Дело № 2а-136/2017
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении административного искового заявления без рассмотрения
7 августа 2017 года село Яковлевка
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Акимчук В.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Яковлевского района Приморского края в защиту интересов муниципального образования Яблоновского сельского поселения к Администрации Яблоновского сельского поселения о возложении обязанности произвести комплекс действий предусмотренных частью 3 статьи 19.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,
установил:
прокурор Яковлевского района Приморского края обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указав в обоснование требований, что в силу статьи 15 Федерального от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 указанного закона невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте, невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. В силу части 8 статьи 12.1 Федерального от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными. В ходе проведения прокуратурой района проверочного мероприятия установлено, что у администрации Яблоновского сельского поселения имеются земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения в совместной долевой собственности граждан и поселений. Яковлевским районным судом Приморского края в период с 2013 года по 2016 год рассмотрен ряд дел о признании права собственности на невостребованные земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения за Яблоновским сельским поселением. В соответствии с частью 3 статьи 19.1 Федерального от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан: 1) провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона; 2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; 3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков. Из анализа местоположения указанных земельных участков, а также изучения данных в веб-приложении «Публичная кадастровая карта» следует, что сведения о кадастровом учете (установлении границ) указанных земельных участков отсутствуют, что напрямую указывает на невыполнение администрацией сельского поселения обязанностей предусмотренных законом (не подготовлен проект межевания, не осуществлен кадастровый учет). До настоящего времени право собственности по своей сути является не конкретизированным, а земля фактически вследствие неосуществления указанных мероприятий может использоваться со значительными ограничениями в части субъекта передачи. С момента истечения срока для «добровольного межевания» участников общедолевой собственности в отношении всех сельскохозяйственных участков вступают в силу полномочия органов местного самоуправления – в частности администрации сельского поселения, поскольку в отсутствие иных собственников такие земельные доли фактически становятся бесхозяйными. Непроведение указанных мероприятий влечет за собой ряд негативных факторов, как то ограниченное распоряжение указанными земельными долями и невозможность их передачи в аренду, также приводит к возникновению споров между участниками общедолевой собственности. На основании изложенного просил признать незаконным бездействие администрации Яблоновского сельского поселения Яковлевского муниципального района в части неисполнения обязанности по проведению общего собрания участников долевой собственности, не обеспечения подготовки проекта межевания земельных участков входящих в долевую собственность земель сельскохозяйственного назначения, а также не обеспечения проведения кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков; возложить на администрацию Яблоновского сельского поселения Яковлевского муниципального района обязанность закрепленную частью 3 статьи 19.1 Федерального от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в течение одного (1) года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу: провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 Федерального от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.
В судебном заседании 31 июля 2017 года определением суда, оформленным путем занесения в протокол судебного заседания, прокурору Яковлевского района Приморского края предложено уточнить заявленные требования в части конкретизации земельных участков, в отношении которых заявлены требования о подготовке проекта межевания и проведения кадастровых работ. В частности указано, что предметом исковых требований являются земельные участки, входящие в долевую собственность земель сельскохозяйственного назначения, в том числе – земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения в совместной долевой собственности граждан и поселений. Между тем, в просительной части искового заявления земельные участки не конкретизированы, доказательств, подтверждающих наличие таких земельных долей, находящихся в совместной собственности администрации Яблоновского сельского поселения и граждан – не представлено. Прокурору Яковлевского района Приморского края предоставлен срок для уточнения исковых требований – до 7 августа 2017 года.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 220 КАС РФ форма административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 настоящего кодекса.
Положениями пунктом 3 – 5 части 2 статьи 220 КАС РФ установлено, что в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны: наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия); сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия), а также должно быть указано содержание требований к административному ответчику.
Требования административного истца должны быть сформулированы четко, определенно, недвусмысленно, недопустимы требования, носящие альтернативный, двоякочитаемый характер.
Как следует из административного иска, прокурор Яковлевского района Приморского края просит возложить на администрацию Яблоновского сельского поселения обязанность обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков и проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, без указания на конкретные земельные участки (доли) либо их характеристики, что противоречит упомянутой норме.
В данном случае необходимо учитывать, что суд не представляет собой надзорный орган по проверке всего юридически значимого поведения должностных лиц и органов местного самоуправления, но призван защитить права административного истца в связи с конкретными действиями административного ответчика.
Судом в протокольном определении от 31 июля 2017 года прямо указано на необходимость определения предмета судебной проверки, предложено поименовать те земельные участки или земельные доли, в отношении которых администрации Яблоновского сельского поселения необходимо совершить те или иные кадастровые работы.
Принцип равноправия в данном случае предполагает возможность административного ответчика осознавать пределы судебной проверки, реализовать свою обязанность по представлению доказательств законности совершенных действий.
Неопределенность в вопросе предмета судебной проверки лишает административного ответчика возможности выполнить соответствующую обязанность, допускает правовую неопределенность в предмете доказывания.
Между тем, до настоящего время в установленный срок прокурор Яковлевского района Приморского края заявленные требования не уточнил, земельные доли, в отношении которых заявлены требования, не конкретизировал.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок.
Взаимосвязанные положения приведенных положений процессуального закона позволяют сделать вывод, что после принятия административного иска к производству суда, он подлежит оставлению без рассмотрения только на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке, установленном названным пунктом.
Принимая во внимание, что административное исковое заявление было принято к производству суда с нарушением норм процессуального закона, административному истцу была разъяснена необходимость устранения недостатков в оформлении административного иска, предоставлен срок для устранения недостатков, однако соответствующие указания суда не исполнены, недостатки не были устранены административным истцом в процессе рассмотрения дела в установленный срок, суд приходит к выводу о необходимости оставления заявления без рассмотрения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 196, 220 КАС РФ, суд
определил:
административное исковое заявление прокурора Яковлевского района Приморского края в защиту интересов муниципального образования Яблоновского сельского поселения к Администрации Яблоновского сельского поселения о возложении обязанности произвести комплекс действий предусмотренных частью 3 статьи 19.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» - оставить без рассмотрения.
Разъяснить административному истцу, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
На определение суда об оставлении административного искового заявления без рассмотрения может быть подана частная жалоба в Приморский краевой суд через Яковлевский районный суд Приморского края в течение 15 дней со дня вынесения определения.
Председательствующий В.А. Акимчук