Дело № 12-82/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Елизово Камчатского края 10 июня 2020 года
Судья Елизовского районного суда Камчатского края Почуева Светлана Анатольевна,
при секретаре Товкус Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Юрьева В.В. на постановление заместителя начальника ОГИБДД ОМВД России по Елизовскому району Качура А.В. № 18810341200230003814 от 02 апреля 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении Юрьева В.В., привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника ОГИБДД ОМВД России по Елизовскому району Качура А.В. № 18810341200230003814 от 02 апреля 2020 года (далее – должностное лицо) Юрьев В.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением, Юрьев В.В. обратился в Елизовский районный суд Камчатского края с жалобой на вышеуказанное постановление. В обосновании жалобы указал, что должностное лицо, вынесшее постановление, заявляет о нарушении требований приказов Минтранса № 36 и № 273, при этом не обосновывает свою позицию законодательно согласно действующим нормам права. Также в соответствии с приказом Минтранса России от 21 августа 2013 года № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами», транспортные средства категории N 2 экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемые физическими лицами, обязаны установить в своих автомобилях тахографы в срок до 01 июня 2021, в связи с чем отсутствие тахографа в машине не является административным правонарушением. Просил постановление отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании Юрьев В.В. участия не принимал, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Защитник Кулешова А.В., в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом.
Согласно ст. 30.6 ч. 3 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 30.6 п. 8 ч. 2 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях основанием для привлечения лица к административной ответственности является Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Согласно протоколу об административном правонарушении № 41 АВ 151294 от 26 марта 2020 года, 26 марта 2020 года Юрьев В.В., управлял автомашиной Хино Рангер г.р.з. №, осуществлял перевозку груза на коммерческой основе (мясную продукцию), чем нарушил приказ Минтранса № 273 от 21 августа 2013 года, п. 3 Основных положений ПДД и 36 приказ Минтранса от 13 июля 2013 года. Транспортное средство не оборудовано тахографом.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении № 41 АВ 151294 от 26 марта 2020 года, должностным лицом 02 апреля 2020 года в отношении Юрьева В.В. вынесено постановление № 18810341200230003814 по ч. 1 ст. 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которым ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Вместе с тем, вывод о виновности Юрьева в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является преждевременным, поскольку при рассмотрении дела должностное лицо допустило грубое нарушение норм процессуального права, выразившееся в следующем.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении должно содержать мотивированное решение по делу.
В соответствии со ст. 26.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные в устной или письменной форме. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, являются прямым доказательством по делу, имеющим важное значение для объективного рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.
Как усматривается из материалов дела, до его рассмотрения представитель Юрьева по доверенности Чечускин А.Г. предоставил должностному лицу пояснения, представляющие его мнение о несогласии с протоколом об административном правонарушении 41 АВ 151294.
Вместе с тем, должностное лицо не только не дало им оценку, но даже не указало о них в постановление, что лишило Юрьева В.В. права на защиту, и влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, лишает его возможности объективно возражать и представлять доказательства по существу вменяемого правонарушения.
Кроме того, вынося постановление от 02 апреля 2020 года должностное лицо ссылается на нарушение Юрьевым приказа Минтранса России от 21 августа 2013 года № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» и приказа Минтранса России от 13.02.2013 N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства".
Между тем, в протоколе и постановлении должностного лица не конкретизировано, нарушение какого именно пункта и какой части вышеуказанных приказов вменяется в вину. При таких условиях невозможно определить, нарушение каких именно требований законодательства допустил Юрьев.
В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно, в частности, содержать установленные по делу обстоятельства совершения правонарушения, то есть событие административного правонарушения - дата, место и время, норма закона, которую нарушило лицо, привлекаемое к административной ответственности, а также мотивированное решение по делу.
Мотивированность постановления предполагает наличие в нем описания события, ставшего основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, анализа и оценки доказательств, положенных должностным лицом, рассмотревшим дело, в основу выводов о виновности либо невиновности лица, в отношении которого ведется производство, выводов о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, либо выводов о наличии оснований для прекращения производства, ссылки на нормы закона, примененные при разрешении дела, описание и анализ иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также причин и условий совершения административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом с нарушением требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В силу презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установленной ст. 1.5 КоАП РФ, должностное лицо обязано доказать в направленных в суд материалах наличие события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление не может быть признано законным и подлежит отмене. В связи с отменой обжалуемого постановления по приведенным выше основаниям, связанными с существенными нарушениями процессуальных требований, иные доводы жалобы рассмотрению не подлежат.
Характер допущенных процессуальных нарушений свидетельствует о необходимости возвращения дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, полномочным рассматривать данное дело, однако к моменту рассмотрения жалобы предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения ФИО6 к административной ответственности истек.
С учетом изложенного оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Жалобу Юрьева В.В. - удовлетворить частично.
Постановление заместителя начальника ОГИБДД ОМВД России по Елизовскому району Качура А.В. № 18810341200230003814 от 02 апреля 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении Юрьева В.В., привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении Юрьева В.В., - прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии.
Судья С.А. Почуева