Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-183/2020 ~ М-164/2020 от 01.06.2020

Производство № 2-183/2020

УИД 28RS0012-01-2020-000269-57

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 августа 2020 года                                  п. Магдагачи

Амурской области

Магдагачинский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Шаталовой О. Ю.,

при секретаре Губеевой Ю. А.,

с участием:

представителя ответчика Муниципального унитарного предприятия «Тыгдинский жилкомхоз» - директора Д.Э. Федотова, действующего в силу занимаемой должности,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области – Н.Б. Тугускиной, действующей по доверенности от 10.09.2019,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Магдагачинского района Амурской области – Т.В. Ланкиной, действующей по доверенности от 02.03.2020,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» – А.А. Нечепуренко, действующей по доверенности № 6М от 24.03.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Тыгдинский жилкомхоз» (далее МУП «Тыгдинский жилкомхоз») о признании бездействия по несоблюдению санитарно-эпидемиологических требований при хозяйственно-питьевом водоснабжении населения незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства,

установил:

    Управление Роспотребнадзора по Амурской области в интересах неопределенного круга лиц обратилось в Магдагачинский районный суд с исковым заявлением к МУП «Тыгдинский жилкомхоз» о признании бездействия по несоблюдению санитарно-эпидемиологических требований при хозяйственно-питьевом водоснабжении населения незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства.

    В обоснование доводов искового заявления указывает, что в ходе проведения административного расследования в связи с обращением жителей с. Тыгда установлено, что по адресу: Амурская область, Магдагачинский район, с. Тыгда, ул. Советская, д.60, находится артезианская скважина №43-Д для осуществления хозяйственно-питьевого водоснабжения населения с. Тыгда. При этом территория первого пояса, где расположен источник водоснабжения (первый пояс ЗСО) не ограждена; отсутствуют дорожки с твердым покрытием; территория первого пояса не спланирована для отвода поверхностного стока воды за ее пределы и замусорена твердыми бытовыми отходами, шлакоотвалом котельной; проект зон санитарной охраны не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим нормам; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, что является нарушением требований санитарного законодательства РФ.

    Таким образом, ответчиком при осуществлении хозяйственно-питьевого водоснабжения населения с. Тыгда используется водный объект, при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, при этом представленный ответчиком в ходе расследования проект зон санитарной охраны для водозаборной скважины № 43 не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим нормам.

    Осуществление юридическим лицом МУП «Тыгдинский жилкомхоз» деятельности по использованию водного объекта с нарушением санитарного законодательства несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, случайного или умышленного загрязнения и повреждения места водозабора, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) населения, что является недопустимым.

    На основании изложенного, истец просит суд признать бездействие МУП «Тыгдинский жилкомхоз», выраженное в несоблюдении требований СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ФЗ № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при хозяйственно-питьевом водоснабжении населения с. Тыгда, а именно: эксплуатации территории источника водоснабжения (первый пояс) без ограждения, при отсутствии дорожек с твердым покрытием; использовании территории первого пояса без планировки для отвода поверхностного стока воды за ее пределы, засорение твердыми бытовыми отходами, шлакоотвалом котельной; использовании в питьевых и хозяйственно-бытовых целях источника водоснабжения при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, а также в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим нормам на проект зон санитарной охраны для источника хозяйственно-питьевого водоснабжения – противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Возложить на МУП «Тыгдинский жилкомхоз» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно: на используемый водный объект - скважину № 43-Д, расположенную по адресу: Амурская область, Магдагачинский район, с. Тыгда, ул. Советская, д.60, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; разработать проект зоны санитарной охраны водного объекта на объект - скважину № 43-Д, расположенную по адресу: Амурская область, Магдагачинский район, с. Тыгда, ул. Советская, д.60, и получить на проект санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим нормам; обустроить территорию первого пояса, на которой расположен источник водоснабжения скважина № 43-Д, в соответствии с требованиями п. 3.2.1 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: установить ограждение, к сооружениям оборудовать дорожки с твердым прикрытием, произвести планировку территории для отвода поверхностного стока за ее пределы, очистить от твердых бытовых отходов и шлака.

    От ответчика МУП «Тыгдинский жилкомхоз» поступили письменные возражения на исковое заявление, в которых указано, что на используемую скважину №43-Д не возможно получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, в связи с тем, что рядом расположена котельная. Демонтировать дымовую трубу, размещенную в границах пояса скважины № 43-Д не представляется возможным, поскольку она является неотъемлемой частью вышеуказанного строения. Котельная, расположенная по ул. Советская, д. 60, не является собственностью муниципального образования Тыгдинского сельсовета, следовательно, на праве хозяйственного ведения в МУП «Тыгдинский жилкомхоз» не переходила. Скважина № 43-Д в настоящее время является единственным источником водозабора питьевой воды для нужд населения. Согласно протоколов лабораторных исследований вода из указанной скважины соответствует гигиеническим требованиям.

    От третьего лица администрации Тыгдинского сельсовета поступили письменные возражения на исковое заявление, в которых указано, что устранить выявленные нарушения не представляется возможным, поскольку необходимо перенести скважину или котельную, что сделать невозможно, поскольку данные объекты являются капитальным строительством. Скважина, расположенная по адресу: с. Тыгда, ул. Советская, д.60, построена в 1962 году. Котельная, расположенная по адресу: с. Тыгда, ул. Советская, д.60, построена в 1965 году. Также в этот период времени по вышеуказанному адресу были построены учреждения здравоохранения, терапевтическое отделение, родильное отделение, инфекционное отделение, морг, столовая. Все вышеуказанные строения, включая котельную и скважину являются объектами социальной инфраструктуры. Котельная и скважина строились для обслуживания вышеуказанных медицинских учреждений.

    От третьего лица администрации Магдагачинского района поступили письменные возражения на исковое заявление, в которых указано, что с исковыми требованиями они не согласны. Исходя из экспертного заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям № 82 от 13.06.2012, в границах первого пояса скважины размещена дымовая труба котельной и участок теплотрассы, что является нарушением требований, установленных п. 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02. Котельная является муниципальной собственностью муниципального образования Магдагачинского района.

    Кроме котельной и скважины на территории также расположена поликлиника.

    Инженерные сооружения котельной, скважины и поликлиники связаны между собой. Скважина осуществляет водоснабжение в котельную, которая в свою очередь отапливает поликлинику. Чтобы устранить выявленные в настоящее время нарушения необходимо либо перенести скважину, либо котельную, что сделать невозможно, так как все объекты являются капитальным строительством и служат для обеспечения нужд населения. Кроме того, скважина построена в 1962 году. Котельная построена в 1965 году, то есть их строительство завершено до принятия СанПиН 2.1.4. 1110-02.

    В настоящее время все медицинские отделения демонтированы а на месте терапевтического отделения построена амбулатория с. Тыгда. Инженерные сооружения котельной, скважины и амбулатории связаны между собой. Скважина осуществляет отпуск воды в амбулаторию с. Тыгда, а также подачу воды в котельную, которая отапливает поликлинику.

    Скважина построена до вступления в силу ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999.

    В удовлетворении исковых требований просят отказать.

    От третьего лица ООО «МТК» поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано следующее. МУП «Тыгдинский жилкомхоз» является организацией, осуществляющей эксплуатацию скважины № 43-Д, расположенной по адресу: с. Тыгда ул. Советская, 60, и обязанность по выполнению требований действующего санитарного законодательства лежит на ответчике, как на владельце источника водоснабжения и эксплуатирующей организации. Вместе с тем, при разрешении требований истца установить ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны необходимо учитывать следующее: рядом со спорной скважиной расположена котельная, переданная ООО «МТК» по концессионному соглашению от 14.05.2018, заключенному между комитетом по управлению имуществом и природопользованию администрации Магдагачинского района и Обществом. Исполнение требования санитарно-эпидемиологического законодательства в части ограждения территории первого пояса ЗСО влечет за собой либо ограничение в использовании котельной, которая снабжает тепловой энергией медицинское учреждение, либо необходимость сноса здания котельной, что приведет к невозможности обеспечения тепловой энергией медицинское учреждение, либо перенос скважины. Указанные действия повлекут для собственников данных объектов неоправданный ущерб.

    Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Амурской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещены, в ранее представленной телефонограмме просили суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, на исковых требованиях настаивают в полном объеме.

    Представитель ответчика МУП «Тыгдинский жилкомхоз» Д.Э. Федотов в судебном заседании 20.07.2020 с иском не согласился в полном объеме, ранее представленное письменное возражение поддержал. В судебное заседание 14.08.2020 не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен, в телефонограмме просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Тыгдинского сельсовета Н.Б. Тугускина в судебном заседании 20.07.2020 письменные возражения поддержала, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку для приведения в соответствие с требованиями государственных эпидемиологических правил и нормативов скважины № 43-Д необходимо перенести скважину или котельную, что сделать невозможно, поскольку данные объекты не являются мобильными, являются капитальным строительством, объектами социальной инфраструктуры, были построены для обслуживания медицинского учреждения, связаны между собою. Скважина осуществляет отпуск воды в амбулаторию с. Тыгда, подачу воды в котельную, которая в свою очередь, отапливает поликлинику. Скважина построена до вступления в силу Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999. Акты гражданского состояния не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. На основании изложенного, просила суд в удовлетворении иска отказать. В судебное заседание 14.08.2020 представитель третьего лица не явился, о месте и времени судебного разбирательства администрация Тыгдинского сельсовета извещена, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств не заявлено.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Магдагачинского района Т.В. Ланкина в судебном заседании 20.07.2020 с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме. В судебное заседание 14.08.2020 представитель третьего лица не явился, о месте и времени судебного разбирательства администрация Магдагачинского района извещена, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств не заявлено.

Представитель третьего лица ООО «МТК» А.А. Нечепуренко в судебном заседании доводы, изложенные в ранее представленном письменном отзыве, поддержала в полном объеме.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУЗ АО «Магдагачинская больница» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещены, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств не заявлено.

Руководствуясь положениями ч.ч.3,5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Заявленными исковыми требованиями рассматриваемыми в рамках настоящего дела являются требования Управления Роспотребнадзора по Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Тыгдинский жилкомхоз» о признании бездействия МУП «Тыгдинский жилкомхоз», выраженного в несоблюдении требований СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при хозяйственно-питьевом водоснабжении населения с. Тыгда, а именно: эксплуатации территории источника водоснабжения (первый пояс) без ограждения, при отсутствии дорожек с твердым покрытием; использовании территории первого пояса без планировки для отвода поверхностного стока воды за ее пределы, засорении твердыми бытовыми отходами, шлакоотвалом котельной; использовании в питьевых и хозяйственно-бытовых целях источника водоснабжения при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, а также в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим нормам на проект зон санитарной охраны для источника хозяйственно-питьевого водоснабжения – противоправным, нарушающими права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Возложении на МУП «Тыгдинский жилкомхоз» обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно: на используемый водный объект - скважину № 43-Д, расположенную по адресу: Амурская область, Магдагачинский район, с. Тыгда, ул. Советская, д.60, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; разработать проект зоны санитарной охраны водного объекта на объект - скважину № 43-Д, расположенную по адресу: Амурская область, Магдагачинский район, с. Тыгда, ул. Советская, д.60, и получить на проект санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим нормам; обустроить территорию первого пояса, на которой расположен источник водоснабжения скважина № 43-Д, в соответствии с требованиями п. 3.2.1 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: установить ограждение, к сооружениям оборудовать дорожки с твердым прикрытием, произвести планировку территории для отвода поверхностного стока за ее пределы, очистить от твердых бытовых отходов и шлака.

    В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ).

    В обеспечение санитарно – эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, принят Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

    В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологические требования – это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

    Согласно ст.8 указанного Федерального закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплены обязанности юридических лиц по выполнению требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Кроме того, юридические лица в связи с осуществляемой ими деятельностью обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

    В судебном заседании из материалов дела установлено, что 01 января 2020 года между администрацией муниципального образования Тыгдинского сельсовета (далее – Администрация) и МУП «Тыгдинский жилкомхоз» (далее – Предприятие) заключен договор №1, согласно которому Предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ними муниципальным имуществом в соответствии с назначением имущества, предметом, целью и видами деятельности Предприятия, предусмотренными уставом предприятия, с ограничениями, установленными действующим законодательством РФ и настоящим Договором (п. 2.1). Предприятие в отношении закрепленного за ним имущества обязуется пользоваться по прямому назначению для осуществления уставной деятельности; осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества за счет средств Предприятия, включая амортизационные отчисления, определяемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 3.1). Согласно Приложению №1 в перечень имущества входит в частности, водонапорная башня Буровая скважина, расположенная по адресу: с. Тыгда, ул. Советская, д.60 (№ 43).

    В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что у ответчика МУП «Тыгдинский жилкомхоз» в эксплуатации находится скважина № 43-Д, расположенная по адресу: Амурская область Магдагачинский район с. Тыгда, ул. Советская, д.60, посредством которой предприятие в том числе оказывает услуги по питьевому водоснабжению населению с. Тыгда.

    По письменным обращениям жителей с. Тыгда на неудовлетворительное качество питьевой воды, в рамках возбужденного дела об административном правонарушении территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зея, Зейском и Магдагачинском районах 11 марта 2020 года по окончанию предварительного расследования установлено, что территория (первый пояс ЗСО), на которой расположен источник водоснабжения артезианская скважина (№ 43-Д) не ограждена; на территории отсутствует дорожка с твердым покрытием. Территория первого пояса ЗСО не спланирована для отвала поверхностного стока воды за ее пределы и замусорена твердыми бытовыми отходами, шлакоотвалом котельной. Шлак частично складируется прямо на землю, что является нарушением раздела III п. 3.2 пп. 3.2.1 Сан ПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

    В соответствии с ч.3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

    В соответствии со ст.43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

    Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 введены в действие Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (вместе с "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.04.2002 N 3399)

Согласно п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

Согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Согласно п. 1.13 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно п. 1.5 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Согласно п. 3.2.1.1 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Согласно п. 3.2.1.2 не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

Согласно п. 1.15 санитарные мероприятия должны выполняться: а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

    Постановлением главного государственного санитарного врача в г. Зея, Зейском и Магдагачинском районах от 25 марта 2020 года № 27 директор МУП «Тыгдинский жилкомхоз» Федотов Д. Э. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.42 КоАП РФ (использование территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

    Постановлением главного государственного санитарного врача в г. Зея, Зейском и Магдагачинском районах от 25 марта 2020 года № 28 юридическое лицо МУП «Тыгдинский жилкомхоз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

    Доказательств того, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении хозяйственно-питьевого водоснабжения населения были устранены – суду не представлено, ходатайств об их истребовании – не заявлено.

    При этом, в судебном заседании из материалов дела установлено следующее.

    МУП «Тыгдинский жилкомхоз» на территории с. Тыгда имеет три водозабора, представленных скважинами № 43 – Д, № 842 и №2660, которые по периметру огорожены штакетным забором. Скважина № 43 – Д расположена на территории больницы рядом с котельной. Скважина введена в эксплуатацию в 1962 году, её глубина при бурении 100,7 м. Над скважиной установлен деревянный павильон. Устье скважины загерметизировано, что обеспечивает предотвращение возможности загрязнения питьевой воды через оголовок и устье скважины и соответствует требованиям, установленным п.3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»». Подземные воды скважины используются для хозяйственно – питьевых и производственных целей больницы и нужд населения. На территории больницы проложены сети водопровода; для нужд населения вода развозится транспортными средствами.

    Скважина № 842 расположена на территории школы, введена в эксплуатацию в 1963 году и используется для хозяйственно – бытовых нужд школы: мытье полов, смыв воды в санузлах и другие, для питьевых целей вода привозная из скважины № 43-Д.

    Скважина № 2660 расположена на территории лесоперевалочной базы, в 150 метрах от ул. Новая, введена в эксплуатацию в 1974 году, глубина скважины при бурении 100 м. Вода из скважины развозилась спецавтотранспортом на нужды жилого сектора и школы. При этом, в ноябре 2019 года на скважине прекратилась подача воды из – за обвала водонасосных слоев и засыпки глубинного насоса, с 25.11.2019 доставка питьевой воды осуществляется со скважины № 43-Д.

    Скважина № 43 –Д (Водонапорная башня. Буровая скважина), расположенная по адресу: с. Тыгда ул. Советская,60, находится в муниципальной собственности муниципального образования Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области на основании решения Магдагачинского районного суда от 07.09.2011, о чем в ЕГРН 26.10.2011 внесена соответствующая запись о регистрации № 28-28-011/012/2011-506.

    Согласно учетной карточки скважина № 43-Д расположена на земельном участке – на территории больницы, на водоразделе, построена в 1962 году согласно сведений из технического паспорта.

    Кроме этого, на земельном участке по адресу: Амурская область Магдагачинский район с. Тыгда ул. Советская,60, в непосредственной близости со скважиной № 43-Д расположена котельная 1965 года постройки. Земельный участок, общей площадью 525 кв.м. (кад.номер:28:16:012903:106) и размещенная на нем котельная (общая площадь 113,6 кв.м), находятся в муниципальной собственности муниципального образования Магдагачинского района Амурской области на основании соответственно п.3 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» № 137-ФЗ от 25.10.2001, о чем в ЕГРН 25.06.2012 внесена соответствующая запись о регистрации права № 28-28-11/006/2012-854, и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1999 № 3020-1, о чем в ЕГРН 25.06.2012 внесена соответствующая запись о регистрации права № 28-28-11/006/2012-934.

    Котельная передана ООО «МТК» по концессионному соглашению от 14.05.2018, заключенному между комитетом по управлению имуществом и природопользованию администрации Магдагачинского района и Обществом.

    Кроме того, МУП «Тыгдинский жилкомхоз» на основании договора от 01.01.2020, заключенного между ГБУЗ АО «Магдагачинская больница» и Обществом, оказывает услуги по отпуску воды со скважины для Тыгдинской участковой больницы, расположенной по адресу: с. Тыгда ул. Советская,60.

    Сторонами в судебном заседании не оспаривался факт постройки в 1962-1965 годах по указанному адресу учреждений здравоохранения, терапевтического отделения, родильного отделения, инфекционного отделения, морга, а также столовой. Все вышеуказанные строения, включая котельную и скважину являлись объектами социальной инфраструктуры. Котельная и скважина строились для обслуживания вышеуказанных медицинских учреждений.

    При этом, в ГБУ АО «Центр государственной кадастровой оценки Амурской области» в архиве технической документации, находящемся на хранении в Учреждении, техническая документация на объекты недвижимого имущества: терапевтического отделения, родильного отделения, инфекционного отделения, морга, столовой, котельной, иных зданий, являющихся единым комплексом, располагавшихся по адресу: Амурская область с. Тыгда ул. Советская,д.60, не сохранилась.

    В 2012 году МУП «Тыгдинский жилкомхоз» разработана рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды системы водоснабжения. Отбор проб из скважины ведется филиалом аккредитованного испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах» на основании заключенного договора. Из протоколов лабораторных исследований в судебном заседании установлено, что питьевая вода из скважины № 43-Д по микробиологическим, органолептическим, химическим показателям соответствует требованиям, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

    Кроме того, из экспертного заключения о соответствии санитарно – эпидемиологическим требованиям проекта «Организация зон санитарной охраны водозаборных скважин № 43 – Д, № 842, № 2660 МУП «Тыгдинский жилкомхоз» с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области» № 82 от 13.07.2012 следует, что по гидрогеологическому заключению Амурского бассейнового водного управления подземные воды водоносной зоны трещинноватости интрузивных нижнемеловых образований, каптируемые скважинами МУП «Тыгдинский жилкомхоз», относятся к надежно защищенным от загрязнения с поверхности: сверху водоносный комплекс перекрыт глинами мощностью от 17 до 22 метров, связь подземных вод с поверхностными не установлена.

    Таким образом, скважина № 43 – Д на момент рассмотрения данного спора является единственным источником питьевого водоснабжения социально – значимых объектов и населения с. Тыгда, каптирует водоносную зону трещиноватости интрузивных нижнемеловых образований, перекрытых мощным слоем водоупорных глин и не имеющих гидравлической связи с поверхностными водоисточниками, что обеспечивает надежную защищенность используемых подземных вод.

    Из экспертного заключения о соответствии санитарно – эпидемиологическим требованиям проекта «Организация зон санитарной охраны водозаборных скважин № 43 – Д, № 842, № 2660 МУП «Тыгдинский жилкомхоз» с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области» № 82 от 13.07.2012 также следует, что все скважины МУП «Тыгдинский жилкомхоз» расположены на территориях объектов, в условиях сложившейся застройки территорий. Граница первого пояса в соответствии с требованиями п.2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.11110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» выполнена только для скважины № 2660, для двух других скважин такой возможности не имеется. Более того, в границах первого пояса скважины № 43-Д размещена дымовая труба котельной и участок теплотрассы, что явилось одним из оснований для принятия Управлением Роспотребнадзора по Амурской области санитарно – эпидемиологического заключения № 28.22.03.000.Т.000403.07.12 от 30.07.2012 о несоответствии проекта «Организация зон санитарной охраны водозаборных скважин № 43 – Д, № 842, № 2660 МУП «Тыгдинский жилкомхоз» с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области государственным санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

    Таким образом, в судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что инженерные сооружения котельной, скважины и медицинского учреждения здравоохранения по адресу: с. Тыгда ул. Советская, 60 связаны между собой. В настоящее время все ранее построенные медицинские отделения демонтированы, на месте терапевтического отделения построена амбулатория с. Тыгда. Скважина осуществляет отпуск воды в амбулаторию с. Тыгда, а также подачу воды в котельную, которая отапливает поликлинику. Чтобы устранить выявленные в настоящее время нарушения необходимо либо перенести скважину, либо котельную, что сделать невозможно, так как все объекты являются капитальным строительством и служат для обеспечения нужд населения.

            В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении").

             Выполнение процессуальных предписаний к содержанию резолютивной части решения и её оформлению наряду с другими нормами гл. 16 ГПК РФ (ст. ст. 200, 201, 202, 203, 212, 213), призваны обеспечить реальность исполнения судебного решения.

    Судебное решение направлено на реализацию правовых норм, которые имеют государственно-властный характер, общеобязательны и гарантируются возможностью государственного принуждения.

           Право на полную и эффективную судебную защиту, по смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, с учетом принципа правовой определенности как неотъемлемого элемента права на суд включает в себя исполнимость вступивших в законную силу судебных решений. Основываясь на полном, всестороннем и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела суд обязан принять законное, обоснованное и мотивированное решение, обеспеченное гарантиями его признания и исполнения (Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 N 1442-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Александрова Владимира Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации").

    Учитывая приведенные выше установленные судом в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что принятие решения об удовлетворении исковых требований истца не приведет к реальному исполнению возложенных на ответчика обязанностей, поскольку исковые требования являются заведомо неисполнимыми, затрагивают права и законные интересы третьих лиц, могут привести как к ограничению, так и к их нарушению.

    При таких обстоятельствах, рассматриваемые в рамках настоящего дела исковые требования Управления Роспотребнадзора по Амурской области к муниципальному унитарному предприятию «Тыгдинский жилкомхоз» удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Тыгдинский жилкомхоз» о признании бездействия МУП «Тыгдинкий жилкомхоз», выраженного в несоблюдении требований СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ФЗ № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при хозяйственно-питьевом водоснабжении населения с. Тыгда, а именно: эксплуатации территории источника водоснабжения (первый пояс) без ограждения, при отсутствии дорожек с твердым покрытием; использовании территории первого пояса без планировки для отвода поверхностного стока воды за ее пределы, засорении твердыми бытовыми отходами, шлакоотвалом котельной; использовании в питьевых и хозяйственно-бытовых целях источника водоснабжения при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, а также в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим нормам на проект зон санитарной охраны для источника хозяйственно-питьевого водоснабжения – противоправными, нарушающими права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц; возложении обязанности на МУП «Тыгдинский жилкомхоз» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно: на используемый водный объект - скважину № 43-Д, расположенную по адресу: Амурская область, Магдагачинский район, с. Тыгда, ул. Советская, д.60, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; разработать проект зоны санитарной охраны водного объекта на объект - скважину № 43-Д, расположенную по адресу: Амурская область, Магдагачинский район, с. Тыгда, ул. Советская, д.60, и получить на проект санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим нормам; обустроить территорию первого пояса, на которой расположен источник водоснабжения скважина № 43-Д, в соответствии с требованиями п. 3.2.1 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: установить ограждение, к сооружениям оборудовать дорожки с твердым прикрытием, произвести планировку территории для отвода поверхностного стока за ее пределы, очистить от твердых бытовых отходов и шлака – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                               О. Ю. Шаталова

Мотивированное решение изготовлено 14.08.2020

2-183/2020 ~ М-164/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Амурской области
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие "Тыгдинский жилкомхоз"
Другие
Администрация Магдагачинского района
ООО "Магдагачинская теплоснабжающая компания"
ГБУЗ АО "Магдагачинская больница"
Администрация Тыгдинского сельсовета
Суд
Магдагачинский районный суд Амурской области
Судья
Шаталова Олеся Юрьевна
Дело на странице суда
magdagachinskiy--amr.sudrf.ru
01.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2020Передача материалов судье
02.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2020Судебное заседание
13.07.2020Судебное заседание
20.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Судебное заседание
14.08.2020Судебное заседание
14.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее