Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4308/2019 ~ М-2551/2019 от 22.05.2019

Дело № 2а-4308/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Оробинской О.В.,

при секретаре Шаповаловой Ю.А.,

с участием представителя административного истца Рябининой В.К. по ордеру адвоката Главатских В.О., действующего также по ордеру в интересах заинтересованного лица Макаровой Т.К.,

представителя административного ответчика ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа Криворуковой О.Ю.,

представителя административного ответчика УФНС России по Воронежской области по доверенности Рыжкова Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Рябининой В.К. к ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа, Управлению Федеральной налоговой службы по Воронежской области о признании решения в виде налогового уведомления об исчислении налога на имущество физических лиц, земельного налога незаконным,

у с т а н о в и л:

Рябинина В.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа, просила признать действия Инспекции в виде начисления налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, а также земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов незаконными.

В обоснование иска Рябинина В.К. указала, что 03 декабря 2018 г. в ее адрес была направлена справка о состоянии расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по состоянию на 03 декабря 2018 г. № 2018-53. Согласно указанной справки у нее образовалась задолженность в размере 5789 рублей по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, положенным в границах городских округов, а также задолженность в размере 115 887 рублей по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов. Полагает действия ИФНС по начислению указанных налогов незаконными, поскольку она является пенсионером по старости, ветераном труда, и в соответствии со ст. 387 НК РФ, решением Воронежской городской Думы от 07.10.2005 г. № 162-II «О введении в действие земельного налога на территории городского округа г. Воронеж (вместе с «Положением о порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории городского округа город Воронеж», ст. 401 НК РФ, подлежит освобождению от уплаты данных налогов (л.д. 5-8).

В дальнейшем Рябинина В.К. уточнила заявленные требования, просит признать недействительным решение Инспекции федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа в виде налогового уведомления № 39907676 от 05 сентября 2018 г. о начислении налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, а также земельного с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов (л.д. 82-83).

Определением суда от 11.07.2019 г., занесенным в протокол судебного заседания, уточненное исковое заявление принято к производству суда.

Определением суда от 12.08.2019 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Макарова Т.К.

Определением суда от 10.09.2019 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Воронежской области.

В судебное заседание Рябинина В.К. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, конверт с судебной повесткой возвращен в адрес суда за истечением срока хранения.

Представитель административного истца Рябининой В.К. адвокат по ордеру Главатских В.О., действующий также по ордеру в интересах заинтересованного лица Макаровой Т.К., административные исковые требования поддержал, пояснил, что налог не подлежит доначислению, поскольку объект не используется в предпринимательской деятельности.

Представитель административного ответчика ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа Криворукова О.Ю. в удовлетворении иска просила отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Представителя административного ответчика УФНС России по Воронежской области по доверенности Рыжков Д.Н. в удовлетворении иска просил отказать согласно доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Заинтересованное лицо Макарова Т.К. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена.

Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Воронежской области представителя в судебное заседание не направило, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Судом установлено, что административный истец Рябинина В.К. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером: (№), по адресу: <адрес>, с 03.03.2016 г. по 17.11.2016 г. (л.д. 76), здания с кадастровым номером: (№), по адресу: <адрес>, с 03.03.2016 г. по 17.11.2016 г. (л.д. 75).

ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа 05.09.2018 г. в адрес Рябиной В.К. было направлено налоговое уведомление № 39907676 о необходимости уплаты земельного налога в размере 115887,00 руб., налога на имущество в размере 5789,00 руб. за 2016 год (л.д. 74).

Административный истец Рябинина В.К., имея статус пенсионера по старости (пенсия назначена с 03.04.1995г.), 14.01.2019г. обратилась в ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа с заявлением об установлении налоговой льготы по уплате имущественного налога и об освобождении от уплаты земельного налога. Ответом ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа от 30.01.2019г. № 11-14/02239 ей было отказано, в связи с тем, что согласно сведениям, предоставленным из органов Росреестра по Воронежской области за Рябининой В.К. с 03.03.2016г. по 17.11.2016г. по адресу: <адрес> зарегистрированы магазин и земельный участок – разрешенное использование «для иных видов использования, характерных для населенных пунктов». Сведения о назначении пенсии с 26.03.1995г. в базу данных инспекции внесены. На основании изложенного, на объекты, предназначенные для использования в предпринимательской деятельности, льгота Законодательством не предусмотрена (л.д. 40-41).

В досудебном порядке Рябинина В.К. обжаловала указанный ответ в Управление ФНС по Воронежской области (л.д. 11-13). В ответе от 25.04.2019г. УФНС России по Воронежской области по аналогичным доводам посчитала исчисление налоговой инспекцией имущественного и земельного налога на вышеуказанные объекты недвижимости правомерным (л.д. 38-39).

Однако доводы административных ответчиков, которые послужили отказом в предоставлении Рябининой В.К. налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц и в освобождении от уплаты земельного налога, суд считает не состоятельными в силу следующего.

Как справедливо административный истец указывает в административном иске, статьей 395 НК РФ установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как пенсионеры в данный перечень не включена.

При этом, частью 2 ст. 387 НК РФ предусмотрено, что устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

В соответствии с пунктом 1.6 ст. 4 Решения Воронежской городской Думы от 07.10.2005 № 162-II «О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж» вместе с Положением о порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории городского округа город Воронеж от уплаты земельного налога в отношении земельных участков (одного по каждому виду разрешенного использования), находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, неиспользуемых (не предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности освобождены граждане, получающих трудовую пенсию по старости, по случаю потери кормильца, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению; членов семей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы в мирное время.

В силу пункта 10 ст. 407 НК налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Часть 3 ст. 407 НК устанавливает, что при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности (часть 2 ст. 407 НК РФ).

В процессе рассмотрения дела в рамках осмотра территории, помещений, проведенного на основании ст. 92 НК РФ, установлено, что по адресу: <адрес> находится огороженный забором земельный участок. На указанном участке расположено 3-х этажное нежилое строение, которое на момент осмотра является объектом незавершенного строительства (без внутренней отделки). Факт ведения предпринимательской деятельности в указанном строении на момент осмотра не установлен (л.д. 116).

Таким образом, с учетом того, что Рябинина В.К. является пенсионером по старости, принадлежавшее ей здание и земельный участок не использовались в предпринимательских целях и в силу вышеназванных положений Закона и нормативных актов, административный истец имела право на установление налоговой льготы по уплате имущественного налога и на освобождении от уплаты земельного налога. В связи с чем, решение ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа, выраженное в виде налогового уведомления № 39907676 от 05.09.2018г., выставленного Рябининой В.К., о расчете земельного налога и о расчете налога на имущество физических лиц следует признать незаконным.

Доводы административных ответчиков со ссылкой на часть 4 ст. 85 НК РФ о том, что исчисление названных налогов производилось на основании сведений, представленных регистрирующим органом, свидетельствующих о коммерческом использовании земельного участка и расположенного на нем здания (магазин) суд оценивает критически, поскольку вид разрешенного использования объекта недвижимости используется при установлении налоговой ставки (ст. 394, ст. 406 НК РФ), тогда как факт использования объектов в предпринимательских целях полежит установлению налоговым органом в связи с подачей налогоплательщиком соответствующего заявления в целях принятия решения о предоставлении налоговой льготы и (или) освобождения об уплаты налога. То есть проверить факт ведения предпринимательской деятельности налоговый орган должен был проверить в рамках обращения заявителя о предоставлении налоговой льготы и об освобождении от уплаты налога. Осуществив выход на место расположения объектов недвижимости только в рамках рассмотрения настоящего административного дела, налоговая инспекция фактически подтвердила несостоятельность своего решения об отказе Рябининой В.К. в предоставлении налоговой льготы и об отказе в освобождении от уплаты спорного налога.

В силу ч. 3 ст. 227 КАС РФ сам факт признания судом незаконным решения ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа, выраженного в виде налогового уведомления № 39907676 от 05.09.2018г., выставленного Рябининой В.К., о расчете земельного налога и о расчете налога на имущество физических лиц, является достаточным для восстановления нарушенных прав административного истца и не требует возложения каких-либо еще обязанностей на административных ответчиков.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Рябининой В.К. удовлетворить.

Признать незаконным решение ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа, выраженное в виде налогового уведомления № 39907676 от 05.09.2018г., выставленного Рябининой В.К., о расчете земельного налога и о расчете налога на имущество физических лиц.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                            О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 25.09.2019 г.

Дело № 2а-4308/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Оробинской О.В.,

при секретаре Шаповаловой Ю.А.,

с участием представителя административного истца Рябининой В.К. по ордеру адвоката Главатских В.О., действующего также по ордеру в интересах заинтересованного лица Макаровой Т.К.,

представителя административного ответчика ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа Криворуковой О.Ю.,

представителя административного ответчика УФНС России по Воронежской области по доверенности Рыжкова Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Рябининой В.К. к ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа, Управлению Федеральной налоговой службы по Воронежской области о признании решения в виде налогового уведомления об исчислении налога на имущество физических лиц, земельного налога незаконным,

у с т а н о в и л:

Рябинина В.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа, просила признать действия Инспекции в виде начисления налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, а также земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов незаконными.

В обоснование иска Рябинина В.К. указала, что 03 декабря 2018 г. в ее адрес была направлена справка о состоянии расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по состоянию на 03 декабря 2018 г. № 2018-53. Согласно указанной справки у нее образовалась задолженность в размере 5789 рублей по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, положенным в границах городских округов, а также задолженность в размере 115 887 рублей по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов. Полагает действия ИФНС по начислению указанных налогов незаконными, поскольку она является пенсионером по старости, ветераном труда, и в соответствии со ст. 387 НК РФ, решением Воронежской городской Думы от 07.10.2005 г. № 162-II «О введении в действие земельного налога на территории городского округа г. Воронеж (вместе с «Положением о порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории городского округа город Воронеж», ст. 401 НК РФ, подлежит освобождению от уплаты данных налогов (л.д. 5-8).

В дальнейшем Рябинина В.К. уточнила заявленные требования, просит признать недействительным решение Инспекции федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа в виде налогового уведомления № 39907676 от 05 сентября 2018 г. о начислении налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, а также земельного с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов (л.д. 82-83).

Определением суда от 11.07.2019 г., занесенным в протокол судебного заседания, уточненное исковое заявление принято к производству суда.

Определением суда от 12.08.2019 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Макарова Т.К.

Определением суда от 10.09.2019 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Воронежской области.

В судебное заседание Рябинина В.К. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, конверт с судебной повесткой возвращен в адрес суда за истечением срока хранения.

Представитель административного истца Рябининой В.К. адвокат по ордеру Главатских В.О., действующий также по ордеру в интересах заинтересованного лица Макаровой Т.К., административные исковые требования поддержал, пояснил, что налог не подлежит доначислению, поскольку объект не используется в предпринимательской деятельности.

Представитель административного ответчика ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа Криворукова О.Ю. в удовлетворении иска просила отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Представителя административного ответчика УФНС России по Воронежской области по доверенности Рыжков Д.Н. в удовлетворении иска просил отказать согласно доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Заинтересованное лицо Макарова Т.К. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена.

Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Воронежской области представителя в судебное заседание не направило, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Судом установлено, что административный истец Рябинина В.К. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером: (№), по адресу: <адрес>, с 03.03.2016 г. по 17.11.2016 г. (л.д. 76), здания с кадастровым номером: (№), по адресу: <адрес>, с 03.03.2016 г. по 17.11.2016 г. (л.д. 75).

ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа 05.09.2018 г. в адрес Рябиной В.К. было направлено налоговое уведомление № 39907676 о необходимости уплаты земельного налога в размере 115887,00 руб., налога на имущество в размере 5789,00 руб. за 2016 год (л.д. 74).

Административный истец Рябинина В.К., имея статус пенсионера по старости (пенсия назначена с 03.04.1995г.), 14.01.2019г. обратилась в ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа с заявлением об установлении налоговой льготы по уплате имущественного налога и об освобождении от уплаты земельного налога. Ответом ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа от 30.01.2019г. № 11-14/02239 ей было отказано, в связи с тем, что согласно сведениям, предоставленным из органов Росреестра по Воронежской области за Рябининой В.К. с 03.03.2016г. по 17.11.2016г. по адресу: <адрес> зарегистрированы магазин и земельный участок – разрешенное использование «для иных видов использования, характерных для населенных пунктов». Сведения о назначении пенсии с 26.03.1995г. в базу данных инспекции внесены. На основании изложенного, на объекты, предназначенные для использования в предпринимательской деятельности, льгота Законодательством не предусмотрена (л.д. 40-41).

В досудебном порядке Рябинина В.К. обжаловала указанный ответ в Управление ФНС по Воронежской области (л.д. 11-13). В ответе от 25.04.2019г. УФНС России по Воронежской области по аналогичным доводам посчитала исчисление налоговой инспекцией имущественного и земельного налога на вышеуказанные объекты недвижимости правомерным (л.д. 38-39).

Однако доводы административных ответчиков, которые послужили отказом в предоставлении Рябининой В.К. налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц и в освобождении от уплаты земельного налога, суд считает не состоятельными в силу следующего.

Как справедливо административный истец указывает в административном иске, статьей 395 НК РФ установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как пенсионеры в данный перечень не включена.

При этом, частью 2 ст. 387 НК РФ предусмотрено, что устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

В соответствии с пунктом 1.6 ст. 4 Решения Воронежской городской Думы от 07.10.2005 № 162-II «О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж» вместе с Положением о порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории городского округа город Воронеж от уплаты земельного налога в отношении земельных участков (одного по каждому виду разрешенного использования), находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, неиспользуемых (не предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности освобождены граждане, получающих трудовую пенсию по старости, по случаю потери кормильца, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению; членов семей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы в мирное время.

В силу пункта 10 ст. 407 НК налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Часть 3 ст. 407 НК устанавливает, что при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности (часть 2 ст. 407 НК РФ).

В процессе рассмотрения дела в рамках осмотра территории, помещений, проведенного на основании ст. 92 НК РФ, установлено, что по адресу: <адрес> находится огороженный забором земельный участок. На указанном участке расположено 3-х этажное нежилое строение, которое на момент осмотра является объектом незавершенного строительства (без внутренней отделки). Факт ведения предпринимательской деятельности в указанном строении на момент осмотра не установлен (л.д. 116).

Таким образом, с учетом того, что Рябинина В.К. является пенсионером по старости, принадлежавшее ей здание и земельный участок не использовались в предпринимательских целях и в силу вышеназванных положений Закона и нормативных актов, административный истец имела право на установление налоговой льготы по уплате имущественного налога и на освобождении от уплаты земельного налога. В связи с чем, решение ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа, выраженное в виде налогового уведомления № 39907676 от 05.09.2018г., выставленного Рябининой В.К., о расчете земельного налога и о расчете налога на имущество физических лиц следует признать незаконным.

Доводы административных ответчиков со ссылкой на часть 4 ст. 85 НК РФ о том, что исчисление названных налогов производилось на основании сведений, представленных регистрирующим органом, свидетельствующих о коммерческом использовании земельного участка и расположенного на нем здания (магазин) суд оценивает критически, поскольку вид разрешенного использования объекта недвижимости используется при установлении налоговой ставки (ст. 394, ст. 406 НК РФ), тогда как факт использования объектов в предпринимательских целях полежит установлению налоговым органом в связи с подачей налогоплательщиком соответствующего заявления в целях принятия решения о предоставлении налоговой льготы и (или) освобождения об уплаты налога. То есть проверить факт ведения предпринимательской деятельности налоговый орган должен был проверить в рамках обращения заявителя о предоставлении налоговой льготы и об освобождении от уплаты налога. Осуществив выход на место расположения объектов недвижимости только в рамках рассмотрения настоящего административного дела, налоговая инспекция фактически подтвердила несостоятельность своего решения об отказе Рябининой В.К. в предоставлении налоговой льготы и об отказе в освобождении от уплаты спорного налога.

В силу ч. 3 ст. 227 КАС РФ сам факт признания судом незаконным решения ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа, выраженного в виде налогового уведомления № 39907676 от 05.09.2018г., выставленного Рябининой В.К., о расчете земельного налога и о расчете налога на имущество физических лиц, является достаточным для восстановления нарушенных прав административного истца и не требует возложения каких-либо еще обязанностей на административных ответчиков.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Рябининой В.К. удовлетворить.

Признать незаконным решение ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа, выраженное в виде налогового уведомления № 39907676 от 05.09.2018г., выставленного Рябининой В.К., о расчете земельного налога и о расчете налога на имущество физических лиц.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                            О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 25.09.2019 г.

1версия для печати

2а-4308/2019 ~ М-2551/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рябинина Валентина Константиновна
Ответчики
Управление ФНС России по Воронежской области
ИФНС по Коминтерновскому району г. Воронежа
Другие
Главатских Владислав Олегович
Кулинченко Марина Сергеевна
Рыжков Дмитрий Николаевич
Криворукова Ольга Юрьевна
Макарова Татьяна Константиновна
Дорожкин Алексей Николаевич
Управление Росреестра по Воронежской области
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Оробинская Ольга Валентиновна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
22.05.2019Регистрация административного искового заявления
22.05.2019Передача материалов судье
22.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
22.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2019Подготовка дела (собеседование)
22.05.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.06.2019Предварительное судебное заседание
11.07.2019Судебное заседание
06.08.2019Судебное заседание
12.08.2019Судебное заседание
12.08.2019Судебное заседание
10.09.2019Судебное заседание
10.09.2019Судебное заседание
20.09.2019Судебное заседание
25.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2021Дело оформлено
16.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее