Дело № 2-4593/2020
59RS0001-01-2020-007015-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2020 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Богомоловой Л.А.,
при секретаре Бобиной Д.А.,
с участием истца Черанева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дружиной ..., ФИО5 к Управлению жилищных отношений Администрации Адрес, Администрации Адрес о признании незаконным Распоряжения начальника Управления жилищных отношений Администрации Адрес «Об исключении семьи из списка участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Адрес» от Дата №, возложении обязанности,
установил:
Дружинина Л.Е., Черанев А.И. обратились в суд с исковым заявлением к Управлению жилищных отношений Администрации города Перми, Администрации г.Перми о признании незаконным Распоряжения начальника Управления жилищных отношений Администрации Адрес «Об исключении семьи из списка участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Адрес» от Дата №, возложении обязанности по восстановлению семьи в составе трех человек в списке молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1«Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Адрес».
В обоснование заявленных требований истцы указали, что Дружинина Л.Е. и ее сын ФИО3 .... на основании распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации Адрес № от Дата были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в состав участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Адрес на 2011-2015года», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы. После постановки на учет семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий было заведено личное дело №. Указанное обстоятельство подтверждается уведомлением от Дата. Датаг. между ОАО «Строительный трест № и Чераневым А.И., Дружининой Л.Е. действующей от своего имени и от имени своего несовершеннолетнего сына ФИО3 был заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома, расположенного по адресу: Адрес, Фроловское сельское поселение, Адрес. Для участия в долевом строительстве были использованы, в том числе, заемные денежные средства по кредитному договору № от Датаг. Дата административные истцы Дружинина Л.Е. и Черанев А.И. заключили брак. После заключения брака между административными истцами в ноябре 2013г. на основании заявления, Черанев А.И. был включен в состав участников программы долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Адрес на 2011- 2015года», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы. Дата административные истцы получили уведомление о том, что их семья включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной стоимости жилья за счет средств 2020года. Распоряжением начальника управления жилищных отношений от Дата № молодая семья ФИО4 в составе 3 человек, в том числе Черанев А.И., ФИО3 были исключены из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Адрес» в рамках участия Адрес в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в связи с несоответствием требованию предусмотренному пунктом «б» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат. Полагают, что причиной исключения из списка участников программы послужило неверное исчисление площади жилых помещений находящихся в собственности у административных истцов. В расчет площади жилых помещений была включена квартира, не принадлежащая административным истцам, а принадлежащая матери административного истца ФИО12, ФИО8 В связи с чем, Распоряжение нельзя признать законным и обоснованным. Указанное Распоряжение нарушает права административных истцов на получение социальной поддержки.
Истец Черанев А.И. в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что с 2009 года совместно с матерью ФИО8 по адресу: Адрес не проживает, совместное хозяйство не ведет, с 2008 года проживает совместно со своей семьей (супругой ФИО4, сыном ФИО9) по адресу: Адрес зарегистрирован по данному адресу с ноября 2013 года.
Истец Дружинина Л.Е. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в ходе предварительного судебного заседания поясняла, что с 2008 года еще до заключения брака по настоящее время они проживают отдельно от мамы супруга в комнате по адресу: Адрес, шоссе Космонавтов, 84-613, ведут свое хозяйство.
Ответчики Управление жилищных отношений Администрации Адрес, Администрация Адрес в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные возражения, из которых следует, что семья Дружининой Л.Е. и Черанева А.И. исключена из списка участниц Подпрограммы, поскольку на дату заключения кредитного договора (19.03.2013) обеспеченность общей площадью жилых помещений на каждого члена молодой семьи составляла ..., что более учетной нормы в Адрес.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Приложением №1 к данной Программе установлены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В соответствии с п. 6 указанных Правил участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до Дата, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после Дата по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита (пункт 7 Правил).
Постановлением Адрес от Дата №-п «О реализации мероприятий программы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Адрес», утвержденной Постановлением Адрес от Дата №-п утвержден порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Адрес», утвержденной Постановлением Адрес от Дата №-п.
Настоящий Порядок определяет механизм реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках участия Адрес в реализации основного мероприятия «Обеспечения жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата №.
Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется в соответствии с Порядком признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.2 Порядка в целях реализации мероприятий подпрограммы нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются молодые семьи, где:
2.1. члены молодой семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2.2. члены молодой семьи являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена молодой семьи менее учетной нормы, установленной нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
2.3. члены молодой семьи проживают в помещении, не отвечающем требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47;
2.4. члены молодой семьи являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживают в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н.
Согласно п. 4 Порядка при наличии у членов семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения членов молодой семьи осуществляется исходя из суммарной общей площади всех пригодных для проживания указанных жилых помещений.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг (супруга), родители (усыновители) и дети (родные и усыновленные) данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане признаются членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В случае признания лица членом семьи собственника жилого помещения в судебном порядке лицо считается членом семьи собственника с даты вступления в силу соответствующего судебного акта (пункт 5).
В соответствии с п. 6 Порядка признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления городских округов и городских (сельских) поселений Пермского края (далее - орган местного самоуправления) на основании заявления о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, поданного по месту жительства (регистрации) всех членов молодой семьи (далее - заявление) по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Дружинина Л.Е. и ее сын ФИО3 Дата. на основании распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации Адрес № от Дата были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в состав участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Адрес на 2011-2015года», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы, что подтверждается уведомлением от Дата.
Дата между Дружининой Л.Е. и Чераневым А.И. заключен брак.
В декабре 2013 года на основании заявления, Черанев А.И. был включен в состав участников программы долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Адрес на 2011- 2015года», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Дата ФИО3, Черанев А.И., Дружинина Л.Е. были включены в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной стоимости жилья за счет средств 2020 года, что подтверждается уведомлением.
Дата Чераневым А.И., Дружиной Л.Е., ФИО9 начальнику Управления жилищных отношений Администрации Адрес подано заявление о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 % расчетной (средней) стоимости жилья.
Распоряжением начальника управления жилищных отношений от Дата № молодая семья ФИО4 в составе 3 человек, в том числе Черанев А.И., ФИО3 были исключены из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Адрес» в рамках участия Адрес в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в связи с несоответствием требованию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат.
Принимая распоряжение от Дата № об исключении семьи Дружининой Л.Е. из списка участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» начальник Управления жилищных отношений Администрации Адрес исходил из того, что молодая семья не соответствует требованию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат.
Согласно ответу на обращение от Дата, причиной, послужившей основанием для исключения молодой семьи из списка участников программы стало то, что мать – ФИО10 имеет в собственности квартиру по адресу: Адрес, площадью 36,7 кв.м., в которой был зарегистрирован Черанев А.И. и с учетом данной квартиры, на дату заключения кредитного договора обеспеченность площадью жилых помещений на каждого члена молодой семьи составляла 12,01 кв.м., что более учетной нормы в Адрес.
Данное Распоряжение суд считает незаконным по следующим основаниям.
В материалах дела имеется договор безвозмездной передачи жилого помещения в долевую собственность граждан от Дата.
Согласно данному договору Адрес на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передала Дружининой Л.Е. в долевую собственность с сыном ФИО9 комнату общей площадью 17,7 кв.м., в том числе жилой площадью 17,7 кв.м. по адресу: Адрес
Дата зарегистрировано право собственности на указанное помещение, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Дата между ОАО «Строительно-монтажный трест №» и Чераневым А.И., Дружининой Л.Е. действующей от своего имени и от имени своего несовершеннолетнего сына ФИО3 был заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома, расположенного по адресу: Адрес, Фроловское сельское поселение, Адрес.
Для участия в долевом строительстве были использованы, в том числе заемные денежные средства в сумме ... руб. по кредитному договору № от Дата.
Дата за ФИО9, Чераневым А.И., ФИО4 по 1/3 доли зарегистрировано право на жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес, Фроловское сельское поселение, Адрес, общей площадью ... кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № Адрес9, ФИО10 (мать Черанева А.И.) является собственником 1-комнатной квартиры, ... кв.м., расположенной по адресу: Адрес, Адрес, с кадастровым номером:№
Площадь данной квартиры была включена при определении нуждаемости молодой семьи ФИО4 в улучшении жилищных условий.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела, молодая семья заявителя состоит из трех человек: ФИО4, ее супруг Черанев А.И., сын ФИО3 Семья проживает и зарегистрирована по адресу: Адрес (ФИО4 с Дата, Черанев А.И. с Дата, ФИО3 с Дата).
Супруги являются членами молодой семьи, применительно к положениям пункта 6 Правил.
Поскольку, зарегистрировав брак, ФИО4 и Черанев А.И. создали отдельную семью, то не могут являться членами другой семьи, а в частности членами семьи родителя одного из супругов.
Более того, молодая семья истцов и ФИО10 (мать Черанева А.И.) проживают в разных жилых помещениях, ведут отдельное хозяйство, не имеют общего бюджета, что не было оспорено ответчиком.
Кроме того, на момент включения Черанева А.И. в состав участников программы, последний не был зарегистрирован в квартире своей матери ФИО8
Сведений о том, что ФИО10 претендовала на участие в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Адрес», не имеется.
Начальником Управления жилищных отношений Администрации Адрес не учтено, что на момент включения в программу Черанева А.И. молодая семья представляла собой самостоятельный субъект семейных отношений, а наличие у родителя одного из супруга в собственности иных жилых помещений не могло повлиять на нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий, так как члены молодой семьи после заключения брака не остаются членами семьи своих родителей.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью молодой семьи недопустимо исходить из суммарной общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности иным лицам, не являющимся членами этой молодой семьи.
С учетом изложенного, ответчиками не представлено суду доказательств законности оспариваемого Распоряжения по основанию, послужившему поводом для исключения молодой семьи ФИО4 и Черанева А.И. из участников подпрограммы: в связи с обеспеченностью общей площадью жилых помещений свыше учетной нормы.
Поскольку для уровня обеспеченности жилой площадью молодой семьи в суммарной общей площади не подлежит учету площадь жилых помещений, принадлежащих на праве собственности иным лицам, не являющимся членами этой молодой семьи, а дата заключения кредитного договора по смыслу Государственной программы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № от Дата и подпрограммы 1, утвержденной Постановлением Правительства пермского края от Дата №-п, не является определяющей, то факт регистрации Черанева А.И. на момент заключения кредитного договора в квартире ФИО8, не может быть принят во внимание как основание для исключения из числа участниц Подпрограммы.
Исходя из положений ст.103 ГПК РФ, с Управления жилищных отношений администрации Адрес в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 рублей, от уплаты которой истец ФИО4 освобождена.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дружиной ..., ФИО5 к Управлению жилищных отношений Администрации Адрес, Администрации Адрес о признании незаконным Распоряжения начальника Управления жилищных отношений Администрации Адрес «Об исключении семьи из списка участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Адрес» от Дата № – удовлетворить.
Признать незаконным Распоряжение начальника Управления жилищных отношений Администрации Адрес «Об исключении семьи из списка участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Адрес» от Дата №.
Возложить на Управление жилищных отношений администрации Адрес обязанность восстановить молодую семью из трех человек в составе ФИО4, Черанева ..., ФИО3 в списке участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Адрес».
Взыскать с Управления жилищных отношений администрации Адрес в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в Адресвой суд через Дзержинский районный суд Адрес в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
...
... Судья Л.А. Богомолова
В мотивированном виде решение изготовлено Дата.