РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2014 года с. Богучаны
Богучанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Людвиковского В.А.,
с участием помощника прокурора Богучанского района Селезневой Е.А.
при секретаре Теремок Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах Манаковой А.А. к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Манзенская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недополученной заработной платы и об обязании ответчика установить заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Богучанского района обратился с иском в суд в интересах Манаковой А.А. к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Манзенская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недополученной заработной платы за ноябрь-декабрь 2013 года и январь 2014 года, а также об обязании ответчика установить заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что Манакова А.А. работает в МКОУ «Манзенская средняя общеобразовательная школа» в должности <данные изъяты>. Заработная плата выплачивается ей ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей).
Согласно справкам о начисленной и выплаченной заработной плате заработная плата Манаковой А.А. начислялась ниже минимального размера оплаты труда. Так в ноябре 2013 начислено без учета районного коэффициента и процентной надбавки <данные изъяты> руб. ( 5 фактически отработанных дней)., в декабре 2013 года -<данные изъяты> руб., в январе 2014 года- <данные изъяты> руб.,
С учетом начисленных сумм за ноябрь-декабрь 2013 года и январь 2014 года заработная плата Манаковой А.А. подлежит доначислению в размере <данные изъяты> рубля.
Истец Манакова А.А., в интересах которой прокурор обратился в суд, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители ответчика, а также третьего лица -Министерства финансов Красноярского края в судебное заседание не прибыли. О времени и месте судебного заседания извещены надлежаще. Ходатайства об отложении дела, а также о рассмотрении дела в их отсутствие не направили.
Представитель третьего лица - Управления образования администрации Богучанского района направил в суд возражения на заявленные прокурором требования, в котором просит отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований и рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления образования.
С учетом мнения представителя прокуратуры Богучанского района, с учетом надлежащего уведомления сторон и поступивших от них ходатайств, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель прокуратуры Селезнева Е.А. от требования об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда отказалась как от излишне заявленного, в связи с тем, что данное требование, заявленное прокурором Богучанского района в интересах Манаковой А.А., было рассмотрено и удовлетворено Богучанским районным судом 10.01.2014 года, что подтверждается решением суда.
Судом отказ прокурора от требования об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда принят.
Оценив представленные суду письменные доказательства, выслушав мнение представителя прокуратуры, поддержавшей уточненное исковое требование, суд находит, что требование, заявленное прокурором в интересах работника МКОУ «Манзенская средняя общеобразовательная школа» Манаковой А.А. о взыскании недополученной заработной платы подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Централизованной бухгалтерией управления образования администрации Богучанского района заработная плата техническому персоналу рассчитывалась в соответствии с Постановлением администрации Богучанского района от 28.01.2010 года № 45-п, разработанного на основании Регионального соглашения № 84 «О минимальной заработной плате в Красноярском крае от 30.11.2010 года и Законом Красноярского края от 24.12.2004 года № 13-2823 «об оплате труда работников краевых государственных учреждений», где указано, что региональная выплата уже включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации устанавливается минимальный размер оплаты труда, который не может быть ниже величины прожиточного минимума. При этом согласно статье 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, руководствуясь действующими правовыми актами, ответчик правомерно включал в величину размера минимальной заработной платы все виды выплат, входящие в состав заработной платы, в том числе компенсационные выплаты (районный коэффициент и северную надбавку).
Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 131.1 Трудового Кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в района) Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральный законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размер; оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации находятся в Особенной части Кодекса и устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 - Богучанский район Красноярского края отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Установлен районный коэффициент 1,3 к заработной плате. Процентная надбавка к заработной плате в Богучанском районе за работу в районе, приравненном к Крайнему Северу - 50%.
В судебном заседании установлено, что Манакова А.А. работает в МКОУ «Манзенская средняя общеобразовательная школа» в должности <данные изъяты>.
В ноябре 2013 года Манаковой А.А. начислено без учета районного коэффициента и процентной надбавки <данные изъяты> руб. ( 5 фактически отработанных дней), в декабре 2013 года -<данные изъяты> руб., в январе 2014 года - <данные изъяты> руб.,
Согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года № 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01.01.2013 года установлен в размере 5205 рублей в месяц, с 01.01.2014 года 5554 рубля в месяц.
Согласно Определения Верховного суда РФ от 8 апреля 2011 года № 3-В11-4 заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Согласно расчета, представленного прокурором на основании справки Управления образования администрации Богучанского района о начисленной заработной плате Манаковой А.А. заработная плата должна быть определена в размере 5205 рублей в ноябре- декабре 2013 года, а затем к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (80%) и общая сумма должна составлять 9369 рублей, за январь 2014 года заработная плата должна быть определена в размере 5554 рубля, а затем к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (80%) и общая сумма должна составлять 9997,20 рубля.
С учетом отработанного Манаковой А.А. времени в ноябре-декабре 2013 года и в январе 2014 года и с учетом начисленной и выплаченной суммы, ее заработная плата подлежит доначислению за ноябрь-декабрь 2013 года и за январь 2014 года в размере <данные изъяты> рубля.
Расчет недополученной заработной платы Манаковой А.А.:
Ноябрь 2013 года:
5205 руб. : 20 х 5 фактически отработанных дней = 1301,25 руб. + 1042 руб. (80%) =2342,25 руб.- <данные изъяты> руб.(фактически начислено) =<данные изъяты> руб. подлежит взысканию.
Декабрь 2013 года:
5205 руб.+ 4164 руб. (80%) =9369 руб.- <данные изъяты> руб.(фактически начислено) =<данные изъяты> руб. подлежит взысканию.
Январь 2014 года:
5554 руб.+ 4443,20 руб. (80%) =9997,20 руб.- <данные изъяты>.(фактически начислено) =<данные изъяты> руб. подлежит взысканию.
Итого подлежит взысканию за ноябрь-декабрь 2013 года и за январь 2014 года недоначисленная заработная плата – 6415 руб. 97 копеек.
Данный расчет никем не оспорен. Судом расчет проверен и взят за основу.
С учетом всего вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора, заявленное в интересах Манаковой А.А. к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Манзенская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной заработной платы основано на законе и подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Богучанского района в интересах Манаковой А.А. к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Манзенская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения «Манзенская средняя общеобразовательная школа» в пользу Манаковой А.А. недоначисленную заработную плату в размере <данные изъяты> рубля.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения «Манзенская средняя общеобразовательная школа» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в 30 дневный срок после оглашения решения в полном объеме.
Председательствующий В.А. Людвиковский