Решение по делу № 12-368/2020 от 05.11.2020

дело № 12-368/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

10 декабря 2020 года г. Уфа

Судья Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Таянович В.И.,

с участием директора ООО «ЭкоСервис» Каратеева С.А. и его защитника Закирова А.Р.,

заинтересованных лиц – представителя Росприроднадзора Салиховой Д.Д., старшего помощника Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Баязитовой Г.Р.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ООО «ЭкоСервис» Каратеева С.А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, заместителя начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского Управления Росприроднадзора Мингазова К.Р. от 13 октября 2020 года за № 9489-Р/1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, заместителя начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского Управления Росприроднадзора Мингазова К.Р. от 13 октября 2020 года за № 9489-Р/1, по делу об административном правонарушении общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСервис» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, за что подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

На данное постановление законный представитель директор ООО «ЭкоСервис» Каратеев С.А. подал жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава админитстративного правонарушения.

В судебном заседании директор ООО «ЭкоСервис» Каратеев С.А. и его защитник Закиров А.Р. доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.

Заинтересованные лица - представитель Росприроднадзора Салихова Д.Д., старший помощник Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Баязитова Г.Р. просили жалобу оставить без удовлетворения, постановление без изменения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с положениями ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

Согласно пункту 12 Правил N 681 в местах сбора, размещения и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп (включая погрузочно-разгрузочные пункты и грузовые площадки транспортных средств), в которых может создаваться концентрация ртути, превышающая гигиенические нормативы, предусматривается

установка автоматических газосигнализаторов на пары ртути. Зоны возможного заражения необходимо снабдить средствами индивидуальной защиты органов дыхания, доступными для свободного использования в аварийных ситуациях.

В соответствии с п. 16 Правил N 681 не допускается совместное хранение поврежденные неповрежденных ртутьсодержащих ламп. Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения в период с 10 по 28 августа 2020года выездной проверки должностными лицами Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры установлено, что место временного размещения накопления отработанных отходов I –II классов опасности: ртутных ламп, люминесцентных, отходы вентилей ртутных, отходы термометров ртутных, химических источников тока марганцово-цинковые щелочные неповрежденные отработанные, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом, аккумуляторы свинцовые отработанные в сборе без электролита, расположенной на производственной площадке, расположенной по <адрес>, а также транспорт, не оборудованы газосигнализатором, о чем составлен акт проверки соблюдения ООО ЭкоСервис» законодательства об отходах производства потребления от 28.08.20202года. Кроме того на момент проверки отсутствовал демеркуризационного комплекта, включающего в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, не требующего специальных мер безопасности при использовании, что является нарушением п.20 Правил N 681.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами проверки и дела об административном правонарушении возбужденного 11.09.2020года в отношении ООО «ЭкоСервис», в том числе, решением о проведении проверки ООО «ЭкоСервис» от 10.08.2020года, актом проверки соблюдения ООО «ЭкоСервис» законодательства об отходах производства и потребления от 28.08.2020г., лицензией 02 №00826 от 26.12.2019г., выданной ООО «ЭкоСервис» на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, ответом ООО ЭкоСервис» о заключении договоров с управляющим компаниями г.Уфы на обслуживание экологических контейнеров и транспортировки их отходов, лицензией 02№00826 от 26.12.2019г. на осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности, выданной ООО «ЭкоСервис» и другими материалами дела.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ООО «ЭкоСервис» ответственного за нарушение установленного законом порядка хранения поврежденных и не поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы о невиновности и незаконном привлечении ООО «ЭкоСервис» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в связи с тем, что в действиях юридического лица отсутствует состав указанного административного правонарушения, так как им противоправные действия не совершены, материалами дела вина юридического лица в совершении данного правонарушения не доказана, при рассмотрении дела должностным лицом не приняты во внимание все обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка имеющимся доказательствам и представленным доводам, являются необоснованными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и неверной трактовке фактических обстоятельств произошедшего события. Изложенные доводы полностью противоречат обстоятельствам, установленным в ходе производства по делу, и опровергаются вышеприведенными доказательствами, которые в совокупности свидетельствуют о том, что ООО «ЭкоСервис», будучи юридическим лицом, не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований к охране окружающей среды при сборе и накоплении отходов производства.

Как видно из представленных материалов дела, при производстве по делу об административном правонарушении все процессуальные действия должностными лицами административного органа совершались с соблюдением требований действующих нормативных актов и в рамках полномочий, установленных законом.

Правонарушение, совершенное ООО «ЭкоСервис», было выявлено уполномоченным должностным лицом административного органа в ходе осуществления контрольных функций, возложенных на него законом.

Доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, они не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, так как не являются обстоятельствами, исключающими самого факта правонарушения и противоправность действий юридического лица.

Между тем, по делу имеются основания для изменения постановления административного органа и решения судьи в части назначенного ООО «ЭкоСервис» административного наказания.

Согласно частей 3.2., 3.3. статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Из вышеуказанных правовых норм следует, что уменьшение размера штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной соответствующей нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является прерогативой суда, производится с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, а также иных имеющих значение для дела существенных обстоятельств.

ООО «ЭкоСервис» является микропредприятием и относится субъектам малого(среднего) предпринимательств, при таких обстоятельствах, суд признает указанные обстоятельства исключительными и в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях снижает размер назначенного административного штрафа до 50000 рублей. Суд полагает, что такое административное наказание, в целом, соотносятся с характером и степенью общественной опасности административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. Такое наказание обеспечивает адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение.

Руководствуясь ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу директора ООО «ЭкоСервис» Каратеева С.А. удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, заместителя начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского Управления Росприроднадзора Мингазова К.Р. от 13 октября 2020 года за № 9489-Р/1, изменить в части размера административного штрафа.

Назначить обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСервис» административный штраф в размере 50000 рублей.

В остальной части постановление № 9489-Р/1 от 13 октября 2020 года оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня получения через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы.

Судья В.И. Таянович

12-368/2020

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ООО "ЭкоСервис"
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Таянович В.И.
Статьи

ст. 8.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
ordjonikidzovsky--bkr.sudrf.ru
05.11.2020Материалы переданы в производство судье
27.11.2020Судебное заседание
10.12.2020Судебное заседание
10.12.2020Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
11.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2020Вступило в законную силу
23.12.2020Дело оформлено
23.12.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее