Дело № 2- 196/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2016 года с.Хову-Аксы
Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Ооржака А.А.,
с участием помощника прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва Байыр-оол А.Л., истицы Ажы Е.У.,
переводчике Амаш А.К.,
при секретаре Ооржак З.А-Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ажы Е. У. к Душкун-оолу Ю.К. о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных в результате преступления,
У С Т А Н О В И Л:
Ажы Е.У. обратилась в суд с иском к Душкун-оолу Ю.К. указывая, 11 декабря 2015 года в 04 часов утра на чабанской стоянке в местечке <адрес> Республики Тыва Душкун-оол Ю.К. нанес множественные удары в область головы и по телу О.. От полученных травм О. умер на месте. При церемонии похорон понесены убытки, а также ей нанесен моральный ущерб, так как она потеряла мужа, единственного кормильца семьи, отца её детей. По данному делу Душкун-оол Ю.К. осужден <данные изъяты> судом ДД.ММ.ГГГГ к девяти годам лишения свободы. На основании изложенного просит взыскать с Душкун-оола Ю.К. в ее пользу материальный ущерб в сумме 205000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей.
Истица Ажы Е.У. в судебном заседании иск поддержала в полном объеме, указав, что во время похорон ихрасходовали 205 000 рублей. Смертью мужа ей причинен моральный вред, он был единственным кормильцем семьи, трое детей остались без отца.
Ответчик Душкун-оол Ю.К. по приговору <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ отбывает наказание в <адрес>. О времени и дате рассмотрения дела Душкун-оол Ю.К. извещен надлежащим образом, гражданско-процессуальные права ответчику разъяснены, о чем свидетельствуют расписки из Учреждения, каких-либо возражений по поводу иска не представил, правом на ведение дела через представителя не воспользовался. Этапирование лица гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрено.
Суд рассматривает дело в порядке предусмотренном ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав истца, прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению с учетом принципа разумности и справедливости, изучив материалы дела приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7). Здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 ГК РФ неимущественные права и нематериальные блага защищаются в предусмотренных ГК РФ и другими законами случаях и порядке, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального блага и характер последствий этого нарушения.
Статья 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав называет компенсацию морального вреда.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты>, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные имущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Статья 151 ГК РФ устанавливает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10).
Приговором <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ ответчик Душкун-оол Ю.К. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ Судебной коллегией по уголовным делам приговор <данные изъяты> суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Душкун-оола Ю.К. отменено и вынесен обвинительный приговор. Душкун-оол Ю.К. признан виновным по ч. 4 ст. 111 УК РФ, и назначено наказание ему 7 (семь) лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Согласно справке Управления сельского хозяйства администрации муниципального района Чеди-Хольский кожуун от 18 мая 2016 года выданной на имя Ажы Е.У. о том, что она действительно имеет личное подсобное хозяйство и на похороны О. израсходовала 1 голову КРС, бычка в возрасте 36 месяца, по цене 40 000 рублей, 4 головы МРС, в возрасте 4 лет, по цене 20 000 рублей.
Согласно ст. 1094 ГК РФ, лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы.
В подтверждение своих требований о взыскании материального ущерба, истица представила суду следующие документы:
Товарный чек от 12 декабря 2015 года на приобретение у индивидуального предпринимателя Ш. гроба, венков и иные принадлежности на сумму 39250 рублей, 6300 рублей (л.д.6, 8).
Товарный чек от 12 декабря 2015 года на приобретение у индивидуальных предпринимателей А., Н., Б. одежду и обувь на суммы 7450, 2700, 200 рублей. (л.д. 7, 8).
Товарный чек от 12 декабря 2015 года на приобретение у индивидуального предпринимателя О. средства гигиены на суммы 527 рублей. (л.д.9).
Товарный чек от 12 декабря 2015 года на приобретение у индивидуальных предпринимателей Ч., С., Т., С., О., С. продуктов питания на суммы 4172, 922, 376,85, 9500, 7266, 32309 рублей. (л.д. 9, 10, 11, 12).
Согласно накладных от 12 декабря 2015 года истица приобрела у индивидуальных предпринимателей С. и С. приобрела продукты питания на суммы 26 5702 рублей 95 коп., 7456 рублей 02 копейки (л.д.12,13,14)
Общая сумма произведенных расходов, согласно представленных документов составила 195500 рублей, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в полном объеме. Судом не принят во внимание товарный чек магазина <данные изъяты> от 11 декабря 2016 года на сумму 9500 рублей, поскольку в товарном чеке не указано наименований товаров. Кроме того, указывается дата 16 декабря 2016 года.
Истица просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей.
Судом установлено, что в результате совершенного Душкун-оолу Ю.К. преступления, истице Ажы Е.У. причинены нравственные страдания, в связи с потерей мужа, тем самым причинен моральный вред.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей истца.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего возмещению, суд исходит из предоставленных доказательств и принимает во внимание все заслуживающие внимание обстоятельства, такие как степень физических и нравственных страданий истца, требования разумности и справедливости, имущественное положение ответчика.
С учетом, фактического обстоятельства дела, имущественного положения ответчика и требований разумности и справедливости, размер компенсации морального вреда, суд определяет в сумме 250 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ажы Е. У. к Душкун-оолу Ю.К. о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного преступлением, удовлетворить частично.
Взыскать с Душкун-оола Ю.К. в пользу Ажы Е. У. материальный ущерб в размере 195500 (сто девяносто пять тысяч пятьсот) рублей и компенсацию морального вреда в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в Верховный суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда с подачей жалобы через Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва.
Председательствующий Ооржак А.А.