Решение по делу № 2-457/2017 от 04.07.2017

Мотивированное решение Дело № 2-457/2017

изготовлено 27.11.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Заполярный 21 ноября 2017 года

Печенгский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Гаева С.Ю.,

при секретаре Богдановой С.Н.,

с участием:

- военного прокурора Сычева А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Заозерск в защиту прав, свобод и законных интересов Егоровой В.А. к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

заместитель военного прокурора гарнизона Заозерск обратился в суд в интересах Егоровой В.А. с иском к ФГКУ «Северо-Западное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в котором, с учетом уточнений, просит обязать ответчика организовать проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электро-теплоснабжения, водоотведения; крыши; подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; фасада; фундамента многоквартирного <адрес> в срок до *.*.*.

В обоснование иска указал, что ответчик является собственником федерального недвижимого имущества по адресу: <адрес> (далее по тексту – спорный дом).

30.06.2017 в военную прокуратуру гарнизона Заозерск поступило заявление гражданки Егоровой В.А., с просьбой рассмотреть вопрос о восстановлении ее нарушенных прав и направить в суд исковое заявление о понуждении собственника спорного дома, в котором она проживает, к проведению капитального ремонта.

Указано, что 27.07.2015 между Министерством обороны Российской Федерации и ООО «ГУЖФ» заключен договор по управлению жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации и актом приема-передачи спорного многоквартирного дома, он передан ответчиком в управление ООО «ГУЖФ» и в акте содержится информация о необходимости проведения капитального ремонта элементов общего имущества дома и об их нахождении в неудовлетворительном состоянии.

12.10.2016 комиссией в составе инженера по эксплуатации жилого фонда АУП «Печенга» и техника АП ООО «ГУЖФ» составлен акт осеннего осмотра технического состояния спорного дома, согласно которому требуется капитальный ремонт имущества дома – входных дверей, окон на лестничных клетках, кровли, лестничных площадок, внутриподъездной отделки, отмостки, инженерный сетей электроснабжения.

10.04.2017 комиссией в составе начальника ОТНиК ОП «Мурманский» ООО «ГУЖФ», техника АП ОП «Мурманский» ООО «ГУЖФ» и главного специалиста ОТНиК ОП «Мурманский» ООО «ГУЖФ» осмотрен спорный дом и в результате осмотра установлено, что подходы к подъездам, малые архитектурные формы, урны, скамейки, беседки, входные двери, окна на лестничных клетках, кровля, лестничные площадки, внутриподъездная отделка, отмостка, инженерные сети, канализация, электрощитовая, розлив, требуют капитального ремонта.

09.06.2017, комиссией в составе главного специалиста отдела подготовки строительства, ведущего специалиста производственно-технического отдела Строительного управления АО «ГУОВ», старшего инженера-инспектора группы технического надзора ОССО г.Североморск РУЗКС ЗВО МО РФ и гражданки Егоровой В.А. осмотрен спорный дом, в результате осмотра установлено, что наружные стены, лестничные клетки, внутренние перегородки, крыльца, квартиры №,,,,,,,,,, кровля и внутридомовые инженерные сети требуют капитального ремонта.

Указано, что с момента постройки в 1963 году и до настоящего времени капитальный ремонт спорного дома не проводился, состояние его инженерных коммуникаций неудовлетворительное и требует замены.

Полагают, что указанное бездействие собственника противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, создает реальную угрозу их жизни и здоровью, влечет за собой рост социальной напряженности.

В судебном заседании военный прокурор Сычев А.Б. исковые требования, с учетом их уточнений, поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в описательной части решения.

Лицо, в интересах которого подано исковое заявление, Егорова В.А. в суд не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в ходе судебного разбирательства полагала иск законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.

Представитель ответчика ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях на иск указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку Учреждение не уполномочено принимать решение о проведении капитального ремонта, а лишь ведет учет, принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации имущества, не обладает соответствующим штатом сотрудников для проведения капитального ремонта жилых домов.

Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в суд не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие и полагал необходимым в иске отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ФКУ «ОСК Северного флота» в суд не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, письменного отзыва на иск и ходатайств не представил.

Представители третьего лица ООО «ГУЖФ» в суд не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, в ходе судебного разбирательства пояснили, что спорный дом требует капитального ремонта, ООО «ГУЖФ» не уполномочено организовывать его проведение.

Выслушав военного прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Указом Президента РФ от 16.08.2004 №1082 утверждено Положение о Министерстве обороны РФ, в котором закреплены его полномочия.

Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (абзац 1 пункта 1 Положения).

В соответствии с пунктом 71 раздела II названного Положения Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Право оперативного управления имеет вещный характер (статья 216 Кодекса), и как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

В соответствии со статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.

Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы по содержанию переданного имущества.

Согласно передаточному акту от 31.05.2011 (т.1 л.д.23-27, пункт 296 Приложения №1) следует, что Федеральное государственное учреждение «Печенгская Квартирно-эксплуатационная часть района» передала ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны России жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, инвентарный (далее по тексту – спорный дом).

27.06.2017 Егорова В.А., будучи нанимателем жилого помещения, расположенного в спорном доме по договору служебного найма от *.*.* (т.1 л.д.21-22), обратилась к военному прокурору гарнизона Заозерск с просьбой об обращении в суд с требованиями о понуждении ответственных лиц осуществить капитальный ремонт спорного дома (т.1 л.д.11) и военным прокурором проведена проверка (т.1 л.д.28-31, 45-46), в ходе которой получены сведения о техническом состоянии спорного дома.

В ходе проверки установлено, что 03.08.2015 на основании акта приема-передачи , спорный дом передан ответчиком ООО «ГУЖФ» в управление (т.1 л.д.47-52). Из указанного акта следует, что спорный дом построен в 1963 году, его капитальный ремонт не производился и часть общего имущества дома требует капитального ремонта.

В соответствии с пунктом14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Согласно части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

    Судом установлено, не оспаривается сторонами и подтверждается сведениями ООО «ГУЖФ», передаточным актом от 03.08.2015, что спорный дом эксплуатируется с 1963 года и его капитальный ремонт не производился.

Согласно акту осеннего осмотра спорного дома, составленного ООО «ГУЖФ» и ЖФ АУП Печенга 12.10.2016 (л.д.т.1 47), требуется капитальный ремонт: общедомовых инженерных сетей электроснабжения; отмостки; внутренних стен (внутриподъездная отделка); крыши (кровли); окон на лестничных клетках; входных дверей.

Согласно акту весеннего осмотра спорного дома, составленного ООО «ГУЖФ» и ЖФ АУП Печенга 10.04.2017 (л.д.т.1 43-46), требуется капитальный ремонт: подвала (розлив ЦО, ХВС, ГВС, канализация, электрощитовая); общедомовых инженерных сетей (ХВС, ГВС, отопление, электроснабжение); отмостки; внутренних стен (внутриподъездная отделка); лестниц (лестничные марши, площадки); крыши (кровли); окон на лестничных клетках; входных дверей и подходов к подъездам.

Сведений о необходимости проведения капитального ремонта фундамента и фасада спорного дома, материалы дела не содержат.

    Вышеприведенные обстоятельства подтверждаются так же фотоматериалами, представленными ООО «ГУЖФ» и лицом, в интересах которого подано исковое заявление Егоровой В.А. (т.1 л.д.70, 92, т.2 л.д.4-19)

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт неудовлетворительного технического состояния и нуждаемости спорного дома в капитальном ремонте и доказательств обратного суду не представлено.

Согласно пункту 3 Устава ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны России является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил Российской Федерации. Учредителем ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны России является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны (пункт 5 Устава).

Таким образом, вопреки доводам ответчика об отсутствии соответствующих полномочий, суд приходит к выводу о том, что функции собственника федерального имущества в отношении спорного дома осуществляет ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны России, следовательно, оно обязано принимать соответствующие меры по сохранности вверенного ему имущества.

Доводы представителя ответчика об обязанности ООО «ГУЖФ» осуществлять ремонт спорного дома основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку ООО «ГУЖФ», как управляющая организация несет ответственность за осуществление текущего ремонта вверенного ему имущества, а ответчик, как представитель единственного собственника, из системного толкования положений статьей 166-170 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязан организовывать проведение капитального ремонта общего имущества жилых домов и изыскивать соответствующее финансирование.

В силу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе определить разумный и реальный срок исполнения судебного акта, при этом, суд учитывает, что ответчик не уполномочен самостоятельно осуществлять капитальный ремонт спорного жилого дома, а вправе лишь принять решение о такой необходимости и организовать его проведение, в том числе путем заключения соответствующего государственных контракта с исполнителем услуг.

При таких обстоятельствах, на основании статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым удовлетворить требования военного прокурора в их пределах и в части того имущества, необходимость капитального ремонта, которого нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, а именно: внутридомовых инженерных систем электро-теплоснабжения, водоотведения; крыши; подвальных помещений, относящихся к общему имуществу спорного дома и возложить на ответчика обязанность организовать проведение капитального ремонта указанного имущества в разумный срок, т.е. до 01.09.2018.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования военного прокурора гарнизона Заозерск - удовлетворить частично.

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации организовать проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электро-теплоснабжения, водоотведения; крыши; подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного <адрес> в срок до 01.09.2018.

В части исковых требований о возложении обязанности организовать капитальный ремонт фасада и фундамента многоквартирного дома - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.Ю.Гаев

2-457/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Егорова В.А.
Заместитель военного прокурора гарнизона Заозерск
Егорова В. А.
Ответчики
ФГКУ "Северо-западное управление имущественных отношений" МО РФ
Другие
Министерство Обороны РФ
ФКУ "ОСК Северного Флота"
ОП "Мурманский" ООО "Главное управление жилищным фондом"
Суд
Печенгский районный суд Мурманской области
Дело на сайте суда
pech.mrm.sudrf.ru
04.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2017Передача материалов судье
07.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2017Подготовка дела (собеседование)
18.07.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.08.2017Предварительное судебное заседание
08.09.2017Судебное заседание
03.10.2017Судебное заседание
16.10.2017Судебное заседание
08.11.2017Судебное заседание
21.11.2017Судебное заседание
27.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее