№2-2085/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 мая 2014г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего Шевцовой Н.Г.
при секретаре Малащенковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трифоновой О.А. к Администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилищного фонда,
у с т а н о в и л:
Трифонова О.А. обратилась в суд с указанным выше иском к Администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, сославшись на то, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; постановлением Главы администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. № за ней закреплено жилое помещение, находящееся по <адрес>. Постановлением Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. № жилой дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с тем, что до настоящего времени она жилым помещением в соответствии с действующим законодательством не обеспечена, в иске поставлен вопрос о возложении на Администрацию г.Смоленска обязанности по предоставлению во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, а на упомянутый Департамент - обязанности по осуществлению финансирования исполнения Администрацией г.Смоленска государственных полномочий по их обеспечению, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем в г.Смоленске.
Представитель Трифоновой О.А. – Майкова М.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации г.Смоленска Казанцева Е.Н. иск не признала, ссылаясь на то, что закрепленное жилое помещение было признано аварийным после совершеннолетия истицы. Кроме того, указала на нарушение истицей заявительного порядка обеспечения жильем, сославшись на то, что соответствующее письменное обращение о предоставлении жилого помещения в орган местного самоуправления от нее не поступало, следовательно, ее права не нарушались.
Представитель соответчика Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Возражений, просьб об отложении, не поступало.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п/п.14.2 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
В силу подп. 2 п.4 ст.8 указанного закона, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в данной правовой норме обстоятельств (в частности, при достижении совершеннолетия).
Согласно ст.1, ч.1 ст.2 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета.
По делу установлено, что Трифонова О.А., мать которой (Т. Т.М.) заочным решением Промышленного районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. лишена родительских прав, отец Т. А.А. записан по указанию матери, родилась ДД.ММ.ГГГГ. в г.<данные изъяты>, была выявлена как лицо, оставшееся без родительского попечения.
Постановлением Главы Администрации Промышленного района г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. № Трифонова О.А. была направлена в воспитательное учреждение на полное гособеспечение, за ней было закреплено жилое помещение, находящееся по <адрес> (л.д.7).
Согласно лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ. и справке Филиала ОАО «<данные изъяты>» - ЖЭУ № в упомянутом жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой – <данные изъяты> кв.м. зарегистрированы: Б. С.С., Д. Т.И., В. В.М., Трифонова О.А.
Как следует из материалов дела (актов проверки сохранности закрепленного жилья за несовершеннолетней от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ.) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. квартира № в доме № по <адрес> была пригодна для проживания при условии проведения ремонта, фактически проживало три человека: Д. В.М., Д. Т.И., Т. Т.М.; зарегистрировано было <данные изъяты> человека – Д. Т.И., Д. В.М., Т. Т.М., Трифонова О.А.; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в квартире фактически никто не проживал, ее состояние было неудовлетворительным, требовался ремонт; на момент обследования квартиры в ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что фактически в квартире никто не проживает, в ДД.ММ.ГГГГ проведен ремонт, состояние удовлетворительное, квартира пригодна для проживания. Квартира находится в доме барачного типа, без удобств, отопление печное, туалет и колонка на улице.
В соответствии с постановлением Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. № «<данные изъяты>» многоквартирный дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.8).
По данным Управления Росреестра <данные изъяты> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Трифоновой О.А. на недвижимые объекты имущества за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. отсутствуют. Дом, где расположено закрепленное за истицей жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу. Однако до настоящего времени истица жилым помещением в порядке ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ не обеспечена.
Учитывая то обстоятельство, что истица выявлена органом опеки и попечительства, как лицо, оставшееся без родительского попечения, при ее пребывании в г.Смоленске, ее проживание в жилом помещении право пользования которым сохранено признается невозможным, исходя из того, что гарантированное законом право на жилое помещение не реализовано истицей не по ее вине, имеются установленные законом основания для возложения на Администрацию г.Смоленска обязанности по предоставлению Трифоновой О.А. благоустроенного жилого помещения в г.Смоленске по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления, которая должна быть исполнена органом местного самоуправления за счет средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (ч.1 ст.2 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з).
По изложенным выше причинам, при установлении судом самого права истицы на обеспечение жильем, доводы представителя Администрации г.Смоленска о том, что закрепленное за ней жилое помещение было признано аварийным после совершеннолетия, и нарушении Трифоновой О.А. заявительного порядка разрешения соответствующего вопроса, не могут служить достаточным правовым основанием для отказа в удовлетворении заявленных ею требований об обеспечении жильем.
В соответствии со ст.2-3 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями вправе получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета, а уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Исходя из положений Закона Смоленской области от 27.11.2012 №97-з «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, на который согласно п.4.2 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2008г. №641, а также п.3.42 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 10.08.2012 №537 возложена обязанность по перечислению в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
С учетом изложенного, в целях своевременной реализации права Трифоновой О.А. на обеспечение жильем, суд возлагает на упомянутый Департамент, как уполномоченный орган, обязанность осуществить финансирование исполнения Администрацией г.Смоленска государственных полномочий по обеспечению истицы, как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию города Смоленска предоставить Трифоновой О.А., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в городе Смоленске общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Обязать Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению Трифоновой О.А., как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в г. Смоленске общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий Шевцова Н.Г.
Мотивированное решение суда изготовлено 06.05.2014г.