РЕШЕНИЕ Дело № 2-340/2016
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 3 февраля 2016 года
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шкарина Д.В.,
при секретаре Богданове Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к администрации Прихолмского сельсовета Минусинского района о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в Минусинский городской суд с иском к администрации Прихолмского сельсовета Минусинского района о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в 800 метрах в северо-западном направлении от улиц Полевая поселка Прихолмье Минусинского района.
Мотивировав свои требования тем, что Министерством проведено рейдовое мероприятие по выявлению несанкционированных свалок мусора на территории Минусинского района Красноярского края. В ходе натурного обследования 03.06.2015 года установлено наличие несанкционированной свалки мусора в Минусинском районе в 800 метрах в северо-западном направлении от <адрес>. В соответствии с пп. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст.7 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»вышеуказанного закона к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, к вопросам местного значения сельских поселений относится организация мероприятий по охране окружающей среды, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Прихолмским сельсоветом Минусинского района не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых и промышленных отходов, а значит ответчиком не исполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
Представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 33).
В судебном заседании глава Прихолмского сельсовета Форсел К.Г., исковые требования не признал, суду пояснил, что уборка территории была начата в период с 19 по 28 мая 2015 года, затем была приостановлена из-за поломки трактора. В конце июня 2015 года все несанкционированные свалки на территории Прихолмского сельсовета были ликвидированы.
Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснила, что работает в должности главного бухгалтера Прихолмского сельсовета. Из-за поломки трактора уборка несанкционированных свалок была осуществлена с опозданием от графика на одну или две недели. Все несанкционированные свалки были убраны к 25 июня 2015 года. Акт выполненных работ был составлен только один от 31 мая 2015г., на общую сумму в соответствии с графиком и контрактом, по другому бухгалтерия не могла провести денежные средства.
В судебном заседании свидетель ФИО4 пояснил, что он работал трактористом на бульдозере в МУБ «ЖКХ» до 15 июля 2015 года. В период времени с 19 мая 2015 года по 28 мая 2015 года он убирал свалки в с. Прихолмье Минусинского района. Из-за поломки трактора работы были приостановлены и 24-25 июня 2015 года все свалки в п. Прихолмье были убраны.
Выслушав представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции до 27.05.2014) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статья 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" устанавливает необходимость регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ненадлежащая организация по сбору, вывозу бытовых отходов на территории муниципального образования является нарушением установленных санитарных правил, что нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучия населения.
В соответствии с. ч. 1 ст. 22 названного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся в ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» согласно которой отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании акта обследования №07/06 от 05 июня 2015 года Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края на территории поселка Прихолмье Минусинского района, в 800 метрах в северо-западном направлении от улиц Полевая выявлена несанкционированная свалка мусора (л.д.9-13).
Согласно муниципального контракта №166/15 от 15 мая 2015 года МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» Минусинского района обязалось ликвидировать несанкционированные свалки мусора на территории Прихолмского сельского хозяйства согласно графика производства работ (л.д.23-24).
Согласно акта выполненных работ №869 от 31.05.2015 года МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» Минусинского района выполнила работы по уборке мусора на территории Прихолмского сельского совета (л.д.40).
На момент рассмотрения дела акт нахождения несанкционированной свалки на территории п. Прихолмье Минусинского района в районе в 800 метрах в северо-западном направлении от улиц Полевая не нашел своего подтверждения в судебном заседании. Имеющаяся на момент обследования территории 05 июня 2015 года свалка бытовых отходов была ликвидирована 25 июня 2015 года, что подтверждается показаниями представителя ответчика, свидетелей и материалами дела.
При таких обстоятельствах, учитывая, что требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края были выполнены до поступления в суд искового заявления и в настоящее время несанкционированных свалок на территории п. Прихолмье Минусинского района не имеется, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к администрации Прихолмского сельсовета Минусинского района о понуждении к совершению действий – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированный текст решение изготовлен 26.02.2016г.
Копия: верно
Судья Минусинского городского суда: Д.В. Шкарин