Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-434/2013 ~ М-390/2013 от 28.02.2013

Дело № 2-434/2013

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея Амурской области                              25 марта 2013 года

    Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,

при секретаре Кононенко Е.В.,

с участием помощника прокурора Зейского района Беспахотных Е.В.,

представителя заинтересованного лица – администрации Зейского района Амурской области Чумаченко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Алгачинского сельсовета Зейского района Амурской области о понуждении к устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Зейского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, в части не обеспечения доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Зейского района проведена проверка соблюдения администрацией Алгачинского сельсовета Зейского района федерального законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что сайт в сети Интернет у администрации Алгачинского сельсовета отсутствует. На официальном сайте администрации Зейского района (www.admzr.ru) в разделе «СЕЛЬСОВЕТЫ» - «Алгачинский» размещено постановление от 13.10.2011 № 44 «Об утверждении Порядка проведения мониторинга качества предоставления муниципальных услуг (функций) администрацией сельсовета и муниципальными учреждениями, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет бюджета сельсовета», а также постановления администрации с № 79 по № 80 от 01.11.2011, с № 57 по № 74 от 07.11.2011 об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг, а также проекты указанных административных регламентов. При этом также было установлено, что на сайте отсутствует: общая информация об органе местного самоуправления (Алгачинский сельсовет) в том числе: наименование и структура органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов справочных служб органа местного самоуправления; сведения о полномочиях органа местного самоуправления; сведения о руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций; перечень информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления; информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: остальные муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными муниципальными правовыми актами; порядок обжалования муниципальных правовых актов;     информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них; информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;     статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления, в том числе: статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведения об использовании органом местного самоуправления выделяемых бюджетных средств; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. Наличие указанных недостатков нарушает права граждан на доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в интересах неопределенного круга лиц, просит признать бездействие администрации Алгачинского сельсовета в части не обеспечения доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, незаконным, обязать администрацию Алгачинского сельсовета Зейского района Амурской области разместить информацию о своей деятельности в сети «Интернет», а именно:

- общую информацию об органе местного самоуправления (Алгачинский сельсовет) в том числе: наименование и структуру органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов справочных служб органа местного самоуправления; сведения о полномочиях органа местного самоуправления; сведения о руководителе органа местного самоуправления, его структурных подразделений;

- информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления за 2010-2013 года, в также сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными муниципальными правовыми актами; порядок обжалования муниципальных правовых актов;

- информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах;

- информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности;

- информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления;

- тексты официальных выступлений и заявлений главы органа местного самоуправления;

- статистическую информацию о деятельности органа местного самоуправления, в том числе: статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной сфер жизнедеятельности; сведения об использовании органом местного самоуправления выделяемых бюджетных средств;

- информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления;

    - информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.

Представитель заинтересованного лица – глава Алгачинского сельсовета Зейского района Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в своё отсутствие.

Из отзыва главы Алгачинского сельсовета Зейского района на заявление прокурора следует, что сайт администрации действительно отсутствует, при этом нормативно-правовые акты размещались на сайте администрации Зейского района, однако в связи с нехваткой специалистов информация была размещена не в полном объеме. В феврале 2013 года администрацией Зейского района было предложено подписать Соглашение о техническом и информационном обслуживании компьютеров сельсовета, подписание которого в настоящее время отложено до 01 апреля 2013 года ввиду подбора кадров. 11 марта 2013 года администрацией сельсовета были направлены нормативно-правовые акты за 2010-2013 гг. для размещения на сайте администрации Зейского района, которые до настоящего времени на сайте не размещены. Лишь после подписания вышеназванного Соглашения начнется работа по созданию сайтов поселений и размещении на них необходимой информации.

Представитель заинтересованного лица – администрации Зейского района Амурской области Чумаченко О.Н. в судебном заседании подтвердила информацию, представленную главой Алгачинского сельсовета Зейского района в письменном отзыве.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит необходимым требования прокурора удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Как следует из ч. 1 ст. 130 Конституции РФ и ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, местное самоуправление в РФ – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Положения о публичном характере местного самоуправления также нашли своё подтверждение и развитие в правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 2 апреля 2002 года № 7-П. В соответствии с п. 2, 3 данного постановления местным самоуправлением (согласно ст.130 Конституции РФ) является публичная (муниципальная) власть, осуществляемая гражданами. Понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, обусловливает необходимость учета природы муниципальной власти как власти местного сообщества и особенностей институтов местного самоуправления как наиболее приближенных к населению.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственной в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Судом установлено, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц. Обращаясь в суд, прокурор ставит своей целью охрану общественных интересов в части обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к бездействию органов местного самоуправления относится неисполнение органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии с п.3 ст.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Статьей 13 названного Федерального закона определен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления, в том числе:

1) общая информация об органе местного самоуправления, в том числе:

а) наименование и структура органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб органа местного самоуправления;

б) сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанного органа, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;

г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;

д) сведения о руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);

е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций;

ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления (при наличии);

2) информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе:

а) муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

в) информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;

г) административные регламенты, стандарты муниципальных услуг;

д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;

е) порядок обжалования муниципальных правовых актов;

3) информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления;

4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иная информация, подлежащая доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

5) информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;

7) статистическая информацию о деятельности органа местного самоуправления, в том числе:

а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления;

б) сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

8) информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе:

а) порядок поступления граждан на муниципальную службу;

б) сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;

в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;

г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;

д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления;

е) перечень образовательных учреждений, подведомственных органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;

9) информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.

При рассмотрении заявления установлено, что прокуратурой Зейского района проведена проверка соблюдения администрацией Алгачинского сельсовета Зейского района федерального законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что сайт в сети Интернет у администрации Алгачинского сельсовета отсутствует, на официальном сайте администрации Зейского района (www.admzr.ru) в разделе «СЕЛЬСОВЕТЫ» - «Алгачинский» размещена лишь часть нормативно-правовых актов, при этом необходимая информация, перечень которой предусмотрен ч.1 ст.13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», на сайте отсутствует.

Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени указанные нарушения также не устранены.

Таким образом, судом установлено незаконное бездействие администрации Алгачинского сельсовета, выразившееся в не обеспечении права граждан на доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления, что противоречит требованиям вышеназванных ном федерального законодательства.

Исходя из положений ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку судом признается незаконное бездействие администрации Алгачинского сельсовета, указанные нарушения подлежат устранению путем возложения на администрацию Алгачинского сельсовета обязанности разместить информацию о деятельности органа местного самоуправления в сети «Интернет», перечень которой предусмотрен ч.1 ст.13 Федерального закона 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Зейского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Алгачинского сельсовета Зейского района Амурской области в части не обеспечения доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления.

Обязать администрацию Алгачинского сельсовета Зейского района Амурской области разместить в сети «Интернет» информацию о деятельности органа местного самоуправления, перечень которой предусмотрен ч.1 ст.13 Федерального закона 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в том числе муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления за 2010-2013 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение одного месяца со дня его провозглашения.

Председательствующий                     С.Н. Куприянова

2-434/2013 ~ М-390/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор
Другие
Администрация Зейского района
Администрация Алгачинского сельсовета
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Куприянова Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
28.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2013Передача материалов судье
28.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2013Судебное заседание
25.03.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее