Резолютивная часть оглашена 15.03.2021
Мотивированное постановление изготовлено 18.03.2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Самара 15 марта 2021 года
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Дерунова Д.А.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Трошкина К.В., УУП У МВД России по г.Самаре Михалькова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ об административном правонарушении № 5-232/2021 в отношении Трошкина Кирилла Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, и проживающего по адресу: <адрес>, работающего в СОШ № 124, учащегося,
У С Т А Н О В И Л:
Протоколом 20 № об административном правонарушении от 23.01.2021 года, составленным УУП ОУУП и ПДН ОП № 6 У МВД России по г. Самара Михальковым А.В., Трошкину К.В. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ при следующих обстоятельствах: 23.01.2021 года в период времени с 14.00 часов до 16.00 часов Трошкин К.В., являясь участником публичного мероприятия в смешанной форме по маршруту от площади Героев 21-ой Армии в г. Самаре по пр. Ленина, ул. Полевой, ул. Молодогвардейской до площади Славы г. Самаре, уведомление о проведении которого не было подано в порядке, установленном ст. 1 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54 ФЗ, на пресечении улиц Молодогвардейская/Красноармейская г.о.Самара не выполнил законное требование сотрудников полиции о прекращении проведения публичного мероприятия, чем нарушил требования норм Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ.
В судебном заседании Трошкин К.В. вину в совершении административного правонарушения не признал, ссылаясь на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, пояснил суду, что участия в каком-либо публичном мероприятии он не принимал, был необоснованно задержан сотрудниками полиции при переходе улицы Красноармейской г. Самары гуляя по улицам г. Самары. При этом, 23.01.2021 года до 14 часов 40 минут он находился на работе в СОШ № 124, что подтверждается видеозаписью и справкой директора школы. Также пояснил, что в отдел полиции его доставили в 18.00 часов.
УУП ОУУП и ПДН ОП № 6 У МВД России по г. Самара Михальков А.В. в судебном заседании пояснил, что ему известно о том, что Трошкин К.В. был задержан сотрудниками полиции, в связи с участием в незаконном митинге 23.01.2021 года, после чего был доставлен в ОП № 6. 23.01.2021 года им был составлен протокол об административном правонарушении в отношении Трошкина К.В. и протокол его опроса.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», определяет публичное мероприятие как открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия являются свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ гласит, что организатор публичного мероприятия обязан подать уведомление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона N 54-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого компетентному органу в порядке, установленном федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (часть 7 статьи 2).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 1,7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 года «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Действия Трошкина К.В. правильно квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 23.01.2021 года в период времени с 14.00 часов до 16.00 часов Трошкин К.В., являясь участником публичного мероприятия в смешанной форме по маршруту от площади Героев 21-ой Армии в г. Самаре по пр. Ленина, ул. Полевой, ул. Молодогвардейской до площади Славы г. Самаре, уведомление о проведении которого не было подано в порядке, установленном ст. 1 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54 ФЗ, на пресечении улиц Молодогвардейская/ Красноармейская г. Самары не выполнил законное требование сотрудников полиции о прекращении проведения публичного мероприятия, чем нарушил требования норм Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ.
Протокол об административном правонарушении 20 № от 23.01.2021 г. составлен уполномоченным на то лицом, с соблюдением норм и требований КоАП РФ, не доверять законности и обоснованности, установленных и изложенных в нем нарушений у суда нет оснований.
На основании ст. 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вина Трошкина К.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ подтверждается:
- протоколом 20 № от 23.01.2021 года составленным УУП ОУУП и ПДН ОП № 6 У МВД России по г. Самара Михальковым А.В.;
- рапортом от 23.01.2021 года (л.д.4);
- видеоматериалами;
-актом осмотра видео;
- докладной запиской от 22.01.2021 г.;
- письмом Администрации городского округа Самара от 21.01.2021г.;
Оценивая данные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о виновности Трошкина К.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В силу ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 26.6 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
Непризнание вины Трошкиным К.В. в совершении административного правонарушения суд расценивает, как избранный им способ защиты, поскольку обстоятельства дела и его вина подтверждается совокупностью исследованных доказательств.
Представленные Трошкиным К.В. доказательства, не опровергают выводы суда о его участии в незаконном митинге, поскольку на работе в СОШ № 124 он находился 23.01.2021 года только до 14 часов 40 минут, после чего у него было достаточно времени, чтобы прибыть на место проведения незаконного митинга. Кроме того, нахождение 23.01.2021 года на пресечении улиц Молодогвардейская/ Красноармейская г. Самары не отрицается и самим Трошкиным К.В.
Доводы Трошкина К.В. о его неосведомленности о незаконном характере проводимого мероприятия, опровергаются рапортом сотрудника ППСП У МВД России по г.Самаре Гладкова Д.Н., пояснениями в суде УУП У МВД России по г.Самаре Михалькова А.В., согласно которым после сообщения Трошкину К.В. о его противоправном участии в вышеуказанном мероприятии, последний ответил отказом и продолжил шествие с остальными участниками данного мероприятия, после чего был задержан и доставлен в ОП № 6 УМВД России по г.Самаре.
Зафиксированное на видео время доставления Трошкина К.В. и других лиц в отдел полиции № 6 (в 18.00 часов) также не свидетельствует о его невиновности, поскольку Трошкин К.В. был задержан ранее, в период проведения незаконного митинга, участником которого он являлся.
Доводы Крошкина К.В. о нарушении сотрудниками полиции его права на защиту, своего подтверждения не нашли, поскольку как следует из проткала об административном правонарушении 20 № от 23.01.2021 года Трошкину К.В. были разъяснены права, предусмотренные ст. 24.2, 25.1, 25.3, 25.4, 25.5 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, о чем свидетельствует его подпись. Кроме того, обязанность предоставления адвоката лицу, привлекаемому к административной ответственности, на сотрудниках полиции действующим КоАП РФ не возложена.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность Трошкина К.В., который совершил правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность, является гражданином РФ, имеет постоянное место жительства на территории РФ, детей на иждивении не имеет, инвалидности и тяжелых заболеваний не имеет, работает учителем в СОШ № 24.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность судом не установлено.
Учитывая изложенное, фактические обстоятельства дела, принимая во внимание разъяснения в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", а также характера совершенного административного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и иных обстоятельств дела, когда применение иного, более мягкого административного наказания из числа предусмотренных санкцией подлежащей применению статьи (ее части) не будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания, суд считает необходимым назначить Трошкину К.В. наказание в виде обязательных работ, полагая, что данный вид наказания будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания.
Так, при назначении административного наказания в виде обязательных работ, суд учитывает, что санкцией ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрен минимальный размер административного штрафа в сумме 10 000 рублей, тогда как согласно данных Трошкина К.В. в судебном заседании пояснений, он работает в должности учителя, имеет небольшой ежемесячный доход. Суд полагает, что назначение административного наказания в виде штрафа даже в минимальном размере повлечет создание для правонарушителя сложных материально-финансовых условий, поскольку существенно уменьшит размер его ежемесячного дохода, что не отвечает требованиям норм закона о справедливости назначенного наказания.
Учитывая характер совершенного правонарушения, то, что объектом посягательства являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности в силу ст.2.9 КоАП РФ судом не усматривается.
При этом назначение административного наказания в виде обязательных работ основывается на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к Трошкину К.В., в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 20.2 ч.8, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Трошкина Кирилла Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, и проживающего по адресу: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде обязательных работ на срок 20 часов.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Дерунов Д.А.