Дело № Изготовлено 03 июня 2019 года
УИД 76RS0010-01-2019-000647-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2019 года Ростовский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Любимовой Л.А.,
при секретаре Сухининой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ростове Ярославской области
гражданское дело по иску Ростовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к МОУ Чепоровская общеобразовательная школа о возложении обязанности по оборудованию учреждения дополнительной системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения, к администрации Ростовского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности по обеспечению финансирования,
у с т а н о в и л:
Ростовский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МОУ Чепоровская общеобразовательная школа о возложении обязанности по оборудованию учреждения дополнительной системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения, к администрации Ростовского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности по обеспечению финансирования.
В исковом заявлении указал, что в ходе проведенной Ростовской межрайонной прокуратурой проверки по вопросу исполнения законодательства о противодействии терроризму образовательными организациями Ростовского муниципального района установлено, что в МОУ Чепоровская общеобразовательная школа не оборудована системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, в нем находящихся, о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; кроме того, тыльная стороны здания образовательного учреждения не оборудована системой видеонаблюдения. Просил возложить обязанность на Администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию образовательного учреждения дополнительной системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения в срок до 01.09.2019 г., на МОУ Дмитриановская общеобразовательная школа оборудовать образовательное учреждение дополнительной системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств.
За время нахождения дела в суде уточнил исковые требования, просил возложить обязанность на Администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию образовательного учреждения дополнительной системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения в срок до 01.05.2020 г., на МОУ Дмитриановская общеобразовательная школа оборудовать образовательное учреждение дополнительной системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения в течение 4 месяцев с момента выделения финансовых средств.
В судебном заседании помощник Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области Хохлова И.В. уточненные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, действующая на основании доверенности, Нищенкова Д.Е. заявленные требования не признала, дополнительно пояснила, в 2017 году прокурор обращался в суд с требованиями о понуждении оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения, определением суда от 18.01.2018 года производство по данному делу прекращено, в связи с добровольным урегулированием спора. Действующим законодательством не предусмотрена установка дополнительного видеонаблюдения. Поскольку получение денежных средств на дополнительные расходы из бюджета связано с соблюдением порядка, установленного бюджетным законодательством Российской Федерации, в случае удовлетворения требований прокурора просила установить срок исполнения решения для администрации РМР до 01.09.2020 г., для образовательного учреждения – 5 месяцев.
Представитель третьего лица Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, действующий на основании доверенности, Мамоян Ш.Д. исковые требования прокурора поддержал, дополнительно пояснил, что по результатам обследования и категорирования объекта образовательному учреждению присвоена 3 категория опасности, которая определяется исходя из возможного количества пострадавших. С учетом объекта комиссия принимает решение о необходимости установки видеонаблюдения, которое должно охватывать всю территорию образовательного учреждения. Система оповещения должна работать автономно и быть слышима на всей территорию учреждения. Поскольку установленные видеокамеры не позволяют обозревать всю территорию образовательного учреждения, было рекомендовано установить дополнительную систему видеонаблюдения.
Ответчик МОУ Чепоровская общеобразовательная школа о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, об отложении дела не просил.
Третье лицо Управление образования администрации Ростовского муниципального района Ярославской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено своевременно и надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с пп. 1,2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно 6.48 «СП 118.15330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Из приложении «В» к Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицей, колледжи, школы-интернаты).
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 вышеназванного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности (пункт 4.1), а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений (пункт 5.1), разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников) (пункт 5.2).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
Пунктами «а,б,г» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее ФЗ №35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии со ст. 3 ФЗ №35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
На основании пп. 3.1 п. 3 ст. 5 ФЗ № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу п. 6 ст. 3 ФЗ № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 5 ФЗ № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса.
Во исполнение пп. 4 п. 2 ст. 5 ФЗ № 35-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 утверждены « Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки российской Федерации» (далее – Требования).
Пункт 1 Требований устанавливает обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - объект (территория).
В силу пункта 2 Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).
В соответствии с пунктом 5 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Пп. «л» п. 22 Требований установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляется оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пп. «а» п. 23 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В судебном заседании установлено, что определением Ростовского районного суда Ярославской области от 18.01.2018 года производство по гражданскому делу по иску Ростовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, МОУ Чепоровская средняя общеобразовательная школа о понуждении выделения денежных средств на оборудование образовательного учреждения видеоналюдением и каналом передачи тревожных сообщений и оборудование МОУ видеоналюдением и каналом передачи тревожных сообщений прекращено, в связи с отказом прокурора от исковых требований, в связи с тем, что видеонаблюдение в школе установлено, а оборудование каналом передачи тревожных сообщений по техническим причинам невозможно из-за нахождения школы вне зоны действия ПЦО Управления вневедомственной охраны.
Согласно паспорта безопасности от 23.03.2018 года МОУ Чепоровская общеобразовательная школа, учредителем которого является муниципальное образование Ростовский муниципальный район Ярославской области, присвоена 3 категория опасности.
В ходе проверки установлено, что здание образовательной организации не оборудовано системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, в нем находящихся, о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; кроме того, тыльная сторона здания образовательного учреждения не оборудована системой видеонаблюдения, данные факты сторонами не оспаривались.
С учетом приведенных выше положений закона требования прокурора о возложении на Администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области обязанности по финансированию мероприятий по оборудованию дополнительной системой видеонаблюдения МОУ Чепоровская общеобразовательная школа, системой экстренного оповещения, возложении на МОУ Чепоровская общеобразовательная школа обязанности по оборудованию территории учреждения дополнительно системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела суд считает возможным установить Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области срок для исполнения решения до 01.05.2020 г., МОУ Чепоровская общеобразовательная школа – четыре месяца со дня получения соответствующего финансирования.
Основания для прекращения производства по делу по абз. 3 ст. 220 ГПК РФ в связи с наличием вступившего в законную силу определения суда от 18.01.2018 года не имеется, поскольку настоящий иск заявлен по иным обстоятельства, установленным Паспортом безопасности Муниципального общеобразовательного учреждения Чепоровской общеобразовательной школа от 23.03.2018 года.
Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области в срок до 01.05.2020 года обеспечить финансирование МОУ Чепоровская общеобразовательная школа для оборудования дополнительной системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с «Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности министерства образования и науки Российской Федерации», утвержденных Постановлением правительства РФ от 07.10.2017 № 1235.
Обязать МОУ Чепоровская общеобразовательная школа оборудовать учреждение дополнительной системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с «Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности министерства образования и науки Российской Федерации», утвержденных Постановлением правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 в четырехмесячный срок со дня получения соответствующего финансирования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.А.Любимова