№ номер
РЕШЕНИЕ
11 января 2021г. г.Костомукша, ул.Ленина, 9-а
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Иванов А.В. с участием представителя Министерства природных ресурсов и экологии РК Чижова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «МРСК Северо-Запада» на постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного лесного инспектора в Республике Карелия от 13.10.2020 о привлечении ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.8.32 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного лесного инспектора в Республике Карелия от 13.10.2020 ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
С таким постановлением должностного лица Общество не согласно. В поданной жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу либо освободить от административной ответственности по малозначительности, ограничившись устным замечанием. Указывает, что по результатам осмотра квартала 65, проведенного Ладвозерским участковым лесничеством 03.10.2018 в связи с окончанием работ на ВЛ зафиксировано, что работы на ВЛ-10 Л-11К-03 завершены, порубочные остатки складированы, нарушений лесного законодательства в указанном квартале не выявлено. Все работы завершены 28.09.2018. Соответственно, в период с 03.10.2018 по 05.06.2020 нарушения лесного законодательства на просеке ВЛ не могли быть допущены в результате каких-либо действий общества. В акте осмотра от 05.06.2020 Костомукшским центральным лесничеством указано, что в квартале 65 выдела 24 Ладвозерского участкового лесничества порубочные остатки складированы на расстоянии 3 м от кромки леса, минерализованная полоса отсутствует. Общество считает, что Правила №160 им выполнены. Правилами №417 не урегулирован вопрос складирования порубочных остатков, кроме того, указанные правила отменены постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1132. Административный орган пытается возложить на МРСК обязанности, которые не предусмотрены Правилами пожарной безопасности в лесах. Работы по расширению просеки ВЛ-10 Л-11К-03 выполнялись АО «Карелэлектросетьремонт» в рамках договора №129, поэтому субъектом правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, является «Карелэлектросетьремонт», которое фактически использовало леса и проводило работы по рубке.
В возражениях на жалобу Министерство природных ресурсов и экологии РК (далее - Министерство) указало в частности, что в силу п/п «а» п.23 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, ст.ст.16, 21, 25 Лесного кодекса РФ содержание просек в пожаробезопасном состоянии является обязанностью сетевых организаций, акт осмотра от 03.10.2018 касается только наличия (отсутствия) ликвидной древесины на ЛЭП, тогда как несоблюдение п.п. 9(1) и 34 Правил пожарной безопасности допущено МРСК в период пожароопасного сезона, введенного на территории муниципального образования «Костомукшский городской округ» с 15.05.2020, согласно раздела IХ Правил № 417 просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
В судебном заседании представитель Министерства просил постановление от 13.10.2020 оставить без изменения, а жалобу ПАО «МРСК Северо-Запада» без удовлетворения, поддержав доводы, изложенные в возражениях.
ПАО «МРСК Северо-Запада» своего представителя в судебное заседание, о котором извещено надлежащим образом, не направило, в жалобе просило рассмотреть ее без их участия, в связи с чем, нахожу возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя данного общества.
Выслушав представителя Министерства, изучив доводы жалобы и возражений на нее, дело об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28 мая 2020 года №338-р на территории Республики Карелия с 28 мая 2020 года установлен особый пожароопасный режим, который действовал на день выявления административного правонарушения.
Установлено, что собственником линейного объекта ВЛ-10 Л-11К-03 «ПС-11К «Костомукша» - Вокнаволок» в квартале 65 выдел 24 Ладвозерского участкового лесничества охранной зоны является ПАО «МРСК Северо-Запада».
В ходе проведения патрулирования территории лесного фонда в соответствии с Приказом №274-п от 17.12.2019 «Об утверждении сводного плана маршрутов патрулирования территории лесного фонда ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» в 2020 году, в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах» 05.06.2020 должностными лицами ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» был произведен осмотр в квартале 65 выдела 24 Ладвозерского участкового лесничества охранной зоны линии электропередач ВЛ-10 Л-11К-03 «ПС-11К «Костомукша» - Вокнаволок». В деятельности Общества выявлены нарушения пунктов 9 (1), 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (далее по тексту Правила), выразившихся в неосуществлении Обществом очистки используемого им земельного участка от порубочных остатков на полосе шириной не менее 10 метров от стены леса либо неотделении противопожарной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером на границе с территорией лесного фонда, установлено, что в охранной зоне линии электропередач складированы в валы порубочные остатки на расстоянии 3 метров от стены леса, просека, по которой проводились работы, не очищена от горючих материалов.
Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, а согласно ст.99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п.13 ч.1 ст.25 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов. Пунктами 4, 5 статьи 45 этого кодекса установлено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 года № 223, в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляется: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Согласно пункту 9 (1) Правил № 417 в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Пунктом 34 Правил установлено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» горючие вещества - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Нарушение ПАО «МРСК Северо-Запада» правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима в результате содержания линейного объекта образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.05.2020 №338р-П об установлении особого противопожарного режима; приказом №247-П от 17.12.2019 «Об утверждении сводного Плана маршрутов патрулирования территории лесного фонда в 2020 году в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах»; актами от 05.06.2020 патрулирования (рейдов) лесов и обнаружении лесонарушения (№43-В) и осмотра лесного участка (№1), которыми установлен факт складирования порубочных остатков в валы в 3 метрах от стены леса; требованием №1 об устранении нарушений лесного законодательства от 08.06.2020; актом №55-В патрулирования (рейдов) лесов от 11.07.2020, согласно которому ранее выявленные нарушения устранены не были; протоколом об административном правонарушении от 03.07.2020 о выявлении нарушений п.п. 9(1) и 34 Правил и другими материалами дела.
Вывод должностного лица о наличии в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Постановление должностного лица мотивировано и отвечает требованиям закона, предъявляемым к данному документу. Протокол и постановление об административном правонарушении составлены надлежащими должностными лицами и соответствует требованиям ст.28.2 и ст.29.10 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на утрату Правилами № 417 своей силы с 01.01.2021 на основании постановления Правительства РФ от 28.07.2020 №1132 не состоятельна, так как на момент совершения административного правонарушения указанные правила являлись обязательными для исполнения.
ЛЭП ВЛ-10 Л-11К-03 «ПС-11К «Костомукша» - Вокнаволок» находится в ведении ПАО «МРСК Северо-Запада», поэтому ответственность за эксплуатацию и ее содержание возлагается на Общество, на что прямо указано в подп. "а" п. 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, ст.ст.21, 25 Лесного кодекса РФ.
Заключение договора подряда, предусматривающего обязанность третьего лица по непосредственному выполнению работ по рубке и утилизации порубочных остатков, не освобождает Общество от выполнения возложенных на него законодательством публично-правовых обязанностей. Следовательно, ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах при эксплуатации линий электропередачи несет сетевая организация, которой является ПАО «МРСК Северо-Запада», в связи с чем, довод жалобы о том, что Общество не является субъектом правонарушения, не может быть принят во внимание.
Указание в жалобе на акт № 60-Л, составленный Ладвозерским участковым лесничеством 03.10.2018 по окончании работ по вырубке просек, которым не выявлено нарушений лесного законодательства, не свидетельствует об отсутствии со стороны ПАО «МРСК Северо-Запада» признаков правонарушения, поскольку этот акт составлен в рамках Соглашения о взаимодействии между этим Обществом и Министерством, свидетельствует о завершении работ по расширению просеки, отсутствию ликвидной древесины, складированию порубочных остатков на волока и выводов о соблюдении противопожарных правил в период пожароопасного сезона в 2020 году не содержит.
Остальные приведенные в жалобе доводы о недоказанности вины Общества также несостоятельны, не могут повлиять на законность и обоснованность принятого должностным лицом решения и повлечь его отмену, поскольку направлены исключительно на защиту от вмененного административного правонарушения и объективно опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Административное наказание Обществу, как юридическому лицу, назначено в пределах санкции ч.3 ст.8.32 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого является пожарная безопасность, и является справедливым. Оснований для признания правонарушения малозначительным или чрезмерно суровым, в том числе при наличии отягчающих административную ответственность обстоятельств, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного лесного инспектора в Республике Карелия от 13.10.2020 года оставить без изменения, а жалобу ПАО «МРСК Северо-Запада» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд в течение десяти суток со дня получения его копии.
Судья А.В. Иванов