Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3441/2020 ~ М-3445/2020 от 18.11.2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

10 декабря 2020 года г. Сызрань

Судья Сызранского городского суда Самарской области Ашуркова А.П.

С участием прокурора Ковалевой З.С.

при секретаре Илюхиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № ***а- 3441/20 по административному иску Жилютова СВ и Азаренковой СВ о признании недействующими отдельных пунктов «Правил благоустройства территории г.о. Сызрань»,

у с т а н о в и л:

Административные истцы обратились в суд с указанным административным исковым заявлением, с учетом уточненных исковых требований, ссылаясь на то, что Жилютов С.В. является собственником квартиры, находящейся по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, Азаренкова Н.В. является собственником земельного участка, жилого дома и надворных построек, расположенных по адресу: Самарская область, г. Сызрань. <адрес>. Администрацией г.о. Сызрань подготовлен проект «Правила благоустройства территории г.о. Сызрань», которые утверждены Решением думы г.о. Сызрань и размещены на сайте Администрации г.о. Сызрань как обязательные к исполнению. Данные правила содержат указания на обязанность собственников зданий, сооружений и земельных участков содержать прилегающие к их собственности территории, принадлежащие муниципалитету г.о. Сызрань, что отражено в пунктах 8.1.1, 8.1.5, 8.1.8.5, 8.3.24, 8.3.25 Правил, на основании которых Администрация г.о. Сызрань не осуществляет содержание принадлежащей ей муниципальной собственности, требует проведение мероприятий по содержанию муниципальной собственности с посторонних лиц, в том числе собственников домовладений и жилья многоквартирных домов, чем грубо нарушает законные права собственника. <дата> административным истцом Жилютовым С.В. была направлена жалоба на имя прокурора г. Сызрань с просьбой принять меры к приведению Правил благоустройства г.о. Сызрань в соответствие законодательству РФ. В ответе председателя Думы г.о. Сызрань на указанную жалобу указано, что данные Правила основаны на Законе Самарской области от 13.06.2018 № 48-ГД (ред. т 18.12.2019 г.), поэтому они обоснованы и законны. По мнению истцов, данные утверждения противоречат п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 13.07.2020 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в части- Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. По мнению административного истца Жилютова С.В. ответ прокурора противоречит п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 09.11.2020 г.) «О прокуратуре РФ». Административные истцы считают Правила благоустройства г.о Сызрань противоречащими законодательству РФ и ущемляющими их права и права жителей г.о. Сызрань, обязывая нести расходы и осуществлять иные действия по содержанию муниципальной собственности (земли), в связи с чем вынуждены обратиться в суд с указанным административным иском.

Административный истец Жилютов С.В., действующий в своих интересах и в интересах истца Азаренковой Н.В. по доверенности, в судебном заседании административный иск поддержал, привел доводы, изложенные выше.

Представитель административного ответчика- Думы г.о. Сызрань Сазонов С.В. в судебном заседании с заявленным административным иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении, сославшись на доводы, указанные в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Сызрань Андреева Н.П. в судебном заседании с заявленным административным иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении, сославшись на доводы, указанные в письменном отзыве.

Суд, заслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, прокурора, полагавшего, что заявленный административный иск удовлетворению не подлежит, исследовав письменные материалы административного дела, полагает административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно первоначальной редакции Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года, к вопросам местного значения поселения, городского округа относилась организация благоустройства и озеленения территории поселения, городского округа (пункт 19 части 1 статьи 14 и пункт 25 части 1 статьи 16 данного Федерального закона).

Из пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения городского поселения, в числе иных отнесены утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами( действующая редакция).

Под благоустройством территории поселения (городского округа) в абзаце восемнадцатом части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", введенном Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ (в действующей редакции - абзац двадцать первый), понимался комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории поселения, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения, городского округа в соответствии с данными правилами.

В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ в абзаце двадцать первом части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приведено определение правил благоустройства территории муниципального образования, под которым понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Также Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, согласно которым градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий. Под благоустройством территорий понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Этим же федеральным законом Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнен статьей 45.1, предусматривающей содержание правил благоустройства территории муниципального образования.

Так, правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; 9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; 11) организации стоков ливневых вод; 12) порядка проведения земляных работ; 13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; 15) праздничного оформления территории муниципального образования; 16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; 17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.

Из приведенных выше норм применительно к обстоятельствам настоящего административного дела следует, что благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности и его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий, содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов. Для достижения данной цели в правилах благоустройства территории устанавливаются требования к благоустройству и элементам благоустройства, а также комплекс соответствующих мероприятий, осуществляемый в том числе, и собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков.

Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов «Правил благоустройства территории г.о. Сызрань», а именно: 8.1.1, 8.1.5, 8.1.8.5, 8.3.24, 8.3.25.

В обоснование своих требований административные истцы указали, что Правила благоустройства г.о Сызрань противоречат законодательству РФ, ущемляют их права, как собственников жилого помещения в многоквартирном доме и отдельно стоящего жилого дома, а также права жителей г.о. Сызрань, обязывая нести расходы и осуществлять иные действия по содержанию муниципальной собственности (земли).

Судом установлено, что постановлением Главы городского округа Сызрань от 07.12.2018 г. № 88 « О назначении публичных слушаний по проекту Решения думы городского округа Сызрань «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Сызрань» были назначены публичные слушания, по результатам которых они признаны состоявшимися, проблемных вопросов выявлено не было.

Решением Думы городского округа Сызрань от 27.02.2019 г. № 12 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Сызрань.

Пунктом 8.1.1 Правил благоустройства территории г.о. Сызрань определено, что уполномоченным органом составляется карта подведомственной территории с закреплением ответственных (предприятий, организаций, управляющих компаний, ТСЖ, уполномоченных Администрацией городского округа Сызрань органов) за уборку конкретных участков территории, в том числе прилегающих к объектам недвижимости всех форм собственности, с указанием мест сбора ТКО.

В силу пункта 8.1.5 Правил благоустройства территории г.о. Сызрань, уборку территории осуществляют физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные хозяйствующие субъекты, являющиеся собственниками зданий (помещений в них), сооружений, включая временные сооружения, а также владеющие земельными участками на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве.

В силу пункта 8.1.8.5 Правил благоустройства территории г.о. Сызрань,

в случае наложения прилегающих территорий двух и более зданий, строений, сооружений, земельных участков содержание прилегающей территории осуществляют те лица, расстояние до границ земельного участка либо до фактических границ здания, строения, сооружения которых наименьшее.

В соответствии с пунктом 8.3.24 Правил благоустройства территории г.о. Сызрань, юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, в собственности либо ином вещном праве которых находятся земельные участки, здания (помещения в них) и сооружения, обязаны самостоятельно либо силами специализированных предприятий производить в пределах данных земельных участков и прилегающих территорий к зданиям (сооружениям) их осенне-зимнее содержание в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 8.3.25 Правил благоустройства территории г.о. Сызрань уборка снега и гололеда на придомовых территориях многоквартирных домов, а также прилегающих территориях отдельно стоящих зданий, включая тротуары, непосредственно прилегающие к подходам подъездов, а также крыльцам, прилегающим к нежилым помещениям в этих домах(зданиях), въездам во дворы, пешеходным дорожкам, расположенным на территории многоквартирных домов( зданий), осуществляется хозяйствующими субъектами, в ведении или в управлении(обслуживании) которых находятся данные многоквартирные дома(здания), на остальных территориях -специализированными предприятиями.

В соответствии с пунктом 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения, (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.

Таким образом, действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, предусмотрена императивная норма о возложении обязанности на лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.

Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования., поэтому административный иск, заявленный к Администрации г.о.Сызрани, не основан на законе.

При таких обстоятельствах, административный иск Жилютова С.В. и Азаренковой Н.В. о признании недействующими отдельных пунктов «Правил благоустройства территории г.о. Сызрань» удовлетворению не подлежит, поскольку оспариваемый акт соответствует ч. 9 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ, ст. 45. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Жилютова СВ и Азаренковой СВ о признании недействующими отдельных пунктов «Правил благоустройства территории г.о. Сызрань» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья

2а-3441/2020 ~ М-3445/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Азаренкова Н.В.
Жилютов С.В.
Прокуратура г. Сызрани
Ответчики
Дума г.о. Сызрань
Администрация г.о. Сызрань
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Ашуркова А.П.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
09.12.2020Судебное заседание
18.11.2020Регистрация административного искового заявления
18.11.2020Передача материалов судье
23.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2020Судебное заседание
10.12.2020Судебное заседание
14.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2021Дело оформлено
14.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее