного суда.
В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.
Поскольку в протоколах осмотра помещений и территорий ООО «Тепловодоканал» от 3 и 11 февраля 2020 года имеются сведения об отборе проб холодной питьевой воды, оснований для вывода о нарушении должностным лицом требований процессуального законодательства не имеется.
Доводы жалобы защитника Веневской В.В. в судебном заседании Иркутского областного суда о том, что в протоколах отсутствуют сведения об отборе проб воды с соблюдением установленных законодательством правил, не влекут отмену постановления судьи районного суда, поскольку пробы отбирались специалистом в данной области и соответствовали требованиям Межгосударственного стандарта «Вода. Общие требования к отбору проб» ГОСТ 31861-2012, о чем имеется запись в протоколах исследований данных проб и экспертном заключении.
Оценив все представленные доказательства по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Киренского районного суда пришел к правильному выводу об отсутствии существенных нарушений процессуальных требований законодательства при производстве осмотра принадлежащих ООО «Тепловодоканал» помещений и территорий, ввиду неотложности совершаемых действий при наличии угрозы жизни и здоровью населения города Киренска.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о не извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о совершении процессуальных действий по осмотру принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, являются несостоятельными и не влекут отмену судебного постановления, учитывая то обстоятельство, что Общество с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал», зная о проведении в отношении него административного расследования, связанного с необходимостью устранения угрозы жизни и здоровью людей при обеспечении их холодной питьевой водой, обязано действовать добросовестно и принимать все зависящие от него меры для оказания содействия контролирующим органам для выявления причин и условий административного правонарушения, в том числе обеспечивать участие своих доверенных лиц при совершении всех необходимых процессуальных действий.
Обстоятельства совершения административного правонарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» также подтверждаются следующими доказательствами.
Протоколами лабораторных испытаний отобранных при осмотре помещений и территорий ООО «Тепловодоканал» проб холодной питьевой воды из источников централизованного водоснабжения от 11 февраля 2020 года № 14.408, от 18 февраля 2020 года № № 14.478, 14.479, 14.480 и экспертными заключениями к ним ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области», из содержания которых усматривается, что все пробы отобраны в соответствии с ГОСТ 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб», результаты испытаний свидетельствуют о некачественном обеззараживании воды источника или вторичном фекальном загрязнении питьевой воды (л.д.32-38).
Экспертным заключением, составленным по определению должностного лица о назначении экспертизы, выполненным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» 20 февраля 2020 года за № 604/0030, из содержания которого (л.д.26-31) следуют выводы:
- холодная питьевая вода централизованной системы водоснабжения по микробиологическим и санитарно-химическим показателям из водоисточника по адресу: Иркутская область, квартал Водников, № б/н соответствует требованиям СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»,
- холодная питьевая вода централизованной системы водоснабжения по микробиологическим показателям перед распределительной сетью по адресу: Иркутская область, квартал «Водников», № б/н (водонапорная башня) не соответствует требованиям пункта 3.3 СанПиН 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», по санитарно-химическим – соответствует,
- холодная питьевая вода централизованной системы водоснабжения по микробиологическим показателям распределительной сети МКДОУ «Детский сад № 13 города Киренска» по адресу: Иркутская область, город Киренск, квартал Водников, 7а, не соответствует требованиям пункта 3.3 СанПиН 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», по санитарно-химическим – соответствует,
- холодная питьевая вода централизованной системы водоснабжения по микробиологическим показателям распределительной сети перед МКДОУ «Детский сад № 13 города Киренска» по адресу: Иркутская область, город Киренск, квартал Водников, б/н (около дома 7а квартала Водников) не соответствует требованиям пункта 3.3 СанПиН 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», по санитарно-химическим – соответствует.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о том, что образцы проб воды, использованные в качестве доказательств, не соответствуют требованиям статей 26.2 и 26.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениям ГОСТ 31861-2012, являются несостоятельными и опровергаются вышеназванными доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все вышеперечисленные документы содержат в себе фактические данные, на основании которых должностным лицом и судом устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По результатам проведенного административного расследования все документы были направлены директору ООО «Тепловодоканал» Чупровой Т.А. 21 февраля 2020 года и получены для передачи исполнительным директором общества Мясниковым В.Ю., что подтверждается распиской (л.д.40).
Уведомление от 12 марта 2020 года о составлении протокола об административном правонарушении от 16 марта 2020 года доставлено должностным лицом в офис ООО «Тепловодоканал» и получено секретарем организации 12 марта 2020 года, о чем свидетельствует зафиксированный номер входящей корреспонденции 197 от 12 марта 2020 года (л.д.99).
Учитывая презумпцию добросовестного поведения должностного лица, оснований сомневаться в достоверности уведомления, а также всех составленных документов при проведении административного расследования не имеется, учитывая также, что не представлены доказательства недобросовестного поведения, а также доказательства, подтверждающие, что холодная питьевая вода в момент отбора проб соответствовала требованиям санитарных норм и правил.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для вывода о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, с нарушением требований статей 25.15 и 282 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В качестве доказательства совершения Обществом с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно принят протокол об административном правонарушении от 16 марта 2020 года № ЮЛ/М-022/20-15-10 (л.д.4-6).
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом – главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Усть-Кутском, Казачинско-Ленском, Киренском районах Васильевой М.Ю. – в соответствии с положениями части 1 статьи 23.13, части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с Перечнем должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 9 февраля 2011 года № 40, в редакции от 7 августа 2015 года.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому он обоснованно признан судом в качестве допустимого доказательства по делу.
Копия протокола об административном правонарушении направлена Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» 23 марта 2020 года (л.д.100-102).
Другие материалы дела также составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованием закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Всем имеющимся по делу доказательствам, отвечающим требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей районного суда на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дана надлежащая правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Доводы жалобы о том, что общество привлечено к административной ответственности на основании недопустимых доказательств, судом нарушены положения статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представляет собой субъективную оценку обстоятельств произошедшего, не содержит аргументов, опровергающих выводы судьи о виновности ООО «Тепловодоканал», в отношении которого ведется производство по делу, в связи с чем подлежат отклонению, как несостоятельные.
При рассмотрении настоящего дела судья районного суда правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал правильную юридическую оценку действиям Общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, а также нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела судьей районного суда не допущено.
В постановлении судьи содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Выводы судьи районного суда о виновности Общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мотивированны, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований не согласиться с такими выводами не имеется, законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного постановления сомнений не вызывает.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства доказательств, которые были предметом исследования и оценки судьи районного суда, они не опровергают наличие в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств по делу об административном правонарушении не может служить основанием к отмене вынесенного по делу судебного постановления.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей районного суда соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Решение судьи Киренского районного суда Иркутской области вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 указанного кодекса.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено судьей Киренского районного суда Иркутской области в пределах санкции статьи 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы заявителя по изложенным в ней доводам не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Иркутского областного суда
Р Е Ш И Л :
Постановление судьи Киренского районного суда Иркутской области от 29 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал», оставить без изменения, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» Чупровой Т.А. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья М.А. Ткачук