РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2023 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Волобуевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Барабошкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-367/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к Сярдину Михаилу Алексеевичу о взыскании налоговой задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец МИФНС России № 23 обратился в суд с административным иском к Сярдину Михаилу Алексеевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц: налог за 2017 год в размере 776,00 руб., налог за 2018 год в размере 776,00 руб., налог за 2019 год в размере 1 131,00 руб., налог за 2020 год в размере 1 907,00 руб., пеня за 2017, 2019-2020 год в размере 27,13 руб., земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: пеня за 2016 год в размере 31,10 руб., а всего общей суммы недоимки в размере 6555,23 руб.
В обоснование иска административный истец указывает, что административный ответчик является налогоплательщиком указанных налогов, в связи с наличием объектов налогообложения. ИФНС направила в адрес ответчика налоговые уведомления. В нарушение ст. 23 НК РФ административный ответчик не произвел оплату земельного налога, транспортного налога в полном размере в установленный срок. Поскольку налогоплательщик не произвел оплату в указанные сроки, ему начислены пени за неуплату налогов. В связи с чем, административный истец направил в адрес административного ответчика требование об уплате налога, сбора, пени в срок, которое до настоящего времени не было исполнено. Поскольку задолженность по налогам за указанный период не оплачены, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, после отмены которого, налоговый орган обратился в суд с исковыми требованиями.
Представитель административного истца МИФНС России № по <адрес>, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица МИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не заявлявших об отложении судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1, статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии с пунктом 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
В силу ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 409 НК РФ, плательщики налога на имущество физических лиц, уплачивают указанный налог по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке, согласно 32 главе Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ч. 3 ст. 70 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
В соответствии со ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
В соответствии с ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Судом установлено, что ФИО1 состоит на налоговом учете в МИФНС № по <адрес>, является налогоплательщиком транспортного налога, земельного налога в связи с наличием следующих объектов налогообложения в испрашиваемый налоговый период:
- транспортное средство №, Налоговая база 70.70, Доля в праве 1, Налоговая ставка 16.00, Количество месяцев владения 1/12,
- транспортное средство № Налоговая база 97.00, Доля в праве 1, Налоговая ставка 16.00, Количество месяцев владения 1/12,
- земельный участок с кадастровым номером: <адрес>, налоговая база 1 030 319, доля в праве 1/3, налоговая база 0.20,
В связи с чем, ФИО1 является налогоплательщиком транспортного налога, земельного налога, который обязаны уплачивать в соответствии с требованиями Закона.
Из материалов дела следует, что ФИО1 было выставлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество в общей сумме 3 027,00 руб. по сроку исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога, в общей сумме 1 907,00 руб. по сроку исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога, в общей сумме 2 683,00 руб. по сроку исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № от 01.09.2020г. об уплате транспортного налога, в общей сумме 1 907,00 руб.
Отправка указанных уведомлений подтверждается почтовым реестром.
В связи с не поступлением оплаты, административным истцом в установленный законом срок в адрес административного ответчика направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющих индивидуальными предпринимателями) № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеется подтверждение отправления налогового требования в адрес административного ответчика в соответствии со ст. 70 НК РФ.
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога ответчиком в установленный срок уплачены не были, ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка № Самарского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Самарского судебного района <адрес> был вынесен судебный приказ №а-2583/2022 о взыскании налоговой задолженности с административного ответчика.
ДД.ММ.ГГГГ не согласившись с вынесенным судебным приказом №а-2583/2022 подал возражения относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Самарского судебного района <адрес> было вынесено определением об отмене судебного приказа №а-2583/2022.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец МИФНС России № по <адрес> обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
Таким образом, шестимесячный срок для обращения в суд, установленный в ст. 48 НК РФ, налоговым органом не был пропущен.
Требования о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: пеня за 2016 год в размере 31,10 руб. ответчиком исполнены до вынесения судом решения по делу, что подтверждается приобщенным к материалам дела оригиналом чек-ордера от ДД.ММ.ГГГГ, назначение платежа - пеня за 2016 г. сумма платеже 31.10 руб., вышеуказанный платеж признан идентифицирующим, в строке назначения платежа указано: пеня за 2016г.. Вышеуказанный платеж судом признан идентифицирующим и целевым, поскольку налогоплательщиком в квитанции верно отражено назначение платежа, период и вид налога, оплата произведена на основании выставленного требования налогового органа. Таким образом, данная налоговая задолженность оплачена в полном объеме, а следовательно оснований о взыскании повторно той же денежной суммы за тот же налог в тот же налоговый период необоснованно. Установив данные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления в части заявленных требований о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: пеня за 2016 год в размере 31,10 руб.
Разрешая заявленные требования о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц: налог за 2017 год в размере 776,00 руб., налог за 2018 год в размере 776,00 руб., налог за 2019 год в размере 1 131,00 руб., налог за 2020 год в размере 1 907,00 руб., пеня за 2017,2019-2020 гг. в размере 27,13 руб., суд исходит из следующего.
Так, в силу части 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Так, согласно сведениям, предоставленным административном истом о том что, транспортное средство ВА32107 с г/н № выбыло из его владения, что подтверждается свидетельством об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства, паспортом транспортного средства, а следовательно требования о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 1131,00 руб., пени за 2019 г. в размере 12,50 руб., налог за 2020 год в размере 1131 руб., пени за 2020 год., в размере 1,98 руб. за данное транспортное средство ВА32107 с г/н № не подлежит взысканию.
Разъяснить ФИО1, что в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 938 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На них в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность, в том числе, сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно ч. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
По смыслу вышеназванных положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств. Реализация автомобиля по договору купли-продажи при отсутствии факта регистрации данных о смене владельца транспортного средства в органах ГИБДД, не освобождает налогоплательщика от уплаты транспортного налога до момента снятия автомобиля с регистрационного учета либо регистрации смены его владельца. Акт регистрации транспортного средства является подтверждением перехода права собственности.
Исходя из вышеизложенного, с учетом отсутствия доказательств владения данным транспортным средством иным лицом, отсутствия сведений об его утилизации, транспортный налог за автомобиль: <данные изъяты> ФИО1 исчислен правомерно. Поскольку согласно сведениям РЭО ГИБДД УМВД России по <адрес> данное транспортное средство принадлежит налогоплательщику ФИО1. В связи с чем, доводы административного ответчика о том, что спорное транспортное средство находится в пользовании и владении иного лица, судом отклоняются, поскольку документально не подтверждены. ФИО1 не лишен возможности взыскать убытки с лица, владеющего и пользующегося транспортным средством в случае доказанности данного факта в порядке гражданского судопроизводства.
Заявленный административным истцом размер предъявляемых ко взысканию вышеуказанной задолженности и пени подтвержден документально, расчет судом проверен и признан правильным.
Административным ответчиком доказательств, опровергающих доводы административного истца, в том числе своевременной и в полном объеме уплаты вышеуказанных налогов за спорный период не представлено, как и не представлено доказательств исполнения обязательства по уплате налогов в указанный период.
Таким образом, заявленное требование административного истца о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам подлежит частичному удовлетворению, подлежит взысканию задолженностью по транспортному налогу за автотранспортное средство <данные изъяты> а именно налог за 2017 год в размере 776,00 руб., налог за 2018 год в размере 776,00 руб., налог за 2020 год в размере 776,00,00 руб., пеня за 2017,2019-2020 гг. в размере 12,65 руб.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с освобождением налоговой инспекции от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, - удовлетворить частично.
Взыскать с Сярдина Михаила Алексеевича (ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур. <адрес>, ИНН №, адрес регистрации: <адрес>) в доход государства задолженность по транспортному налогу с физических лиц: налог за 2017 год в размере 776,00 руб., налог за 2018 год в размере 776,00 руб., налог за 2020 год в размере 776,00,00 руб., пеня за 2017,2019-2020 гг. в размере 12,65 руб., а всего взыскать задолженность в размере 2340,65 рублей.
Взыскать Сярдина Михаила Алексеевича (ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур. <адрес>, ИНН №, адрес регистрации: <адрес>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Судья: Е.А.Волобуева
Решение в окончательной форме изготовлено 16.05.2023 г.