Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5233/2022 ~ М-4718/2022 от 12.10.2022

63RS0039-01-2022-006182-26

2а-5233/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 ноября 2022 года                          г.Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5233/2022 по административному исковому заявлению Орловой Н.В. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения,

установил:

Орлова Н.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В обоснование заявления указано, что распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара № РД-604 от 27.04.2022 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой планируется перераспределение в собственность Котенковой А.Н. земельного участка площадью 18 кв.м. По мнению административного истца, распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка не соответствует нормам пункта 8.6, 8.13 Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, а также нормам, указанным в таблице 11.5 и 11.6 Свода правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утвержденного приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр. При установлении границ земельного участка в соответствии с утвержденной схемой ширина проезда к земельному участку с кадастровым номером :534, собственником которого является административный истец, составит менее 3,5 метров, что создает угрозу пожарной безопасности.

Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-604 от 27.04.2022 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В судебном заседании административный истец и ее представитель Васильев С.П. требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности Калинина А.В. возражала против иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, указывая, что на момент утверждения схемы законных оснований для отказа в утверждении схемы не было выявлено, распоряжение принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства. Полагала, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.

Представитель заинтересованного лица Котенковой А.Н. по доверенности Нестерова Н.Н. возражала против удовлетворения требований, считая распоряжение законным и обоснованным.

Заинтересованное лицо СНТСН «Береговое» представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Из материалов дела следует, что административному истцу Орловой Н.В. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 493 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером :534.

Данный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером :592 площадью 284 кв.м, собственником которого является Котенкова А.Н.

Земельные участки распложены в утвержденных границах территории СНТСН «Береговое».

25.03.2022 Котенкова А.Н. обратилась в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером :592 и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято распоряжение № РД-604 от 27.04.2022 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Согласно схеме площадь образуемого земельного участка составила 302 кв.м, в том числе: 284,2 кв.м - земельный участок с кадастровым номером :592592, находящийся в собственности Котенковой А.Н., 18 кв.м. – земельный участок, перераспределяемый из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Образованный земельный участок площадью 302 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером :1702.

29.08.2022 между Департаментом градостроительства г.о. Самара и Котенковой А.Н. заключено соглашение о перераспределении земельных участков.

На основании данного соглашения 07.09.2022 в ЕГРН внесена запись о регистрации права собственности Котенковой А.Н. на земельный участок с кадастровым номером :1702.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 13.04.2017 N 268 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности".

В соответствии с п. 2.11 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги является в частности наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка ЗК РФ при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Пунктом 2.8 Административного регламента определен перечень документов и информации, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении иных органов и организаций и запрашиваются уполномоченным органом в органах (организациях), в распоряжении которых они находятся. Перечень является исчерпывающим и включает: 1) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в случае, если получателем муниципальной услуги является юридическое лицо; 2) выписку из Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки, в отношении которых поступило заявление о перераспределении земельных участков, и (или) находящиеся на них объекты капитального строительства; 3) сведения о правах на земельный участок (земельные участки), расположенный (расположенные) по адресу, указанному в заявлении, зарегистрированных (оформленных) в период с 1992 по 1998 годы; 4) проект планировки территории (если утверждался); 5) проект межевания территории (если утверждался); 6) документация по планировке территории (если утверждалась); 7) договор о развитии застроенной территории (если он заключался); 8) сведения о нахождении земельного участка в федеральной собственности или на ином праве федерального государственного предприятия или федерального государственного учреждения; 9) сведения о нахождении на земельном участке объектов недвижимости, относящихся к объектам гражданской обороны (при наличии на земельном участке объектов недвижимости); 10) сведения об особо охраняемых природных территориях федерального значения; 11) сведения о нахождении земельного участка в пределах водоохранной зоны, прибрежной защитной и береговой полосы водного объекта; 12) сведения об отнесении земельного участка к лесным участкам в составе земель лесного фонда или земель иных категорий (при наличии в документах сведений о том, что испрашиваемый земельный участок может являться лесным участком); 13) карта-план территории (если утверждался).

Пунктом 3.33 Административного регламента определен перечень органов (организаций), в которых должен быть истребованы указанные документы и сведения.

Из материалов дела следует, что при предоставлении муниципальной услуги Департаментом направлены запросы о предоставлении указанных в Административном регламенте сведений об образуемом земельном участке, а также учтены топографические материалы и сведения публичной кадастровой карты.

Из полученных в рамках межведомственного взаимодействия документов следует, что земельный участок не обременен правами третьих лиц, не имеет ограничений оборотоспособности.

Из топографического плана и публичной кадастровой карты следует, что образуемый земельный участок не ограничивает доступ к смежному земельному участку от земель общего пользования.

Согласно письменному согласию СНТСН «Береговое» земельный участок площадью 302 кв.м находится в фактическом пользовании Котенковой А.Н., не занимает территорию общего пользования, спор по границам земельного участка отсутствует. СНТСН «Береговое» согласно на перераспределение земельных участков.

Оценив полученные документы и информацию, Департамент пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и принял единственно возможное решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Доводы административного истца о том, что при утверждении схемы Департамент нарушил требования Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" являются необоснованными, поскольку Административным регламентом не предусмотрено истребование документов и проверка образуемого земельного участка на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности. При этом положения СП 4.13130.2013, на которые ссылается административный истец, применяются только при проектировании, строительстве, изменении функционального назначения объектов защиты, а также при проведении работ по их реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ (пункт 1.1) и к возникшим отношениям по формированию земельного участка неприменимы.

Доводы о том, что в результате утверждения схемы расположения земельного участка нарушены требования к ширине проездов, определенных в таблице 11.6 Свода правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», не являются основанием для признания распоряжения незаконным. В соответствии с Административным регламентом предоставление муниципальной услуги осуществляется без выезда и осмотра местности, а также без привлечения кадастрового инженера. Учитывая, что согласно топографическим материалам к земельному участку административного истца имеется не проезд, а проход, к которому требования в части минимальной ширины проездов 3,5 м не применимы, а также принимая во внимание письменное согласие СНТСН «Береговое» на перераспределение земельных участков, суд полагает, что у Департамента имелись достаточные основания для утверждения представленной схемы расположения земельного участка.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таких оснований при рассмотрении дела судом не установлено, оспариваемое распоряжение принято в пределах компетенции уполномоченного органа в соответствии с действующим законодательством и права административного истца не нарушает.

Кроме этого, суд приходит к выводу, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты права. Требования о признании незаконным распоряжения, на основании которого в настоящее время земельный участок образован, поставлен на государственный кадастровый учет и права на который зарегистрированы в ЕГРН, фактически направлены на оспаривание установленных границ земельного участка по мотиву того, что заявителю созданы препятствия в пользовании земельным участком, при этом оспаривается зарегистрированное право собственности на земельный участок. Признание распоряжения незаконным не повлечет восстановление прав административного истца, поскольку зарегистрированное право на недвижимое имущество и любой спор о правах на недвижимое имущество, в том числе об устранении препятствий в пользовании земельным участком подлежит разрешению в исковом порядке (п. 52 постановления Пленума Верховного суда № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Согласно ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1). Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч.8).

Из пояснений административного истца следует, что об оспариваемом распоряжении Департамента № РД-604 от 27.04.2022 ей стало известно в конце мая 2022 года.

Настоящий административный иск согласно штампу на почтовом конверте подан в суд 08.10.2022, то есть с пропуском установленного срока.

Принимая во внимание, что указанное распоряжение первоначально обжаловалось административным истцом в прокуратуру г.Самары и в Департамент градостроительства г.о.Самара, от которого ответа на последовало, суд приходит к выводу, что срок обращения в суд пропущен по уважительной причине и потому подлежит восстановлению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Орловой Н.В. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                      (подпись)             А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 13.12.2022.

2а-5233/2022 ~ М-4718/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Орлова Н.В.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
СНТСН "Береговое"
Котенкова А.Н.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
12.10.2022Регистрация административного искового заявления
12.10.2022Передача материалов судье
17.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
17.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.11.2022Предварительное судебное заседание
08.11.2022Предварительное судебное заседание
23.11.2022Судебное заседание
29.11.2022Судебное заседание
13.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее