Дело № 2-1918/2019
УИД № 24RS0024-01-2019-001700-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Копыловой М.Н.,
при секретаре Курцевич И.А.,
с участием прокурора Гарт А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюКанского межрайонного прокурора в интересах Скоромник О.В. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Канская межрайонная детская больница» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокуроро в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивируя свои требования тем, что истец работает у ответчика, при этом ответчик нарушает ее трудовые права выплатой заработной платы в меньшем, чем предусмотрено законом размере в период с января по июнь 2018 года, просит взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату за период с января по июнь 2018г. в размере 13610,36 руб.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО4, истец ФИО1, в связи с заявлением ответчика о применении срока давности к требованиям о взыскании заработной платы за январь-март 2018г., уточнили исковые требования просили взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с апреля по август 2018г.
Представитель ответчика - КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» ФИО5 в судебном заседании возражал относительно исковых требований, просил применить срок давности к требованиям за период с января по март 2018г., в удовлетворении остальной части отказать.
Судзаслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит иск, с учетом уточнения требований, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям и в следующем объеме.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях ина территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть с учетом изменений внесенных в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» на территории РФ с 1 января 2018 года 9 489 рублей в месяц, с 1 мая 2018г. 11163 руб. в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489 руб. (с января по апрель 2018 года) и 11163 руб. (с мая 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 руб. с января по апрель 2018 года, и 17860,80 руб. с мая 2018г.
Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п.
Таким образом, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 392 ТК РФ предусматривает сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, согласно которым работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
При пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 с 01.10.2017г. работает в должности уборщика медицинской организации КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница», с установлением оклада, северной надбавки в размере 30% и районного коэффициента в размере 30%.
В ходе рассмотрения дела, с учетом уточнения исковых требований, было выявлено нарушение ее трудовых прав, выразившееся в выплате ей заработной платы за период с мая по июнь 2018г. ниже минимального размера оплаты труда с учетом надбавок и доплат за климатические условия.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату за период: с мая по июнь 2018г., с учетом уточнения исковых требований, исходя из расчета:
май 2018:
Норма часов 159, отработано истцом по должности 159 часов,
МРОТ 11163 руб. * 1,6 (районный коэффициент и северная надбавка)= 17860,80 руб. должно быть начислено – 15786,96 руб. начислено = 2091,84 руб. недоначислено.
Июнь 2018:
Норма часов 159, отработано истцом по должности 71 часов,
МРОТ 11163 руб.:159=70,21 руб. (стоимость часа)
71* 70,21 руб.=4984,91 руб.
4984,91 руб. * 1,6 (районный коэффициент и северная надбавка)= 7975,86
руб. должно быть начислено– 7096,04руб. начислено = 879,82 руб. недоначислено.
В апреля 2018г. начисление заработной платы с учетом отработанного времени, установленных доплатах компенсационного характера, не противоречило закону, в июле и августе истец не работала, в связи с нахождением на листе нетрудоспособности, в очередном отпуске, в связи с чем оснований для взыскания недоначисленной заработной платы за указанные периоды не имеется.
Всего ответчиком недоначислено: 5063,22 руб. (2091,84 руб.+ 879,82руб).
Расчет недоначислснной заработной платы подтверждается расчетными листами, содержащим сведения об отработанных часах рабочего времени.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению и с ответчика в пользу ФИО1 подлежит взысканию задолженность по заработной плате с мая по июнь 2018 г. в общем размере 5063,22 руб.руб.
В силу ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ, сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Скоромник О.В. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Канская межрайонная детская больница» о взыскании недоначисленной заработной платы– удовлетворить частично.
Взыскать с КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» в пользу Скоромник О.В. задолженность по недоначисленной заработной плате за период с мая по июнь2018 г. в общем размере в размере 5063,22 руб.
Взыскать с КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Копылова М.Н.
Дата принятия решения в окончательной форме 21 июня 2019г.