РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2018 года г.Ачинск Красноярского края,
ул. Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,
при секретаре Кононюк Н.С.,
с участием:
представителя ответчика – главы Причулымского сельсовета Ачинского района Осиповой Т.И., действующей на основании решения Причулымского сельского Совета депутатов об избрании на должность от 03 ноября 2015 года № 4-11Р (л.д.34,35),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Причулымского сельсовета Ачинского района Красноярского края о возложении обязанности осуществить постановку на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, бесхозяйного недвижимого имущества - объектов культурного наследия регионального значения,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Причулымского сельсовета Ачинского района Красноярского края о возложении обязанности осуществить постановку на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, бесхозяйного недвижимого имущества - объектов культурного наследия регионального значения.
Свои требования мотивировал тем, что в результате проведенной Ачинской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства об объектах культурного наследия было установлено, что на территории Причулымского сельсовета Ачинского района расположено два объекта культурного наследия – «Братская могила 30 партизан, расстрелянных колчаковцами в мае 1919 года» в д.Нагорново Ачинского района и «Братская могила партизан, расстрелянных колчаковцами в апреле 1919 года» в д. Курбатово Ачинского района. Решением исполкома Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24 декабря 1986 года № 345 указанные объекты отнесены к памятникам культурного наследия регионального значения.
Право собственности на данные объекты культурного наследия ни за кем не зарегистрировано, в реестр муниципальной собственности они не внесены. Бремя содержания и сохранения объектов никто не несет, что не позволяет обеспечить его сохранность.
Непринятие администрацией Причулымского сельсовета мер по постановке на учет данных бесхозяйных объектов культурного наследия может повлечь за собой их разрушение либо изменение облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных последствий.
04 октября 2018 года в адрес ответчика было вынесено представление об устранении нарушений закона, однако эти нарушения не устранены. Администрация Причулымского сельсовета до настоящего времени не обратилась в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о признании указанных объектов культурного наследия регионального значения бесхозяйными и не приняла бесхозяйное недвижимое имущество на учет.
В связи с указанными обстоятельствами, Ачинский межрайонный прокурор просил обязать администрацию Причулымского сельсовета осуществить постановку на учет в Ачинском отделе Управления Росреестра по <адрес> бесхозяйного недвижимого имущества – объектов культурного наследия «Братская могила 30 партизан, расстрелянных колчаковцами в мае 1919 года», расположенного по адресу: <адрес>, д.Нагорново, <адрес>А, и «Братская могила партизан, расстрелянных колчаковцами в апреле 1919 года», расположенного по адресу: <адрес>, д. Курбатово, <адрес>А (л.д.2-3).
Представитель истца Ачинского межрайонного прокурора, извещенный о дне слушания дела надлежащим образом (л.д.29,30,32,33), в судебное заседание не явился, об уважительности причин своей неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не ходатайствовал. В соответствие с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя процессуального истца.
Представитель ответчика глава Причулымского сельсовета <адрес> Осипова Т.И. в судебном заседании требования истца признала частично, суду пояснила, что администрацией Причулымского сельсовета проводится работа по постановке на учет объектов культурного наследия. В настоящее время объектам культурного наследия и земельным участкам, на которых они расположены, присвоены адреса, утверждены схемы расположения земельных участков, проведено их межевание, изменено разрешенное использование земельных участков на «историко-культурная деятельность», в адрес главы Ачинского района направлены для согласования пакеты документов о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование. После получения положительного решения главы Ачинского района и оформления соответствующих документов, сельсоветом будет проведена работа по паспортизация объектов культурного наследия и их постановка на учет в Росреестре. Просила предоставить срок для устранения нарушений не менее шести месяцев.
Представитель третьего лица на стороне ответчика администрации Ачинского района, извещенный о дне слушания дела надлежащим образом (л.д.29), в судебное заседание не явился, о причине своей неявки суд не уведомил, отзыва по иску не представил.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайпрокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 33 названного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 48 того же Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В ч. 3 названной федеральной нормы оговорено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения.
В собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.
Обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, возложена на органы местного самоуправления, на территориях которых они находятся (ст. 11 Закона РФ от 14 января 1993 года № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества").
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24 декабря 1986 года № 345 «О неотложных мерах по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры» был утвержден список исторических памятников, находящихся на территории Ачинского района и подлежащих государственной охране, в число которых включены «Братская могила 30 партизан, расстрелянных колчаковцами в мае 1919 года» в д.Нагорново Ачинского района и «Братская могила партизан, расстрелянных колчаковцами в апреле 1919 года» в д. Курбатово Ачинского района (л.д.25-27).
Из паспорта воинского захоронения «Братская могила партизан, расстрелянных колчаковцами в апреле 1919 года», расположенного в д.Курбатово Ачинского района, составленного в 2014 году, следует, что захоронение представляет собой братскую могилу, количество захороненных – 36 человек. На могиле установлен памятник – пирамидальный обелиск высотой 1,5 м из кирпича с цементной облицовкой на бетонном прямоугольном постаменте, с мемориальной доской с 36 фамилиями. Время установки памятника – 50-ые годы 20 века (л.д.56-57).
Из паспорта воинского захоронения «Братская могила 30 партизан, расстрелянных колчаковцами в мае 1919 года», расположенного в д.Нагорново Ачинского района, составленного в 2014 году, следует, что захоронение представляет собой братскую могилу, количество захороненных – 28 человек. На могиле установлен памятник – пирамидальный обелиск высотой 1,5 м из кирпича с цементной облицовкой на бетонном прямоугольном постаменте, с мемориальной доской с 28 фамилиями погибших. Время установки памятника – 50-ые годы 20 века (л.д.58-59).
Данных о техническом состоянии указанных объектов культурного наследия истцом суду не представлено, но учитывая время установки памятников – 1950-ые годы необходимость их содержания с целью сохранности не вызывает у суда сомнений.
Обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, в силу прямого указания закона возложена на органы местного самоуправления этих территорий.
Данные объекты культурного наследия не включены в реестры: объектов муниципальной собственности Ачинского района и Причулымского сельсовета, объектов государственной собственности Красноярского края, объектов федерального имущества, техническая инвентаризация объектов и их паспортизация не проводилась, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорные объекты (л.д.22,50,51,52,53).
Изложенное свидетельствует о том, что спорные объекты обладают всеми признаками бесхозяйной вещи.
Согласно п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года N 701, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.
Пунктом 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, предусмотрено принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с Законом Красноярского края от 25 февраля 2005 года № 13-3134 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Ачинский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований", д.Курбатово и д.Нагорново входят в состав Причулымского сельсовета Ачинского района.
До настоящего времени постановка объектов культурного наследия на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества не произведена, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе рассмотрения дела.
С учетом установленных обстоятельств, требования прокурора о возложении на администрацию Причулымского сельсовета указанной обязанности являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По правилам ст. 206 ГПК РФ, в случае, если судом выносится решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае суд считает необходимым установить шестимесячный срок для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Причулымского сельсовета Ачинского района Красноярского края в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить постановку на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила 30 партизан, расстрелянных колчаковцами в мае 1919 года», расположенного по адресу: Ачинский район, д.Нагорново, ул. Уланова, 5А; объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила партизан, расстрелянных колчаковцами в апреле 1919 года», расположенного по адресу: Ачинский район, д. Курбатово, ул.Центральная, 58А.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Г.А.Киняшова