РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2012 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Быстрянцевой И.И.
при секретаре Карнауховой И.Е.
с участием истца Тарасова С.В., представителя ответчика ЩЕГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасова СВ к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о признании права на получение мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Истец Тарасов С.В. с 1995 года является получателем пенсии за выслугу лет. 17 мая 2011 года Тарасову С.В. присвоено звание «Ветеран труда».
2 марта 2012 года истец обратился в ГКУ-УСЗН по г. Зея и Зейскому району с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки, как ветерану труда, с 17 мая 2011 года.
13 марта 2012 года ГКУ-УСЗН по г. Зея и Зейскому району Тарасову С.В. направлено уведомление № 05-812 об отказе в предоставлении мер социальной поддержки.
3 апреля 2012 года Тарасов С.В. обратился с иском ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о признании за ним права на получение мер социальной поддержки, как ветерану труда с 17 мая 2011 года, возложении на ответчика обязанности по принятию его документов для предоставления ему мер социальной поддержки с 17 мая 2011 года и взыскании с ответчика расходов по оплате госпошлины в размере 200 руб.
Определением суда от 23 апреля 2012 года для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты населения Амурской области.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, считает, что в предоставлении мер социальной поддержки, как ветерану труда, ему отказано незаконно, поскольку ему присвоено звание «Ветеран труда» и он является получателем пенсии за выслугу лет, кроме того, считает, что указанные меры социальной поддержки ему должны быть предоставлены со дня присвоения звания «Ветеран труда» - с 17 мая 2011 года.
Представитель ответчика ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району иск признала частично, согласна с требованием о признании за истцом права на получение мер социальной поддержки, как ветерану труда, при этом считает, что таковые должны быть предоставлены истцу с момента его обращения в ГКУ-УСЗН по г. Зея и Зейскому району с заявлением установленной формы и пакетом документов в соответствии с Порядками предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки, утвержденными Постановлением Правительства Амурской области N 66 от 21.03.2008 года.
Представитель третьего лица - Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, считают требования Тарасова С.В. незаконными и не подлежащими удовлетворению.
Изучив и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы
социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Закон Амурской области от 5 декабря 2005 года № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» статьей 1 устанавливает категорию лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости или за выслугу лет независимо от прекращения трудовой деятельности.
Таким образом, Закон Амурской области право ветеранов труда на меры социальной поддержки связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с наличием иных обстоятельств, а именно: определенного возраста или видом пенсии, (в том числе и возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.)
В судебном заседании установлено и подтверждено представленными доказательствами, что Тарасов С.В. с 28 апреля 1995 года является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Федерального Закона РФ от 15.12.2001 года № 166 –ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», Федерального Закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
17 мая 2011 года Тарасову С.В. присвоено звание «Ветеран труда».
2 марта 2012 года истец обратился в ГКУ-УСЗН по г. Зея и Зейскому району с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки, как ветерану труда, с 17 мая 2011 года.
Уведомлением № 05-812 от 13 марта 2012 года Тарасову С.В. отказано в предоставлении мер социальной поддержки, как ветерану труда, в связи с отсутствием у истца условий для назначения трудовой пенсии по старости – возраста 60 лет.
Данные доводы ответчика суд находит несостоятельными.
В силу ч. 4 ст. 1 Федерального Закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлены категории граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и военнослужащие.
Согласно ст. 2 ФЗ-166 от 15.12.2001 г. военнослужащие - это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Статьей 5 указанного Федерального закона установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе, пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 4 данного Федерального закона, то есть военнослужащим, к числу которых относится истец Тарасов С.В.
Таким образом, приведенными нормами Федеральных законов от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение независимо от наступления определённого возраста. Назначение истцу Тарасову С.В пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует о реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях статей 1 и 8 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Таким образом, исходя из представленных доказательств, а также положений вышеназванных Федеральных законов Российской Федерации и законов субъекта РФ следует, что все необходимые условия для предоставлении истцу мер социальной поддержки имеются.
Однако истец заявил требования о признании за ним права на получение мер социальной поддержки как ветерана труда с 17 мая 2011 года, возложении обязанности на Государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району принять документы для предоставления мер социальной поддержки с 17 мая 2011 года.
Рассматривая требования истца о предоставлении мер социальной поддержки и о возложении на ответчика обязанности по принятию документов для предоставления мер социальной поддержки именно с 17 мая 2011 года, а суд рассматривает требования в пределах заявленных, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" гражданам, имеющим звание «Ветеран труда», предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата; ежемесячная социальная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; единый социальный проездной билет стоимостью 140 рублей на проезд граждан отдельных категорий на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным городским, пригородным, сельским, районным маршрутам, а в случае их отсутствия - по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам общего пользования (на расстояние до 50 км включительно), и по троллейбусным маршрутам.
Порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки устанавливается Правительством области (ч. 5 ст. 2 Закона Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ).
В соответствии с п.2 Порядка назначения и предоставления гражданам отдельных категорий ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 21.03.2008 года N 66, назначение ЕДВ гражданам, имеющим звание «Ветеран труда», включенным в областной регистр, осуществляется государственными казенными учреждениями Амурской области управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (ГКУ УСЗН). Ежемесячная денежная выплата назначается с первого числа месяца подачи заявления, установленной указанным Порядком формы, с приложением документа, удостоверяющего личность, а также удостоверения ветерана труда, пенсионного удостоверения и их копий (п. 3 указанного Порядка). Решение о назначении ЕДВ принимается руководителем (заместителем руководителя) ГКУ УСЗН по месту жительства гражданина не позднее чем через 10 дней после регистрации заявления со всеми необходимыми документами. Решение о назначении оформляется протоколом. ЕДВ назначается с месяца подачи заявления со всеми необходимыми документами (п. 6 указанного Порядка).
Согласно пункту 2 Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕСВ), утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 21.03.2008 года N 66, ЕСВ назначается и выплачивается государственными казенными учреждениями Амурской области управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области по месту жительства граждан. По месту пребывания граждан ЕСВ назначается и выплачивается на период пребывания при условии, что по месту жительства меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка гражданам, впервые обратившимся за получением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ЕСВ назначается на основании представленных в ГКУ-УСЗН заявления, установленной указанным Порядком формы, и документов: а) документа, удостоверяющего личность гражданина и его регистрацию по месту жительства (пребывания), и его ксерокопии; б) документов, подтверждающих право гражданина и членов его семьи на социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и их ксерокопии; в) справки о количестве лиц, зарегистрированных совместно с заявителем; г) документов, содержащих информацию о наличии правовых оснований пользования жилым помещением, о размере занимаемой заявителем площади жилого помещения (договор найма жилого помещения, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, справка жилищного или жилищно-строительного кооператива, договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве на наследство, технический паспорт, домовая книга или иные документы), и их ксерокопий; д) документов, подтверждающих родственные отношения с заявителем совместно проживающих лиц, в случае если меры социальной поддержки заявителя распространяются на членов его семьи; е) документа об оплате жилого помещения и коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу обращения за ЕСВ; ж) квитанции об оплате коммунальных платежей за месяц, предшествующий месяцу обращения в ГКУ-УСЗН. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в назначении ЕСВ.
ЕСВ назначается с месяца подачи гражданином заявления со всеми документами, указанными в подпунктах "а" - "е" пункта 5 данного Порядка (п. 8 указанного Порядка).
Из материалов дела следует, что Тарасов С.В. зарегистрирован и проживает в г. Зея Амурской области.
В ГКУ Амурской области – УСЗН по г. Зея и Зейскому району с заявлением о предоставлении мер социальной защиты истец обратился 2 марта 2012 года, при этом форма поданного заявления не соответствует форме, установленной названными Порядками назначения и предоставления мер социальной поддержки, кроме того, к заявлению не приложены необходимые документы.
В удовлетворении требований истца о предоставлении ему мер социальной поддержки с 17 мая 2011 года – даты присвоения звания «Ветеран труда» суд считает необходимым отказать, поскольку в соответствии с пунктом 6 Порядка назначения и предоставления гражданам отдельных категорий ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 21.03.2008 года N 66, и пунктом 8 Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕСВ), утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 24.12.2009 года N 619, ЕДВ и ЕСВ назначается с месяца подачи гражданином заявления со всеми необходимыми документами.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Тарасова СВ к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о признании права на получение мер социальной поддержки как ветерана труда с 17 мая 2011 года, возложении обязанности на ответчика принять документы для предоставления мер социальной поддержки с 17 мая 2011 года и о взыскании судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий