РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Самара 24 августа 2017 года
Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Андриановой О.Н.,
при секретаре Бузыкиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3729/2017 по административному иску Горожанкина А.А. к ФКУ «ГИАЦ МВД России», ИЦ ГУМВД России по Самарской области об удалении сведений об отмененном осуждении из базы данных информационных центров МВД России,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Горожанкин А.А. обратилась в суд с административным иском к ФКУ «ГИАЦ МВД России», ИЦ ГУМВД России по Самарской области об удалении сведений об отмененном осуждении из базы данных информационных центров МВД России, указав, что приговором от ДД.ММ.ГГГГ был осужден мировым судьей судебного участка № 27 Самарской области по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в судебный участок № 9 Самарской области с ходатайством об отмене и снятия с него судимости. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № 9 Самарской области его ходатайство удовлетворил,отменил условное осуждение по приговору мирового судьи судебного участка № 27 Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ со снятием с осужденного судимости.В ДД.ММ.ГГГГ года по просьбе работодателя административный истец взял справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в ФКУ "ГИАЦ МВД России", ИЦ ГУ МВД России по Самарской области, в которой данная судимость прописана в полном объеме без всяких оговорок, что противоречит постановлению мирового судьи судебного участка № 9 Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, в котором данная судимость отменена, т.е. в этой справке представлены недостоверные сведения. В ДД.ММ.ГГГГ он с отличием закончил Самарскую Государственную Архитектурно-Строительную Академию, имеет дипломы инженера, бакалавра и магистра. С ДД.ММ.ГГГГ работает инженером в строительной фирме <данные изъяты> вплоть до сегодняшнего дня. За все это время зарекомендовал себя только с положительной стороны, имеет множество грамот и благодарственных писем за плодотворный и добросовестный труд и награду в виде золотого значка от своей фирмы, грамоту от Самарской Гильдии Строителей, медаль и грамоты победителя в футбольных соревнованиях, в свободное время занимается научной деятельностью (провел 10-летние исследования, написал и издал на свои средства учебное пособие под своим псевдонимом Галан «<данные изъяты>», <данные изъяты> с.),всегда старался помогать родственникам и друзьям, по жизни имеет колоссальное уважение. Поэтому представление таких недостоверных сведений от ФКУ "ГИАЦ МВД России", ИЦ ГУ МВД России по Самарской области может опорочить его имя перед коллегами, друзьями и родственниками, свести на нет все его вышеперечисленные заслуги и достижения, все может дойти даже до увольнения. А устроится потом на хорошую работу со справкой, где прописана судимость, будет очень сложно (например, преподавателем в какой-либо ВУЗ). По своей работе административный истец опасается по доверенности участвовать в конкурсах и электронных аукционах, т.к. при оформлении банковских гарантий по этим конкурсам и электронным аукционам будет фигурировать его имя и банки со своими серьезными службами безопасности могут обнаружить, что у него имеется судимость и отказать в получении банковских гарантий. Также руководство планирует перевести его на другую должность - главный инженер проекта (ГИП). Это автоматически выльется в попадание в национальный реестр специалистов для получения СРО фирмы (свидетельство о допуске к определенному виду работ), т.к. с недавнего времени ввели новые правила: для получения СРО нужны высококвалифицированные специалисты, такие как ГИП, при этом обязательным условием является как раз предоставление справки об отсутствии судимости. Естественно, возникнут проблемы с получением банковских гарантий и СРО фирмы, что сразу же станет известно его руководству и коллегам. Так же административный истец планирует съездить отдохнуть за границу, но наверняка возникнут проблемы с оформлением визы, ведь с такой справкой, как правило, отказывают в получении визы под любыми предлогами. Поэтому хранение, обработка и распространение таких недостоверных персональных данных со стороны ФКУ "ГИАЦ МВД России", ИЦ ГУ МВД России по Самарской области нарушает и ограничивает мои конституционные права и свободу. На основании изложенного, а также того, что его осуждение было незначительного характера, просит суд обязать ФКУ "ГИАЦ МВД России", ИЦ ГУ МВД России по Самарской области удалить сведения о его осуждении из своих баз данных.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным выше. Административный истец считает, что имеющиеся в базе ИЦ ГУ МВД России по Самарской области сведения о наличии у него судимости, нарушают его права на уважение личной жизни, что является недопустимым согласно позиции Конвенции по правам человека. Он осужден за преступление небольшой тяжести, судимость в настоящее время погашена, он характеризуется положительно, иных проступков не имеет, поэтому сведения, хранимые и обрабатываемые административными ответчиками, не соответствуют целям обработки. Просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель административного ответчика ГУ МВД России по Самарской области по доверенности Бобров С.В.. административные исковые требования не признал по изложенным в письменных возражениях основаниям, просил отказать в удовлетворении заявленных требованиях.
Административный ответчик ФКУ "ГИАЦ МВД России" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина не явки суду не известна.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой, в том числе федеральными органами государственной власти с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ "О персональных данных".
Статьями 10 и 11 этого Федерального закона регламентированы особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных.
Так, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 10 названного Федерального закона обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 33 ч. 1, ч. 3 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах.
Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу статьи 17 ФЗ от 07.02.2011 года № 3-ФЗ "О полиции" полиция наделена полномочиями по обработке данных о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Ранее такие полномочия были предоставлены органам внутренних дел согласно пунктом 14 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 года № 1026-1 "О милиции".
Сведения о лицах, осужденных за совершение преступления, подлежат внесению в информационные банки данных.
Полномочия по осуществлению нормативного правового регулирования в сфере внутренних дел возложены на Министерство внутренних дел Российской Федерации согласно Положению об этом Министерстве, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 года № 248.
Согласно пунктам 1, 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 года № 248 Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.
Министерство внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Федеральной миграционной службой, Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации (Приказ от 12 февраля 2014 года, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 года, регистрационный номер 31681) утвердили Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставление).
В приложение № 1 к Наставлению содержатся Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе, привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение.
Согласно пункту 15.2 Правил в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1 на осужденных независимо от срока и вида наказания хранятся до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
Какой-либо нормативный правовой акт, содержащий иное предписание о сроке хранения названных учетных документов, отсутствует.
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) в отношении лица сведений о факте уголовного преследования.
Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (утверждено Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 года), определен единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.
Согласно пункту 2.2 этого Положения учет представляет собой фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.
Пунктами 2.4, 4.2 Положения установлено, что объектами учета являются преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевший, судебное решение по уголовному делу, а субъектом учета преступлений, в числе прочих, - Информационные центры, указанные в пункте 2 настоящего Положения, на которые возложена обязанность по включению в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.
В силу пунктов 27 и 28 этого Положения учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям и основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее не учтенному преступлению.
Согласно пунктам 40 и 41 Положения учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям и основания учета лица, совершившего преступление является: обвинительное заключение, обвинительный приговор, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).
Типовым положением об информационном центре МВД России (утверждено Приказом МВД России от 28 марта 2002 года N 288) определено, что информационный центр в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях обеспечения статистической, оперативно-справочной, архивной информацией и т.д.
К числу основных функций информационного центра относится формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке правоохранительным органам Российской Федерации запрашиваемой информации.
Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе и для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
В силу пункта 15 Типового положения в учетах информационного центра учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.
Порядок выдачи справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования установлен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (утвержден Приказом МВД России от 07.11.2011 года № 1121).
Такое правовое регулирование обеспечивает защиту общественных интересов и обязывает ФКУ ГИАЦ МВД России и ИЦ предоставлять информацию о фактах уголовного преследования.
Судом установлено, что Горожанкин А.А. осужден приговором и.о. мирового судьи судебного участка № 27 Самарской области - мировым судьей судебного участка № 30 Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты>, в соответствии со <данные изъяты> УК РФ наказание назначено условно, с испытательным <данные изъяты>
Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ условное осуждение по приговору и.о. мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Горожанкина А.А. отменено со снятием с осужденного судимости.
Согласно информации, содержащейся в полученной Горожанкиным А.А. справке ИЦ ГУ МВД по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ "Главный информационный аналитический центр МВД России", ИЦ ГУ МВД России по Самарской области имеются сведения о судимости Горожанкина А.А. по приговору и.о. мирового судьи судебного участка № 27 Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты>, наказание назначено <данные изъяты>
В процессе рассмотрения дела в указанную справку внесены дополнения в виде сведений о снятии судимость по приговору мирового судьи судебного участка № Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления мирового судьи судебного участка № 9 Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года
Оспаривая действия по хранению и предоставлению названной информации, Горожанкин А.А. считал, что указанные сведения должны быть исключены из информационной базы, поскольку их длительное хранение нарушает его конституционные права, в том числе на право на уважение личной жизни, поскольку информацию о судимости он не желает предоставлять третьим лицам.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь законодательством, которое касается, в том числе хранения в информационных банках данных сведений о погашенной по не реабилитирующим основаниям судимости и обработке этой информации, исходит из того, что сведения о судимости Горожанкина А.А. подлежат хранению в базе данных информационных центров ГУ МВД России в течение установленного в законодательстве срока.
Наличие в банках данных информации о судимости Горожанкина А.А. прав последнего не ущемляет и не может рассматриваться как правовое последствие, связанное с судимостью.
Обработка персональных данных административного истца осуществляется не в рамках уголовно-правовых отношений, определяющих основания аннулирования всех последствий, связанных с судимостью, а с учетом требований трудового и иного законодательства, которые допускают включение в данную справку сведений как об имеющейся, так и об имевшейся у лица судимости. Соответственно нарушений прав истца допущено не было.
Доводы административного истца о нарушении его прав на трудовую деятельность и личную жизнь являются голословными и не подтверждаются какими-либо доказательствами по делу, несмотря на то, что в силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов возлагается на административного истца. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие нарушение трудовых прав Горожанкина А.А.
Указание административного истца в обоснование требования об удалении сведений об осуждении за совершение преступления в виду его незначительного характера, также не принимается во внимание ввиду отсутствия правовой нормы применительно к данным обоснованиям требований.
При таких обстоятельствах, заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Горожанкина А.А. к ФКУ «ГИАЦ МВД России», ИЦ ГУМВД России по Самарской области об удалении сведений об отмененном осуждении из баз данных информационных центров МВД России - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.08.2017 года.
Председательствующий О.Н.Андрианова