Дело № 12-649/2018
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
12 декабря 2018 года г.Смоленска
Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Куделина И.А., рассмотрев жалобу ООО «Управление домами, ремонтом и строительством» на постановление должностного лица Центрального Управления Ростехнадзора по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ
УСТАНОВИЛА:
Постановлением главного государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Стрыгина В.И. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управление домами, ремонтом и строительством» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
В жалобе ООО «Управление домами, ремонтом и строительством» просит указанное постановление отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на следующее.
ООО «Управдомремстрой» для ведения предпринимательской деятельности по обслуживанию многоквартирных домов рассматривало возможность получения лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов – газопроводов к многоквартирным жилым домам в районе <адрес> протяженностью 105,7 п/м.
Актами приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ владелец газовой сети ООО «Газтехмонтаж» передал газопроводы во временное пользование и эксплуатацию ООО «Управдомремстрой».
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управдомремстрой» зарегистрировал газопроводы в государственном реестре ОПО.
Впоследствии ООО «Управдомремстрой» в связи с отказом от получения лицензии вернуло газопроводы владельцу ООО «Газтехмонтаж» по актам от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управдомремстрой» обратилось в Ротехнадзор с целью исключения информации об эксплуатации газопроводов из реестра ОПО. Однако реестр остался без изменений.
Полагает, что ООО «Управдомремстрой» не является субъектом вмененного правонарушения.
В судебном заседании представитель ООО «Управление домами, ремонтом и строительством» Лагушкин Б.А., а также защитник – представитель Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Поляничев Н.А. поддержали доводы жалобы.
Суд, заслушав объяснения представителя заявителя, защитника, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим убеждениям.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В силу ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из материалов дела следует, что копия обжалуемого постановления получена представителем ООО «Управдомремстрой» ДД.ММ.ГГГГ.
Жалоба подана в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.1, ч.4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и пр.
Часть 1 ст.9.1 КоАП РФ влечет административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Центрального управления Ростехнадзора Стрыгиным В.И. составлен протокол об административном правонарушении, в котором указано, что при проведении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований промышленной безопасности было установлено, что в нарушение требований ч.2 ст.11 ФЗ РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ООО «Управдомремстрой» не предоставило в установленный срок (до 01.04.2018) сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2017 год на опасном производственном объекте «Сеть газоснабжения», рег. № А04-20847-0002.
В силу ч.1 ст.11 ФЗ РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (ч.2 ст.11 ФЗ).
Согласно ч.1, ч.2 ст.2 ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Приложением 1 к ФЗ РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.
Правила регистрации объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 N 1371.
Так согласно п.2 Правил в государственном реестре на основе единых методологических и программно-технологических принципов с использованием современных компьютерных технологий накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях и индивидуальных предпринимателях, эксплуатирующих эти объекты.
Регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (п.3 Правил).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газтехмонтаж» передало по акту во временное пользование и эксплуатацию ООО «Управдомремстрой» подземный газопровод в районе <адрес> протяженностью 417,6 п/м.
В Реестре ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ОПО «Сеть газоснабжения» в районе <адрес> с учетным номером №; владелец и эксплуатирующая организация ООО «Управдомремстрой».
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управдомремстрой» передало ООО «Газтехмонтаж» газопровод в районе <адрес> – <адрес> – пер.Юннатов протяженностью 417,6 п/м
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управдомремстрой» обратилось в Центральное Управление Ростехнадзора с заявлением об исключении из государственного реестра ОПО сведений о сети газоснабжения № в связи с передачей владельцу.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Управдомремстрой» и АО «Газпром газораспределение Смоленск» заключен договор № на выполнение работ по техническому обслуживанию объектов газораспределения в <адрес>, в том числе, - в районе <адрес>.
Объекты переданы по акту от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч.1 ст.6 ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 N 317, "газораспределительная организация" - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
Таким образом, собственник газопровода и эксплуатирующая его организация - не одно и то же лицо; собственник вправе передать имеющиеся у него газораспределительные сети в пользование эксплуатационной (эксплуатирующей) организации по договору.
Согласно статье 9 ФЗ № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности: обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий.
Этот перечень свидетельствует о том, что закон понимает под эксплуатирующей организацией некий специализированный, специально созданный и предназначенный для обслуживания данного опасного объекта производственный комплекс.
В Постановлении Правительства Российской Федерации N 870 "Об утверждении Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" прямо указывается, что эксплуатационная (эксплуатирующая) организация - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию сети газораспределения и сети газопотребления и (или) оказывающее услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законных основаниях.
В пункте 4.3 ГОСТ Р 54983-2012 "Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация" указано, что эксплуатация объектов сетей газораспределения должна осуществляться газораспределительными (ГРО) или другими эксплуатационными организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законном основании. В упомянутом выше пункте 5.1.1 того же ГОСТ Р 54983-2012 прямо говорится, что все перечисленные виды работ должны выполняться при технической эксплуатации сетей газораспределения эксплуатирующей организацией. Соответственно, договор о техническом обслуживании по существу это договор, которым газораспределительная система передается в эксплуатацию этой организации, а организация, осуществляющая техническое обслуживание, - это и есть эксплуатирующая организация.
Эксплуатация сети газораспределения и сети газопотребления согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 870 определяется как использование сети газораспределения и сети газопотребления по назначению, то есть для транспортировки (подачи) газа.
Таким образом, из нормативных документов следует, что эксплуатационной (эксплуатирующей) организацией в сфере газоснабжения является организация, которая непосредственно осуществляет транспортировку газа по газопроводу и (или) техническое обслуживание последнего, то есть газоснабжающая (газотранспортная, газораспределительная) организация.
В соответствии с законодательством лицензированию подлежит не владение опасным производственным объектом, а его эксплуатация (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности").
Согласно открытых данных ЕГРЮЛ ООО «Управдомремстрой» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п.3.1.3 договора от ДД.ММ.ГГГГ исполнитель обязуется в период действия договора осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Анализ приведенных нормативных актов свидетельствует о том, что ООО «Управдомремстрой» не является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, не является субъектом правоотношений, регулируемых нормами ФЗ РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и, соответственно, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению об отсутствии в бездействии ООО «Управдомремстрой» состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Указанное обстоятельство в силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
Жалобу ООО «Управление домами, ремонтом и строительством» удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Центрального управления Ростехнадзора Стрыгина В.И. по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Управление домами, ремонтом и строительством» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, отменить; производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья И.А.Куделина