Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-398/2021 от 24.06.2021

Производство № 2-398/2021

Дело (УИД):

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Сковородино 12 октября 2021 г.

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

судьи Петрашко С.Ю.,

при секретаре Самохваловой М.В.,

с участием помощника Сковородинского транспортного прокурора Ковригиной А.А.,

представителя ответчика ОАО «РЖД» Ляховой И.Л., действующей на основании доверенности № НЮ-110Д от 03 августа 2020 года,

представителя третьего лица администрации Магдагачинского района Ланкиной Т.В., действующей на основании доверенности от 25 января 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сковородинского транспортного прокурора в интересах неопределенного крага лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л :

Сковородинский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий.

В обоснование заявленных требований указал, что Сковородинской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры от 30.08.2019 № 23-37-2019, соответствии с решением коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 02.07.2019 проведена проверка безопасности движения на железнодорожных переездах, принадлежащих Магдагачинской дистанции пути Забайкальской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» (далее ПЧ-14).

Проверкой выявлены нарушения Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» № 17-ФЗ от 10.01.2003, Приказа Минтранса России «Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов» от 31.07.2015 № 237, Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской    Федерации», допущенные ПЧ-14, при содержании и эксплуатации железнодорожного переезда, расположенного на железнодорожных путях, находящихся в собственности указанной организации, на <адрес> 7560 км 4 пк путь .

Установлено, что железнодорожный путь принадлежит на праве собственности ПЧ-14. Также установлено, что на данном участке железнодорожных путей имеется железнодорожный переезд, не оборудованный указанной организацией, который эксплуатируется автомобилистами, проживающими и работающими в <адрес>. При этом, железнодорожный переезд не отвечает нормативным требованиям.

Указанный    переезд расположен на муниципальной автодороге, принадлежащей     на праве собственности Тыгдинскому сельсовету Магдагачинского района Амурской области. Согласно проекту организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования Тыгдинского сельсовета объездная дорога для проезда в жилой сектор граждан села Тыгда, помимо проезда через указанный переезд, отсутствует. Кроме того на территории г. Тыгда имеется ОАО «Амурнефтепродукт», производственный процесс которого также осуществляется через указанный железнодорожный переезд.

Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других частников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, г неположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

В соответствии с п. 22 Приказа Минтранса России «Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов» от 31.07.2015 № 237 - вправляющие (сигнальные) столбики устанавливаются с обеих сторон железнодорожного переезда на расстоянии от 2,5 до 16 м от крайних рельсов через каждые 1,5 м.

Согласно п. 46 Приказа Минтранса России от 31.07.2015 № 237 «Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов» электрическое освещение должны иметь все железнодорожные переезды I, II и III категорий, а также IV категории при наличии продольных линий электроснабжения или (других постоянных источников электроснабжения.

В нарушение вышеперечисленных норм на указанном ж/д переезде имеется ямочность и выбоины дорожного покрытия, резинокордные плиты находятся не на одном уровне с автодорогой, дорога в зоне железнодорожных переездов имеет всяческие просадки, дорожные знаки 2.5 «Движение без остановки запрещено» имеют повреждения, все направляющие (сигнальные) столбики с обеих сторон переезда, имеют несоответствие требованиям государственных стандартов (отсутствие световозвращающих элементов, изготовлены из конструкций наносящих серьезные повреждения транспортному средству и травм участникамдвижения в случае наезда на них, либо в пластиковую полую конструкцию столбика установлено деревянное основание), знак «Однопутная железнаядорога» находится в неудовлетворительном состоянии, с отклонением отвертикальной оси, требует замены или выправки, переезд на проезжей частижелезнодорожного переезда и пешеходных дорожек в границах железнодорожного переезда во время гололеда не очищен, не посыпан песком или шлаком.

При этом, как установлено в ходе проверки, железнодорожный переезд надлежащим образом не оформлен собственниками путей и, соответственно, ими не обслуживается. Более того, по железнодорожным путям ежедневно осуществляется движение железнодорожного подвижного состава, перевозящего, в том числе, и опасные грузы.

Приказом № 46 Министра транспорта Российской Федерации от 26.03.2009 утвержден Порядок открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов). Настоящий Порядок разработан в соответствии с п. 4 ст. -21 Федерального закона от 10 января 2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» и определяет процедуру открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами в Российской Федерации (железнодорожных переездов).

Согласно п. 3 Приказа Минтранса России от 26.03.2009 № 46 «О Порядке открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов)» открытие (закрытие) железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего и (или) необщего пользования осуществляется по решению владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельца железнодорожных путей необщего пользования.

Таким образом, дальнейшая эксплуатация указанного железнодорожного переезда на участке пути необщего пользования может повлечь дальнейшие нарушения правил безопасности движения и причинение вреда здоровью граждан.

Учитывая систематическое пересечение ж/д путей автотранспортнымисредствами необходимо рассмотреть вопрос об открытии данногожелезнодорожного переезда в соответствии с нормативно-установленнымитребованиями.

Указанные нарушения являются недопустимыми, поскольку создают опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинение вреда жизни и здоровью людей, имущественного ущерба.

Согласно акта о результатах проверки от 14.11.2019, составленного помощником Сковородинского транспортного прокурора Брылёва В.К., согласно материалам проверки (в т.ч. приложенным фотографиям), по железнодорожным путям систематически осуществляется подача-уборка вагонов по автодороге, пересекающей железнодорожный переезд, систематически двигаются автотранспортные средства.

По результатам проведенной проверки в адрес начальника ПЧ-14 Гринина В.И. внесено представление от 18.11.2019 № 52-2019 об устранении нарушений законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта. 29.11.2019 представление прокурора рассмотрено, в ответе на представление начальником ПЧ-14 указано, выявленные нарушения будут устранены в срок до 10.12.2019. Вместе с тем нарушения законодательства в отношении указанного переезда не устранены. Просит суд обязать Центральную дирекцию инфраструктуры филиала ОАО«РЖД» оборудовать железнодорожный переезд через железнодорожные пути на <адрес> 7560 км 4 пк путь .

Сковородинским транспортным прокурором исковые требования были уточнены, в обоснование указано, что 04.08.2021 года железнодорожный переезд № 16, расположенный на 7560 пк ст. Тыгда, осмотрен комиссионно, с участием главного инженера Мадагачинской дистанции пути Сергеева С.С. В ходе осмотра установлено, что на железнодорожном переезде имеется ямочность, выбоины, просадки дорожного покрытия, металлический настил находится не на одном уровне с автодорогой, дорога в зоне железнодорожных переездов имеет просадки, дорожный знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» имеет повреждения, все направляющие (сигнальные) столбики с обеих сторон переезда имеют несоответствие требованиям государственных стандартов (отсутствие светоотражающих элементов, в пластиковую полую конструкцию столбика установлено деревянное основание, столбики не соответствуют количеству (установлены 9 из 10), вблизи имеется трава, которая закрывает видимость светоотражающих элементов столбиков, столбики установлены на разных уровнях), знак «Однопутная железная дорога» находится в неудовлетворительном состоянии, с отклонением от вертикальной оси, требует замены или выправки. На подходах к железнодорожному переезду со стороны подхода поездов отсутствует сигнальный знак "С" о подаче свистка. Просит обязать Центральную дирекцию инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» привести железнодорожный переезд через железнодорожные пути на <адрес> 7560 км 4 пк путь в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ:

-установить сигнальный знак «С» перед железнодорожным переездом со стороны подхода поездов;

-привести в соответствие с уровнем головок рельс верх настила железнодорожного переезда;

- устранить уклон вертикальной оси дорожного знака «Однопутная железная дорога» и выправить этот знак;

-устранить просадки, выбоины, ямочность автодороги в зоне железнодорожного переезда;

    -оборудовать сигнальные столбики светоотражающими элементами с обеих сторон, обеспечить установку сигнальных столбиков в количестве 10 штук с обеих сторон переезда справа и слева от автомобильной дороги.

В судебном заседании помощник Сковородинского транспортного прокурора Ковригина А.А. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивает по основаниям, указанным в иске.

        Представитель ответчика ОАО «РЖД» Ляхова И.Л., участвующая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, исковые требования Сковородинского транспортного прокурора не признала суду пояснила, что в обоснование заявленных требований истец ссылается на Приказ Минтранса России от 31.07.2015 №237 «Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов». По мнению ответчика, данным Приказом Минтранса России от 31.07.2015 №237 «Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов» установлены требования эксплуатации уже действующих железнодорожных переездов, открытых в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 марта 2009 г. №46 «О порядке открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами «железнодорожных переездов). Железнодорожный переезд на <адрес> 7560 км 4 пк путь не является железнодорожным переездом, открытым в соответствии с порядком, установленным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 марта 2009 г. №46. Настоящий порядок разработан в соответствии с п.4 ст.21 Федерального закона от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» и определяет процедуру открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами в Российской Федерации. По своей природе данный железнодорожный переезд на <адрес> 7560 км 4 пк путь является несанкционированным, а в связи с этим незаконно действующим.

    Согласно п.3 приказа Министерства транспорта Российской Федерацииот 26 марта 2009 г. №46 «О порядке открытия и закрытия пересеченийжелезнодорожных путей автомобильными дорогами «железнодорожныхпереездов) открытие (закрытие) железнодорожных переездов нажелезнодорожных путях общего и (или) необщего пользованияосуществляется по решению владельца инфраструктуры железнодорожноготранспорта общего пользования либо владельца железнодорожных путейнеобщего пользования. ОАО «РЖД» являясь владельцем пути №16 на <адрес> решения об открытии железнодорожного переезда на <адрес> 7560 км 4 пк путь №16 не принимало.

    В связи с изложенным ОАО «РЖД» считает требования истца обоборудовании железнодорожного переезда на <адрес> 7560 км 4 пк путь незаконными, так как ответчик данный переезд не открывал и соответственно его не обслуживает. Инициаторами открытия переезда могут выступать третьи лица, нуждающиеся в оборудовании железнодорожного переезда. В адрес ОАО «РЖД» обращений об открытии переезда на <адрес> 7560 км 4 пк путь не поступало. В связи с изложенным просим в удовлетворении заявленных требований к ОАО «РЖД» отказать.

    Представитель третьего лица администрации Магдагачинского района Ланкина Т.В., участвующая в судебном заседании посредством видео конференц-связи уточненные исковые требования Сковородинского транспортного прокурора поддерживает. Суду пояснила, что администрация Магдагачинского района не может выступать инициатором открытия данного железнодорожного переезда, так как железнодорожный переезд это объект повышенной опасности, обслуживать который допускаются только сотрудники прошедшие специализированное обучение.

Согласно п.2 ст.21 Согласно Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» «Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцы железнодорожных путей не общего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте».

Железнодорожный переезд и железнодорожный путь №16 считался единым линейным объектом и ранее обслуживался железнодорожной организацией. Оборудован железнодорожный переезд был ориентировочно 1945-1950 г.

Демонтаж данного переезда повлечет за собой нарушение интересов и законных прав граждан, поскольку вышеуказанный переезд пересекает: <адрес>. В случае демонтажа переезда, проезд в поселок жителей <адрес>, которые проживают по вышеуказанным улицам, будет не возможен, а также будет невозможен проезд спецтехники (пожарных автомобилей, автомобилей скорой помощи), что повлечет за собой негативные последствия для жизни и здоровья жителей <адрес> проживающих по <адрес> в данной части населенного пункта расположена нефтебаза АО «ННК - Амурнефтепродукт». Закрытие переезда парализует деятельность данной организации в Зейском, Магдагачинском, <адрес>. В результате население и организации данных районов будут испытывать дефицит нефтепродуктов, поскольку АЗС расположенные в населенных пунктах и на федеральной трассе указанных районов снабжаются нефтепродуктами с нефтебазы АО «ННК-Амурнефтепродукт». Требования прокурора поддерживают, считают, что инициаторами открытия данного переезда должен выступать ООО «Амурнефтепродукт» так как организация данного общества не сможет осуществлять услуги по поставке нефтепродукта, оно в большей степени заинтересовано в бесперебойной работе своей организации. ОАО «РЖД» (в лице центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» в свою очередь должны обеспечить исполнение п.2 ст.21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации.

Третьи лица администрации Тыгдинского сельсовета, ОГИБДД ОМВД России по <адрес>, Дальневосточное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, АО «ННК-Амурнефтепродукт», в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, представитель третьего лица АО «ННК-Амурнефтепродукт» просил рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Согласно отзыва третьего лица АО «ННК-Амурнефтепродукт» на исковое заявление следует, что «ННК-Амурнефтепродукт» поддерживает позицию истца. В селе <адрес> расположена нефтебаза АО «ННК-Амурнефтепродукт» построенная в 1946 году. Доставка нефтепродуктов на нефтебазу осуществляется железнодорожным транспортом по железнодорожному пути необщего пользования № 16 станции Тыгда Забайкальской железной дороги. Выезд автоцистерн с территории нефтебазы и доставка нефтепродуктов па АЗС расположенных в населенных пунктах Зейского, Магдагачииского и Шимановского районах и на федеральной трассе указанных регионов, осуществлялась по железнодорожному переезду, которым был оснащен железнодорожный путь.

Согласно Договору па подачу и уборку вагонов на ж/д путь необщего пользования №130/338 заключенному между АО «ННК-Амурнефтепродукт» и ОАО «РЖД», указанный спорный переезд расположен на пути необщего пользования № 16, границей которого является предельный столбик стрелочного перевода № 403, расположенный на расстоянии 50 м от стрелки примыкания. Развернутая длина указанного участка пути составляет 253,75 м. Учитывая, что ж/д путь № 16 протяженностью 298 м стоит на балансе Магдагачинской дистанции пути и обслуживается ею, то и переезд через данный путь, как его неотъемлемая часть так же должен находится на балансе ответчика. Отсутствие надлежащего бухгалтерского учета не может и не должно приводить к перераспределению обязанностей владельца инфраструктуры путей необщего пользования по оснащению и эксплуатации указанного переезда на иных лиц.

Данный переезд служит для обеспечения беспрепятственного движения но <адрес> (в том числе к <адрес>) автотранспорта неопределенного круга лиц (в том числе жителей <адрес> и предприятий, расположенных в этой части населенного пункта).

Согласно ст. 21 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте. На основании изложенного считают, что требования истца необходимо удовлетворить.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Положения ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предоставляют прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", а соответствующие требования, направленные на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - Федеральным законом от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", а также принятыми в соответствии с ними другими законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

Согласно положениям части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта осуществляет правовое и техническое регулирование в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте технических средств.

Частью 4 статьи 21 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Аналогичная по содержанию правовая норма содержится в части 1 статьи 21 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности".

Частью второй данной статьи установлена обязанность владельцев железнодорожных путей оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

Согласно положению, предусмотренному в части 8 статьи 62 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности" до вступления в силу соответствующих регламентов эксплуатация железнодорожных переездов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и настоящему Федеральному закону.

Приказом Минтранса России от 31.07.2015 N 237 утверждены Условия эксплуатации железнодорожных переездов.

Согласно п.7 Условий эксплуатации железнодорожных переездов железнодорожный переезд - пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.

Согласно п.79 Условий эксплуатации железнодорожных переездов владельцы инфраструктуры или владельцы железнодорожных путей необщего пользования оборудуют железнодорожные переезды техническими средствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержат участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожного переезда, в соответствии с требованиями настоящих Условий и технических регламентов, действующих в сфере дорожного хозяйства.

Согласно п.80 Условий эксплуатации железнодорожных переездов работы по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции настила и проезжей части междупутья железнодорожного переезда, установке и демонтажу временных дорожных знаков обеспечиваются владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Работы по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ.

Работы по ремонту, капитальному ремонту и реконструкции участков автомобильных дорог в границах железнодорожных переездов (за исключением настила и проезжей части междупутья железнодорожного переезда) производятся собственником (владельцем) этих участков дорог по согласованию с владельцами железнодорожных путей.

Содержание, установка и замена дорожных знаков до границ железнодорожных переездов осуществляется владельцем (балансодержателем) этих участков автомобильных дорог.

Согласно п.83 Условий эксплуатации железнодорожных переездов владельцы инфраструктуры или владельцы железнодорожных путей необщего пользования должны систематически осуществлять контроль за выполнением должностных обязанностей работниками, обслуживающими железнодорожные переезды, состоянием и эксплуатацией железнодорожных переездов, а также за качеством проведения осмотров и выполнением намеченных мер по устранению выявленных неисправностей.

Из материалов дела, пояснений сторон в судебном заседании установлено, что ответчику- ОАО «Российские железные дороги» на праве собственности принадлежит подъездной путь , расположенный в <адрес>, протяженностью 298 м, кадастровый номер объекта 8:16:000000:0057:10:000:001:001794850:9011:00000. Данный железнодорожный путь необщего пользования находится на балансе Магдагачинской дистанции пути Забайкальской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».

На указанном железнодорожном пути (7560 км пк 4) необщего пользования имеется необорудованный железнодорожный переезд, который эксплуатируется автомобилистами, проживающими и работающими в <адрес>. При этом, железнодорожный переезд не отвечает нормативным требованиям.

Указанный    переезд расположен на муниципальной автодороге, принадлежащей     на праве собственности Тыгдинскому сельсовету Магдагачинского района Амурской области. Согласно проекту организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования Тыгдинского сельсовета объездная дорога для проезда в жилой сектор граждан села Тыгда, помимо проезда через указанный переезд, отсутствует. Кроме того на территории <адрес> имеется ОАО «Амурнефтепродукт», производственный процесс которого также осуществляется через указанный железнодорожный переезд.

Сковородинский транспортной прокуратурой во исполнение поручения Восточной-Сибирской транспортной прокуратуры от 30.08.2019 проведена проверка безопасности движения на железнодорожных переездах, принадлежащих Магдагачинской дистанции пути Забайкальской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» №17-ФЗ от 10.01.2003, Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», Приказа Минтранса России от 31.07.2015 №237 «Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов», допущенные дистанцией пути при содержании и эксплуатации железнодорожного переезда, расположенного на железнодорожных путях, находящихся в собственности указанной организации на <адрес> 7560 км 4 пк путь №16.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что железнодорожный переезд надлежащим образом не оформлен собственником пути и поэтому им не обслуживается, при этом, по железнодорожному пути №16 регулярно осуществляется движение железнодорожного подвижного состава.

18.11.2019 года Сковородинский транспортный прокурор внес представление об устранении нарушений законодательства о безопасности движения. 29.11.2019 года представление рассмотрено, в ответе на представление начальником ПЧ-14 указано, выявленные нарушения будут устранены до 10.12.2019 года.

04.08.2021 года железнодорожный переезд № 16, расположенный на 7560 пк <адрес>, осмотрен комиссионно, с участием главного инженера Мадагачинской дистанции пути Сергеева С.С. В ходе осмотра установлено, что на железнодорожном переезде имеется ямочность, выбоины, просадки дорожного покрытия, металлический настил находится не на одном уровне с автодорогой, дорога в зоне железнодорожных переездов имеет просадки, дорожный знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» имеет повреждения, все направляющие (сигнальные) столбики с обеих сторон переезда имеют несоответствие требованиям государственных стандартов (отсутствие светоотражающих элементов, в пластиковую полую конструкцию столбика установлено деревянное основание, столбики не соответствуют количеству (установлены 9 из 10), вблизи имеется трава, которая закрывает видимость светоотражающих элементов столбиков, столбики установлены на разных уровнях), знак «Однопутная железная дорога» находится в неудовлетворительном состоянии, с отклонением от вертикальной оси, требует замены или выправки. На подходах к железнодорожному переезду со стороны подхода поездов отсутствует сигнальный знак "С" о подаче свистка.

Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации согласно пункту 23 которых железнодорожные переезды, оборудованные устройствами переездной сигнализации, извещающей водителей автотранспортных средств о подходе поезда, и железнодорожные переезды, не оборудованные устройствами переездной сигнализации, должны отвечать требованиям норм и правил.

Согласно пункту 24 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации железнодорожные переезды должны иметь типовой настил и подъезды, огражденные столбиками или перилами. На подходах к железнодорожным переездам должны быть предупредительные знаки: со стороны подхода поездов - сигнальный знак "С" о подаче свистка, а со стороны автомобильной дороги знаки, предусмотренные нормативными правовыми актами в области безопасности дорожного движения. Перед железнодорожным переездом, не обслуживаемым дежурным по переезду, с неудовлетворительной видимостью со стороны подхода поездов должен устанавливаться дополнительный сигнальный знак "С".

Согласно п.5.2.6 ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденному Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст, знаки 1.3.1 "Однопутная железная дорога" и 1.3.2 "Многопутная железная дорога" устанавливают перед всеми железнодорожными переездами соответственно через железную дорогу с одним или двумя и более путями. При наличии на переезде светофорной сигнализации знаки устанавливают на одной опоре, а при ее отсутствии - на расстоянии от 6 до 10 м до ближнего рельса.

Согласно п. 5.3.7 ГОСТ Р 52289-2019 знак 2.5 "Движение без остановки запрещено" применяют для указания водителю остановиться и уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - транспортным средствам, движущимся по главной дороге.

Знак 2.5 устанавливают вместо знака 2.4, если не обеспечено расстояние видимости транспортных средств, движущихся по пересекаемой дороге в пределах треугольников видимости по СП 42.13330.

Знак устанавливают перед нерегулируемыми железнодорожными переездами (без дежурного, не оборудованными светофорами) совместно со знаком 6.16, на расстоянии 10 м до ближнего рельса в случаях, если на удалении 50 м от ближайшего рельса расстояние видимости поезда менее значения, указанного в таблице 6 ГОСТ Р 52289-2019.

Согласно п. 8.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 дорожные сигнальные столбики должны соответствовать ГОСТ 32843 или ГОСТ Р 50970 и быть установлены в местах по ГОСТ 33151, при этом столбики группы П устанавливают на разделительной полосе, выделенной только разметкой 1.2.

Согласно п. 5.17 СП 227.1326000.20114 Свода правил. Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями, утвержденного Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 333, с наружной стороны железнодорожной колеи верх настила железнодорожного переезда проектируют в одном уровне с верхом головок рельсов. Не допускается отклонение верха настила, расположенного в пределах проезжей части, относительно головки рельсов более 2 см.

Согласно 5.18 СП 227.1326000.20114 внутри железнодорожной колеи вверх настила железнодорожного переезда должен быть выше головок рельсов в пределах от 1 до 3 см.

Согласно п.5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденному Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Наличие нарушений в содержании железнодорожного переезда расположенного на пересечении автомобильной дороги и железнодорожного пути №16 необщего пользования на 7560 км пк 4, подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Судом также установлено, что 21 сентября 2021 года было проведено совещание у начальника Магдагачинской дистанции пути с участим главного инженера дистанции пути, заместителя главы администрации Магдагачинского района, директора Тыгдинской нефтебазы, начальника ОГИБДД ОМВД России по Магдагачинскому району, инженера технического отдела о необходимости принятия решения об открытии или закрытии железнодорожного переезда на ст. Тыгда через путь № 16 по результатам которого приняты следующие решения: - Заместителю главы <адрес> подготовить обращение с инициативой открытия железнодорожного переезда на <адрес> 7560 км пк 4 путь до ДД.ММ.ГГГГ; - Подготовить документацию с технико-экономическим обоснованием по открытию переезда, а также схемы организации дорожного движения через железнодорожный переезд, согласно Приказу Министерства транспорта РФ № 46 от 26.03.2009 г. до ДД.ММ.ГГГГ Начальнику Магдагачинской дистанции пути В.Л. Михайлову, после получения всей необходимой документации подготовить и направить обращение об открытии переезда начальнику дирекции инфраструктуры Кондратьеву Е.М.

Как установлено судом, до настоящего времени недостатки в содержании спорного железнодорожного переезда не устранены, администрация Магдагачинского района инициатором законного открытия переезда не выступала, доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, доводы Сковородинского транспортного прокурора о неудовлетворительном содержании собственником железнодорожного пути необщего пользования и находящегося на нем железнодорожного переезда нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Кроме того, решением Магдагачинского районного суда Амурской области от 17 августа 2020 года исковые требования Сковородинского транспортного прокурора Восточно-сибирской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерном обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства посредством ликвидации несанкционированного железнодорожного переезда на <адрес> оставлены без удовлетворения.

При вынесении указанного решения, суд пришел к выводу о том, что закрытие железнодорожного переезда будет нарушать права граждан села Тыгда проживающих в жилом секторе, расположенном за указанным переездом, поскольку, вопреки доводам Сковородинского транспортного прокурора и представителя ОГИБДД о наличии объездной дороги материалы дела содержат проект организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, указанная объездная дорога отсутствует. Данный проект надлежаще утвержден и согласован с ОГИБДД по Магдагачинскому району Амурской области. Суд также согласился с доводами представителя ОАО «Амурнефтепродукт» о том, что закрытие переезда будет нарушать права этого предприятия, а также создаст препятствия в осуществлении его производственного процесса. Кроме того, суд пришёл к выводу, что закрытие указанного железнодорожного переезда нарушит права граждан-неопределенного круга лиц на свободное передвижение не только по селу Тыгда, но и по территории Магдагачинского района, поскольку через данный переезд проходит муниципальная автомобильная дорога в села Магдагачинского района Амурской области-Чалганы, Ушумун, Сиваки и далее в Шимановский район Амурской области.

Доводы ответчика ОАО «РЖД» о том, что требования истца обоборудовании железнодорожного переезда на ст. Тыгда Амурской области 7560 км 4 пк путь №16 незаконны, так как ответчик ОАО «РЖД» данный переезд не открывал и соответственно его не обслуживает, инициаторами открытия переезда могут выступать третьи лица, нуждающиеся в оборудовании железнодорожного переезда, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте", проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, формирование и поддержка мобилизационного потенциала отрасли, системы гражданской обороны, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок пассажиров в поездах дальнего следования, вагонов специального назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.

Владельцами инфраструктуры, согласно названному Закону, являются юридические лица, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора. При этом под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Таким образом, специализированное законодательство о железнодорожном транспорте содержит более широкое понятие "владелец инфраструктуры".

Владелец инфраструктуры в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ обязан владеть инфраструктурой, в которой элементы, технические средства и специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, имеют сертификат соответствия или декларацию о соответствии установленным требованиям; иметь квалифицированных работников. Квалифицированные работники владельца инфраструктур - должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, - обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения. Дежурный по переезду должен обеспечивать безопасное движение поездов и транспортных средств на железнодорожном переезде, своевременно открывать и закрывать шлагбаум и подавать установленные сигналы, наблюдать за состоянием проходящих поездов. В случае обнаружения неисправности, угрожающей безопасности движения, он обязан принять меры к остановке поезда (п. 15 Правил дорожного движения, п. 3.27 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации).

За счет собственных средств владельца железнодорожных путей необщего пользования обеспечивается и содержание таких путей с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (ст. 16). Железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования) (ч. 1 ст. 21).

Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта представляет собой систему экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта обеспечивается за счет надлежащего содержания железнодорожной инфраструктуры в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. В частности, в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами должны осуществляться в соответствии с требованиями строительно-технических норм.

Таким образом, не принятие на баланс ОАО «РЖД» железнодорожного переезда на <адрес> 7560 км пк 4 путь не освобождает ОАО «РЖД» от обязанности оборудовать железнодорожный переезд устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, а также от обязанности содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов, то есть до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Сковородинского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом обстоятельств дела, требований Сковородинского транспортного прокурора, характера нарушенных, важности защищаемых отношений, суд считает разумным и достаточным сроком для устранения ОАО «РЖД» выявленных нарушений – шесть месяцев, со дня вступления решения в законную силу.

Кроме того, в соответствии со ст.103 ГПК РФ с ОАО «РЖД» подлежит взысканию государственная пошлина, поскольку прокурор Сковородинского района освобожден от ее уплаты.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Сковородинского транспортного прокурора в интересах неопределенного крага лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести железнодорожный переезд через железнодорожные пути на <адрес> 7560 км пк 4 путь в соответствии с требованиями законодательства РФ:

- установить сигнальный знак «С» перед железнодорожным переездом со стороны подхода поездов;

-привести в соответствие с уровнем головок рельс верх настила железнодорожного переезда;

- устранить уклон вертикальной оси дорожного знака «Однопутная железная дорога» и выправить этот знак;

-устранить просадки, выбоины, ямочность автодороги в зоне железнодорожного переезда;

    -оборудовать сигнальные столбики светоотражающими элементами с обеих сторон, обеспечить установку сигнальных столбиков в количестве 10 штук с обеих сторон переезда справа и слева от автомобильной дороги.

    Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья                                         С.Ю. Петрашко

Решение в окончательной форме принято : 15.10.2021 г.

24.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
24.06.2021Передача материалов судье
25.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2021Судебное заседание
28.07.2021Судебное заседание
16.08.2021Судебное заседание
27.09.2021Судебное заседание
12.10.2021Судебное заседание
15.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее