Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-102/2012 (2-7799/2011;) ~ М-7370/2011 от 12.10.2011

Дело № 2-102/12 (20)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2012 года

Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе

председательствующего судьи Серебренниковой О.Н.,

при секретаре Лысове И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5

ФИО5 к Закрытому акционерному обществу «Управляющая компания «Академический» о

признании неправомерным непредоставления платежного документа, документов, подтверждающих

правильность начисления платы за коммунальные услуги, признании не соответствующим

законодательству используемого порядка начисления платы за горячее водоснабжение, признании неправомерным применения при расчете платы за нагрев воды Постановления главы города Екатеринбурга № 1276 от 23.12.2005г., признании неправомерным включение в платежный документ

по оплате коммунальных услуг пени, обязании предоставить документы, подтверждающие

правильность начисления платы за коммунальные услуги,

УСТАНОВИЛ:

Истец Дорощенко Е.Б. обратился в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с иском к ЗАО «Управляющая компания «Академический», в котором просил признать неправомерным несвоевременное предоставление ответчиком платежного документа по оплате коммунальных услуг, потребленных по адресу г<адрес> в ДД.ММ.ГГГГ признать неправомерным непредоставление документов, подтверждающих правильность начисления платы за коммунальные услуги, потребленные по указанному адресу в ДД.ММ.ГГГГ признать порядок начисления платы за горячее водоснабжение, используемый ответчиком, не соответствующим действующему законодательству, а именно п.30 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., поскольку такой порядок не учитывает объемы коммунальных ресурсов (холодная вода, тепловая энергия), фактически израсходованных при приготовлении горячей воды; признать неправомерным применение Постановления главы города Екатеринбурга №1276 от 23.12.2005г. при расчете платы за нагрев воды, поскольку данное постановление устанавливает размер платы за коммунальные услуги, потребленные в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета; просил обязать ЗАО «Управляющая компания «Академический» предоставить ему документы, подтверждающие правильность начисления платы за коммунальные услуги, потребленные по адресу <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ а также соответствующие расчеты; признать неправомерным включение в платежный документ по оплате коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ пени, поскольку в соответствии с п.39 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., пени указываются в отдельном документе, направляемом исполнителем потребителю в течение 5-ти рабочих дней. Также просил обязать ЗАО «Управляющая компания «Академический» возместить истцу расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

В обоснование исковых требований истец указал, что он является собственником жилого помещения, находящегося по адресу <адрес>, на основании Свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ЗАО «Управляющая компания «Академический» был подписан договор управления многоквартирным домом 0000 Ответчик имеет перед истцом обязательства по предоставлению коммунальных услуг, в состав которых входят холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление. В соответствии с п.37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. оплата за коммунальные услуги вносится исполнителем на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата. Таким образом, в срок до ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Управляющая компания «Академический» было обязано предоставить истцу платежный документ по оплате коммунальных услуг, потребленных по адресу <адрес>, а истец в свою очередь обязан в срок до ДД.ММ.ГГГГ оплатить потребленные в ДД.ММ.ГГГГ коммунальные услуги в соответствии с вышеуказанным платежным документом. Однако в установленные сроки такой платежный документ ЗАО «Управляющая компания «Академический» предоставлен не был, в связи с чем, истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в ЗАО «Управляющая компания «Академический» с требованием предоставить платежный документ по оплате коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, истец, на сновании п.п.Р п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., заявил требование о предоставлении документов, подтверждающих правильность начисление платы за горячее водоснабжение. Данное требование было продиктовано тем, что приготовление горячей воды в многоквартирном доме, находящемся по адресу <адрес>, осуществляется при помощи общедомового оборудования, в связи с чем начисление платы за горячее водоснабжение производится в соответствии с п.30 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., т.е. с учетом объемов коммунальных ресурсов (холодная вода, тепловая энергия), фактически израсходованных для приготовления горячей воды. ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ 0000 от ДД.ММ.ГГГГ, который содержал уведомление о направлении платежного документа по оплате коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ а также разъяснения относительно порядка начисления платы за горячее водоснабжение. При этом ответчиком было отмечено, плата за горячее водоснабжение устанавливается исходя из двух показателей: платы за холодную воду, объем которой определяется исходя из показателей индивидуального прибора учета горячей воды, и платы за нагрев. Также ответчик пояснил, что плата за нагрев рассчитывается с учетом объема горячей воды, потребленного по показаниям индивидуального прибора учета, коэффициента, определяющего необходимое количество тепловой энергии для нагрева 1 куб.м. воды, установленного Постановлением главы города Екатеринбурга № 1276 от 23.12.2005г., и тарифа по оплате тепловой энергии, установленного законодательством РФ. Обоснованность применения вышеуказанного Постановления пояснена не была, из п.1 данного Постановления следует, что оно действует лишь в отношении жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, тогда как жилое помещение по адресу <адрес> такими приборами оборудовано. Кроме того, Постановление главы города Екатеринбурга № 1276 от 23.12.2005г. не содержит в себе каких-либо коэффициентов, определяющих количество тепловой энергии, необходимой для приготовления горячей воды. Кроме прочего, ответ не содержал документов, подтверждающих правильность начисления платы за коммунальные услуги. В связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.

Истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске, а также по доводам представленных суду возражений на отзыв ответчика.

Представитель ответчика Земеров П.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по доводам представленному суду отзыва, вместе с тем, указал, что возможность произвести расчет ГВС в ДД.ММ.ГГГГ без учета правил Постановления главы г.Екатеринбурга № 1276 имелась, однако была применена методика, используемая в отопительный сезон, а также указала, что при наличии желания и согласования времени истец имеет возможность в офисе ответчика ознакомиться со всеми интересующими его документами по спорному вопросу, произвести их копирование за свой счет, либо оплатить услуги копирования, пояснил, что указание в квитанции пени носит информативный характер, вместе с тем, не оспаривал, что отдельного документа об оплате пени истцу не выставлялось.

Заслушав явившихся участников процесса, изучив доводы искового заявления, дополнений к нему, и отзыва на него, исследовав письменные настоящего материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и их удовлетворении в части по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, не оспаривается сторонами, что <адрес> в <адрес> принадлежит истцу на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 0000 Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Дорощенко Е.Б. и ЗАО «Управляющая компания «Академический» был подписан договор управления многоквартирным домом 0000 Сторонами не оспаривается, что ответчик является исполнителем по отношению к истцу, а истец потребителем оказываемых ему услуг в отношении принадлежащего ему жилого помещения, в том числе, по горячему водоснабжению.

В силу ст. 30 Жилищного кодекса РФ, 210 ГК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии со ст. 154 настоящего Кодекса, определяющей структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. В силу п.14 данной статьи лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Статья 156 Жилищного кодекса РФ определяет размер платы за жилое помещение. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Статья 157 Жилищного кодекса РФ определяет размер платы за коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать и соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.3-5 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:

а) общая информация об управляющей организации;

б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);

в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.

Управляющими организациями информация раскрывается путем предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

В силу п.13 данного Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:

а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);

б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

В соответствии с п.14 Стандарта в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:

а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций;

б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа;

в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей.

Согласно п.17, 21 Стандарта предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.

В соответствии с п.п.2, 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).

Условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приводятся в приложении N 1.

Расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в приложении N 2.

В силу п.п.14, 15 Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Согласно п.17 Правил при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.

В соответствии с п.30 Правил расчет размера платы за горячее водоснабжение при приготовлении горячей воды с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или имущества, принадлежащего собственнику жилого дома, производится исходя из тарифов (цен) на холодную воду, газ или тепловую энергию, а также объемов (количества) коммунальных ресурсов, использованных при приготовлении горячей воды.

Согласно п.35 Правил плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

В соответствии с п.37 указанных Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

При этом согласно п.38 Правил в платежном документе указываются:

а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод;

г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который:

при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление);

при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом;

при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил;

при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения);

д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи:

с проживанием временных жильцов;

со снижением качества коммунальных услуг;

с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором;

е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды;

ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

з) другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.

Вместе с тем, в силу п.39 Правил размер неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий договора, рассчитанных в соответствии с федеральными законами и договором, указывается исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю в течение 5 рабочих дней.

Иного действующее законодательство не содержит.

Кроме того в п.49 Правил указано, что исполнитель обязан производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учетом соответствия качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям законодательства Российской Федерации, настоящим Правилам и договору, а также правильность начисления установленных федеральными законами и договором неустоек (штрафов, пеней); нести иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором.

В свою очередь в силу п.51 Правил потребитель имеет право: получать от исполнителя сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через своего представителя); получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты.

В п.52 Правил также предусмотрена обязанность потребителя своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. В случае невнесения в установленный срок платы за коммунальные услуги потребитель уплачивает исполнителю пени в размере, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, что не освобождает потребителя от внесения платы за коммунальные услуги. В п.78 Правил также указано, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Сторонами не оспаривается, что Постановлением Главы г. Екатеринбурга от 23.12.2005 № 1276 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в городе Екатеринбурге» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг гражданами, проживающими в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, независимо от вида жилищного фонда (приложение). В нем же в п.2 указано, что размер платы за коммунальные услуги необходимо в таких случаях определять как произведение тарифов предприятий коммунального комплекса, установленных в соответствии с действующим законодательством, на объем потребления ресурсов по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу специфики спорных правоотношений, ответчик в данном деле должен был доказать отсутствие с его стороны нарушения прав потребителя, а также соответствие действующему законодательству оспариваемых потребителем действий (бездействия).

Норму ст.56 ГПК РФ суд надлежащим образом разъяснил сторонам, что подтверждается определением суда, протоколом судебного заседания, письменными расписками сторон. Иных доказательств сторонами представлено не было, о их наличии и необходимости истребования, не заявлено, в связи с чем, суд в силу п.2 ст.195, п.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Как следует из изложенных норм права, Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата. Таким образом, обязанность предоставить потребителю соответствующий платежный документ лежит на исполнителе. Как следует из материалов дела документально подтверждено вручение истцу платежного документа по оплате коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ только в ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение истца в управляющую компанию. Иных доказательств предоставления истцу такого документа в установленный законом срок ответчик суду не представил, произведение оплаты иными жильцами дома не является тому подтверждением, об отсутствии у истца платежного документа по оплате коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует его обращение, с доводами которого ответчик согласился, направив в ответ требуемый платежный документ. Таким образом, доводы иска в этой части являются обоснованными и суд считает незаконным несвоевременное предоставление истцу ответчиком платежного документа по оплате коммунальных услуг, потребленных по адресу <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из обращения потребителя к управляющей компании, он также просил предоставить ему документы, подтверждающие правильность начисления платы за коммунальные услуги по его жилому помещению в ДД.ММ.ГГГГ в части горячего водоснабжения, однако в нарушение изложенных выше норм потребителю было предложено представить в управляющую компанию список документов, подтверждающих по его мнению правильность начисления платы за горячее водоснабжение. Такое требование суд считает несостоятельным, поскольку именно управляющая компания, при произведении соответствующих расчетов по указанной услуге располагает информацией о перечне документов, используемых при этом, а потребитель же в силу своего статуса напротив не имеет специальных познаний. Таким образом, непредоставление ЗАО «Управляющая компания «Академический» истцу документов, подтверждающих правильность

начисления платы за горячее водоснабжение, потребленное по адресу <адрес>, за ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано судом правомерным, поскольку ответчиком не исполнены требования законодательства, обязывающие предоставить потребителю такие сведения. В настоящем иске истец просит признать неправомерным непредоставление ему документов, подтверждающих правильность начисления платы за все коммунальные услуги в ДД.ММ.ГГГГ, однако суд полагает данное требование обоснованным в части признания неправомерным непредоставление таких сведений только по ГВС, поскольку с запросом о предоставлении таких документов по всем услугам за ДД.ММ.ГГГГ истец в УК не обращался. С учетом изложенного, суд полагает необходимым обязать ЗАО «Управляющая компания «Академический» предоставить Дорощенко Е.Б. документы, подтверждающие правильность начисления платы за горячее водоснабжение, потребленное по адресу <адрес>, за ДД.ММ.ГГГГ

По доводам истца о том, что порядок начисления платы за ГВС в ДД.ММ.ГГГГ не соответствует законодательству, суд отмечает, что стороны не оспариваю то обстоятельство, что приготовление горячей воды в многоквартирном доме, находящемся по адресу <адрес>, осуществляется при помощи общедомового оборудования, в связи с чем, обоснованны доводы иска о том, что начисление платы за горячее водоснабжение должно производиться в соответствии с п.30 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., а именно с учетом объемов коммунальных ресурсов (холодная вода, тепловая энергия), фактически израсходованных для приготовления горячей воды. Как пояснил представитель ответчика, имеется определенная сложность в расчетах платы за ГВС и отопление в отопительный сезон, поскольку прибора учета тепловой энергии, учитывающего отдельно расход энергии на отопление и горячее водоснабжение не имеется. Вместе с тем, стороны не оспаривали очевидный факт, что в ДД.ММ.ГГГГ отопительного сезона не было, а также представитель ответчика пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ поступающая тепловая энергия расходовалась именно на ГВС. При таких условиях, суд считает заявленные требования иска в этой части обоснованными, поскольку у ответчика имелась реальная возможность произвести расчет платы за ГВС в соответствии с п.30 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., а именно с учетом объемов коммунальных ресурсов (холодная вода, тепловая энергия), фактически израсходованных для приготовления горячей воды. Количественные показатели указанных составляющих за ДД.ММ.ГГГГ ответчику были известны. Таким образом, суд считает, что порядок начисления ЗАО «Управляющая компания «Академический» платы за горячее водоснабжение, потребленное по адресу <адрес>, за ДД.ММ.ГГГГ, не соответствовал действующему законодательству.

Кроме того, является необоснованным применение ЗАО «Управляющая компания «Академический» при расчете и начислении платы за нагрев воды, выставленной к оплате по жилому помещению по адресу <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ Постановления Главы города Екатеринбурга № 1276 от 23.12.2005г., поскольку действие указанного нормативного документа распространяется только на жилые помещения, не оборудованные приборами учета. Таким образом, условия применения данного документа в отношении жилого помещения истца отсутствуют.

По требованию о признании незаконным включение в платежный документ по оплате коммунальных услуг потребленных по адресу <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ, сведений о размере начисленной к оплате пени, суд отмечает, что согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со ст. ст. 155, 156, 157 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. В соответствии с п. 39 Правил, размер неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий договора, рассчитанных в соответствии с федеральными законами и договором, указывается исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю в течение 5 рабочих дней.

Как установлено судом и следует из материалов дела, выданная в ДД.ММ.ГГГГ ответчиком квитанция об оплате жилищно-коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ содержит, помимо сведений об оплате коммунальных услуг и их размере, также сведения о начислении пени без приведения расчета ее размера. Сумма пени включена ответчиком в общую сумму оплаты жилищно-коммунальных услуг, получателем которой также является ответчик. Ответчик указывает, что сумма пени указана в порядке информации, однако иного документа, подтверждающего предъявление пени за ДД.ММ.ГГГГ а также ее расчет, в суд представлено не было.

Поскольку судом установлено, что квитанция по оплате жилищно-коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ вопреки п. 39 Правил, содержала также требование об уплате пени без ее расчета с включением суммы пени в общую сумму платежей, суд приходит выводу о несоответствии таких действий ответчика, нарушающих права истца, требованиям, установленных вышеназванным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, т.к. в силу действующего законодательства на ответчика возложена обязанность указывать размер начисленных неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем правил оплаты коммунальных услуг в отдельном документе.

В связи с чем, суд соглашается с иском, и признает незаконным включение ответчиком в платежный документ по оплате коммунальных услуг потребленных по адресу <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ, сведений о размере начисленной к оплате пени.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дорощенко Е.Б. к Закрытому акционерному обществу «Управляющая компания «Академический» о признании неправомерным непредоставления платежного документа, документов, подтверждающих правильность начисления платы за коммунальные услуги, признании не соответствующим законодательству используемого порядка начисления платы за горячее водоснабжение, признании неправомерным применения при расчете платы за нагрев воды Постановления главы города Екатеринбурга № 1276 от 23.12.2005г., признании неправомерным включение в платежный документ по оплате коммунальных услуг пени, обязании предоставить документы, подтверждающие правильность начисления платы за коммунальные услуги, - удовлетворить частично.

Признать незаконным несвоевременное предоставление Дорощенко Е.Б. ЗАО «Управляющая компания «Академический» платежного документа по оплате коммунальных услуг, потребленных по адресу <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ

Признать незаконным непредоставление Дорощенко Е.Б. ЗАО «Управляющая компания «Академический» документов, подтверждающих правильность

начисления платы за горячее водоснабжение, потребленное по адресу <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ЗАО «Управляющая компания «Академический» предоставить Дорощенко Е.Б. документы, подтверждающие правильность начисления платы за горячее водоснабжение, потребленное по адресу <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ

Признать порядок начисления ЗАО «Управляющая компания «Академический» платы за горячее водоснабжение, потребленное по адресу <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, не соответствующим действующему законодательству.

Признать необоснованным применение ЗАО «Управляющая компания «Академический» при расчете и начислении платы за нагрев воды, выставленной к оплате по жилому помещению по адресу <адрес>, за ДД.ММ.ГГГГ, Постановления Главы города Екатеринбурга № 1276 от 23.12.2005г.

Признать незаконным включение в платежный документ по оплате коммунальных услуг потребленных по адресу <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ сведений о размере начисленной к оплате пени.

В удовлетворении остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга..

Мотивированное решение составлено 06.03.2012г.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья Серебренникова О.Н.

2-102/2012 (2-7799/2011;) ~ М-7370/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Дорощенко Е.Б.
Ответчики
ЗАО "УК "Академический"
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Серебренникова Оксана Николаевна
Дело на странице суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
12.10.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2011Передача материалов судье
17.10.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.12.2011Предварительное судебное заседание
11.01.2012Предварительное судебное заседание
01.02.2012Предварительное судебное заседание
09.02.2012Предварительное судебное заседание
01.03.2012Судебное заседание
26.03.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее