Именем Российской Федерации 8 июня 2012 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Борисовой Л.А.
при секретаре Гребенюк М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усачевой Тамары Николаевны к Администрации Енисейского района о включении имущества в наследственную массу,
установил:
Усачева Т.Н. обратилась в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования следующим: 23 октября 2011 г. умерла ее мать Сушакова Г.И. Она обратилась к нотариусу по поводу оформления наследственных прав на квартиру и земельные участки, расположенные в с.Верхнепашино, но оказалось что право собственности на квартиру не зарегистрировано. Нотариус предложил ей обратиться в суд по поводу включения имущества в состав наследственной массы.
В судебном заседании Усачева Т.Н. и ее представитель Степаненко Д.В. настаивали на удовлетворении своих требований. Усачева Т.Н. уточнила, что квартира была куплена матерью в 1993 году, с момента приобретения мать проживала в ней, оформила в собственность земельный участок, прилегающий к дому, в котором расположено жилое помещение. Однако после ее смерти оказалось, что право собственности на квартиру надлежащим образом не зарегистрировано, что стало препятствием в реализации наследственных прав.
В ходе досудебной подготовки заинтересованными лицами–представителем Администрации Енисейского района Примаченко Г.И., нотариусом Енисейского округа Зайцевым А.М.. О времени судебного заседания участники судебного разбирательства уведомлены, просили рассматривать дело в свое отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников судебного разбирательства, суд приходит к выводу о том, что требование Усачевой Т.Н. о включении в состав наследственного имущества квартиры, принадлежавшей при жизни ее матери Сушаковой Г.И. являются обоснованными.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на недвижимость возникает с момента его государственной регистрации. Обязательность государственной регистрации права собственности на недвижимость установлена также Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившим в силу с 31 января 1998 года.
Наследник имущества, оставшегося после смерти Сушаковой Г.И. ее дочь ФИО1 оказалась лишена возможности реализовать свои наследственные права в полном объеме, поскольку право собственности ФИО2 на жилое помещение- <адрес>, расположенную по <адрес> при ее жизни не зарегистрировано надлежащим образом.
Однако следует учитывать, что каких-либо сроков для регистрации прав на недвижимость законодательством не установлено, Сушакова Г.И. имела возможность в любое время после введения обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество зарегистрировать свое право на купленную квартиру.
В соответствии со ст. 6 (п. 1) указанного закона права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу закона, признаются юридически действительными и при отсутствии регистрации, введенной этим законом. Государственная регистрация прав осуществляется по желанию их обладателей.
В судебном заседании установлено, что Сушакова Г.И. 26 мая 1993 года купила у ФИО7 двухкомнатную <адрес>, расположенную в <адрес> в с.Верхне-Пашино Енисейского района, сделка оформлена сторонами нотариально и исполнена. Однако регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю участниками сделки не осуществлено, согласно сведениям Енисейского производственного участка Лесосибирского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю собственником данного жилого помещения до сих пор значится Щербинина Н.В.
Между тем Сушакова Г.И. при жизни 29 января 2001 года оформила право собственности на земельный участок по тому же адресу. Почтовый адрес квартиры в соответствии с Постановлением главы Верхнепашинского сельского совета №51-п от 19 апреля 2012 года изменен, дому, в котором расположена <адрес> присвоен № взамен ранее существовавшего №.
При оформлении кадастрового паспорта на квартиру выявлено несоответствие площадей, по правоустанавливающим документам общая площадь составляет 43.3 кв.м., фактически же общая площадь квартиры 44.8 кв.м, жилая площадь по договору 24 кв.м, согласно кадастрового паспорта – 23.7 кв.м. Судя по сообщению органа технической инвентаризации несоответствие площадей объясняется составлением договора без паспорта БТИ на квартиру. В связи с этим в состав наследственной массы подлежит включению квартира как объект недвижимости с уточненным почтовым адресом и размером площадей.
Споров по разделу этого имущества нет, Усачева Т.Н. является единственной наследницей после смерти Сушаковой Г.И., их родственные отношения подтверждены соответствующими документами.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Включить двухкомнатную <адрес>, расположенную в <адрес> в с.Верхнепашиной Енисейского района Красноярского края, имеющею общую площадь 44.8 кв.м. с инвентарным номером №, кадастровым номером № в наследственную массу, оставшуюся после смерти Сушаковой Галины Игнатьевны, наступившей 24 октября 2011 года в г.Енисейске Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в месячный срок с подачей апелляционной жалобы в канцелярию Енисейского районного суда..
Председательствующий Л.А.Борисова