Дело № 2-10090/31-2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2015 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Попова А.В. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании отказов Администрации Петрозаводского городского округа в выдаче градостроительных планов земельного участка незаконными,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами №. Истец обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями о подготовке и выдаче градостроительного плана принадлежащих ему земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, но получил отказы, оформленные письмами от ДД.ММ.ГГГГ. Отказы в выдаче градостроительных планов для строительства индивидуальных жилых домов мотивированы тем, что принадлежащие на праве собственности истцу земельные участки расположены на территории квартала, на котором запланирована застройка блокированными жилыми домами в соответствии с проектом планировки территории квартала, утвержденным постановлением Главы Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец просит признать отказы Администрации Петрозаводского городского округа в подготовке и выдаче градостроительного плана принадлежащих ему земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов незаконными; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа подготовить и выдать градостроительные планы земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами №.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Трифонов П.А. иск поддержал, пояснил, что земельный участок с кадастровым номером № был продан после получения отказа в выдаче градостроительного плана, в связи с чем он настаивает на признании отказа в выдаче градостроительного плана в отношении этого участка незаконным, но не настаивает на восстановлении нарушенного права истцу, потому что к моменту рассмотрения дела право собственности на этот участок за истцом не зарегистрировано.
Представитель Администрация Петрозаводского городского округа Калачева М.В. по доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на изложенную в письменном виде позицию.
Привлеченный к участию в деле соответчик – заместитель главы Администрации Петрозаводского городского округа Сухорукова Е.А., заинтересованные лица ООО «Строй Инвест Проект», Злобин Б.В. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, возражений не направили.
Заслушав пояснения представителей, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Судом установлено, что истец является собственником земельных участков <адрес>, с кадастровыми номерами №, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома, территориальная зона – Жи, зона застройки индивидуальными и блокированными домами. Разрешенное использование участков подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков. Право собственности на земельный участок № на момент рассмотрения дела зарегистрировано за Злобиным Б.В.. Право собственности на земельные участки зарегистрировано у истца ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями о выдаче градостроительного плана принадлежащих ему земельных участков для индивидуального жилищного строительства с указанием класса конструктивной пожарной опасности предполагаемого жилого дома.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ Администрация отказала истцу в выдаче градостроительных планов участков, указав, что участки расположены на территории квартала, на котором запланирована застройка блокированными жилыми домами в соответствии с проектом планировки территории квартала индивидуальной и блокированной жилой застройки в соответствии с постановлением Главы Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.
В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципальных образований является генеральный план городского округа.
Генеральный план города Петрозаводска, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска». В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план города Петрозаводска утвержден в новой редакции.
Согласно п. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. Согласно ст. 1 ГрК РФ функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Согласно п. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки разрабатываются на основании генерального плана. Решением Петрозаводского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа. Правила опубликованы в официальном издании «Информационный бюллетень», № 25, 08.04.2010.
Правила застройки разработаны на основе Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, в редакции, утвержденной Решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска». Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
Согласно ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно указанным правилам земельные участки с кадастровыми номерами № отнесены к зоне застройки индивидуальными и блокированными домами.
Согласно п. 2-3 ст. 35 ГрК РФ в состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Статьей 38 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска определены градостроительные регламенты зоны застройки индивидуальными и блокированными домами. Указанный регламент в полной мере учитывает возможность использования земельных участков истца по назначению для индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Права и обязанности собственника земельного участка, в том числе на использование земельного участка в соответствии с разрешенным назначением закреплены в ст.ст. 40, 42 ЗК РФ.
Отказ в выдаче градостроительного плана нарушает гарантированное истцу Конституцией и гражданским законодательством право собственности.
Анализ указанных положений ЗК РФ и ГрК РФ позволяет суду прийти к выводу, что планирование развития территории городского округа должно осуществляться с учетом сложившегося землепользования и разрешенного использования земельных участков при соблюдении прав граждан на принадлежащее им имущество, в том числе предназначенное для проживания. Иное толкование указанных положений закона может привести к нарушению конституционных прав граждан.
Требования к подготовке и содержанию градостроительного плана определены в ст. 44 и 46 ГрК РФ. Оснований для отказа в утверждении и выдаче градостроительного плана ГрК РФ не содержит. Доказательств непредставления истцом необходимых документов ответчиком не представлено. Частью 17 ст. 46 ГрК РФ предусматривается, что в случае обращения физического или юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка не требуется проведения процедур, предусмотренных частями 1-17 настоящей статьи (подготовка документации по планировке территории, публичные слушания). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка.
Отказывая в выдаче градостроительных планов истцу Администрация Петрозаводского городского округа указала, на то, что принадлежащие ему земельные участки расположены на территории квартала, на котором запланирована застройка блокированными жилыми домами в соответствии с проектом планировки территории квартала индивидуальной и блокированной жилой застройки в соответствии с постановлением Главы Петрозаводского городского округа №4217 от 13.08.2013 года. Однако при этом не было учтено, что градостроительный план земельного участка является основанием для подготовки необходимой землеустроительной документации и получения разрешения на строительство.
Пунктом 1 ст.51 ГрК РФ определено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка … и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.
Рассмотрение вопросов, касающихся возможности осуществления строительства на принадлежащих заявителям участках, установления соответствия или несоответствия проектной документации требованиям градостроительного плана, проекту планировки территории, требованию к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства осуществляется на стадии рассмотрения документов при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство, а не на стадии рассмотрения вопроса о выдаче градостроительного плана.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования о признании отказов в выдаче градостроительных планов не законными подлежащими удовлетворению. В целях восстановления нарушенных прав истца суд обязывает ответчика совершить действия, в которых истцу было незаконно отказано в части всех находящихся в его собственности земельных участков.
Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С Администрации в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконными отказы Администрации Петрозаводского городского округа в выдаче градостроительного плана, оформленные письмами от ДД.ММ.ГГГГ на имя Попова А.В., в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа подготовить, утвердить и выдать Попову А.В. градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами № для строительства индивидуального жилого дома.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с Администрацию Петрозаводского городского округа расходы по оплате государственной пошлины в пользу Попова А.В. <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Тарабрина Н.Н.