РЕШЕНИЕ
от 27 октября 2015 года город Усть-Илимск
по делу № 12-228/2015
Судья Усть-Илимского городского суда Иркутской области Кузьмин А.В. (ул. Декабристов д. 3),
- рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Чулкова С.В. на постановление № 6447 начальника отдела УФМС России по Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе от 10.09.2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного в отношении главного инженера ООО <данные изъяты> Чулкова С.В., <данные изъяты>
установил:
Вышеназванным постановлением от 10 сентября 2015 года Чулков С.В., как должностное лицо, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере тридцати пяти тысяч рублей.
В жалобе Чулков С.В. просит постановление начальника отдела УФМС отменить и прекратить производство по делу за малозначительностью правонарушения.
Изучив доводы жалобы, возражения представителя УФМС России по Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе с просьбой отказать в удовлетворении жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, нахожу основания для отмены обжалуемого постановления, исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ - неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Приказом ФМС России от 08.12.2014 г. № 640 «О внесении изменений в приказ ФМС России от 28.06.2010 г. № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» утверждены формы и порядок уведомления ФМС России об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ.
Подать данные уведомления работодатели (заказчики работ, услуг) должны в территориальный орган ФМС России того субъекта РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения (прекращения) трудового (гражданско-правового) договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 упомянутого Закона, п. 2 Порядка).
Уведомления могут быть направлены на бумажном носителе либо поданы в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет (например, через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)) (абз. 2 п. 8 ст. 13 названного Закона, п. 6 Порядка).
При приеме уведомления на бумажном носителе должностным лицом территориального органа ФМС России проверяются правильность заполнения уведомления и достоверность указанных в нем сведений, а также наличие документов, удостоверяющих личность и полномочия лица, представившего уведомление (п. 7 Порядка).
Часть 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления.
Диспозиция данной нормы является альтернативной и совершение любого из перечисленных действий (бездействий) образует самостоятельный состав административного правонарушения.
Событие каждого административного правонарушения должно быть описано конкретно, подробно, с указанием обстоятельств совершения виновного деяния (действия, бездействия), входящее в объективную сторону правонарушения, а также в предмет доказывания и является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с Особенной частью КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, *** был заключен договор возмездного оказания услуг между ООО <данные изъяты>» в лице главного инженера Чулкова С.В. и гражданином <данные изъяты> А. По условиям данного договора последний принят на подсобные и вспомогательные работы.
Описывая событие административного правонарушения, в постановлении указывается, что уведомление о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с А. в отдел УФМС России по Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе не позднее 28.05.2015 г. не поступало и обязанность направить данное уведомление в отдел УФМС главный инженер ООО <данные изъяты> Чулков С.В. не исполнил.
При таком описании события административного правонарушения, привлекаемое к ответственности лицо должно нести ответственность за неуведомление территориального органа по контролю и надзору в сфере миграции о заключении договора на оказание услуг с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора.
Вместе с тем, в противоречие описания события административного правонарушения бездействия Чулкова С.В. квалифицируются как нарушение установленного порядка и формы уведомления.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело.
В протоколе об административном правонарушении, составленного в отношении Чулкова С.В., такое объяснение отсутствует, как не представлено такового отдельно к протоколу.
При рассмотрении дела об административном правонарушении Чулков С.В. не присутствовал.
Выражая своё несогласие с постановлением по делу об административном правонарушении и, ссылаясь на малозначительность проступка, Чулковым С.В. в жалобе приводится, что фактически он своевременно принял меры к уведомлению отдела УФМС о заключении с А. договора на оказание услуг.
Чулковым С.В. приводится, что уведомление было подготовлено и доставлено в отдел УФМС в день подписания договора нарочным. Предполагает, что уведомление, вероятно, было составлено не в соответствующей форме, орган ФМС его не принял, не поставил отметку о его получении, а нарочный в свою очередь не довёл до его сведения информацию о данном факте.
Сведения, изложенные Чулковым С.В., подтвердил ведущий специалист-эксперт отдела УФМС, составивший затем протокол об административном правонарушении. В возражениях по жалобе Чулкова С.В. им указывается, что действительно 26 мая 2015 г. являясь принимающей стороной для граждан <данные изъяты> в том числе А. в отдел УФМС с заявлением о продлении срока его пребывания в РФ в связи с работой по патенту обратилась С., у которой указанные документы были приняты в работу. По оформлению документов С. помогала женщина, которая, не представившись и не предъявив документы, удостоверяющие личность и полномочия, оставила вместе с документами уведомление № о заключении договора оказания услуг не соответствующее установленной форме.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Чулковым С.В. вопреки утверждениям в постановлении об административном правонарушении были приняты меры (действия, а не бездействия) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора, по уведомлению УФМС об оказании Обществу <данные изъяты> услуг иностранным гражданином.
Однако эти обстоятельства не были учтены при рассмотрении дела по существу, как и при составлении протокола об административном правонарушении, являющимся процессуальным документом, в котором при описании события правонарушения с указанием юридически значимых обстоятельств фактически формулируется предъявленное обвинение.
Согласно статьям 24.1, 26.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо совершившее противоправные действия (бездействия), иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Как следует из постановления начальника отдела УФМС России по Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе, Чулков С.В. нарушил установленный порядок и форму уведомления органа УФМС о заключении договора на оказание услуг с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора.
Однако, начальником отдела УФМС в нарушении требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела, исследованы не были, а вывод о доказанности вины Чулкова С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, являются преждевременными, поскольку в постановлении не указано, какой был нарушен порядок заказчиком услуг по представлению уведомления о заключении договора на оказание услуг с иностранным гражданином, и в чём выразилось нарушение установленной формы такого уведомления.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку при рассмотрении данного дела имели место существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, то в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ вынесенное по делу постановление подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение.
Учитывая, что годичный срок привлечения к административной ответственности для данной категории дел не истёк, дело подлежит направлению на новое рассмотрение начальнику отдела УФМС России в Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району, где следует установить все обстоятельства дела и по результатам рассмотрения вынести законное постановление.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
- ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 10.09.2015 ░. № ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 18.15 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░.░.
.
.
.
.