№2-570/15-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2015 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н. Картавых,
при секретаре
А.В. Марковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зернова Руслана Леонардовича об оспаривании решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Заявление мотивировано тем, что между Зерновым Р.Л. и Администрацией Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, в силу условий которого заявитель обязан в течение 6 месяцев после подписания договора получить разрешение на строительство жилого дома. Получение разрешения на строительство регулируется положениями ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ). Для получения разрешение на строительство необходимо наличие градостроительного плана земельного участка (п. 9 ст. 51 ГрК РФ). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация отказала в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка на том основании, что участок заявителя находится в зоне городских лесов Рл. Зернов Р.Л считает, что отказ Администрации нельзя признать обоснованным и законным, поскольку он нарушает право на осуществление строительства жилого дома в соответствии с заключёнными договором аренды, не позволяет использовать земельный участок по назначению.
В судебном заседании Зернов Р.Л. участия не принимал, просил о рассмотрение дела по существу в свое отсутствие с участием представителя. Его представитель Ермаков М.А., действующий на основании доверенности, заявление поддержал в полном объеме по доводам, в нем изложенным.
Администрация Петрозаводского городского округа своего представителя в судебное заседание не направила, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, доводы в обоснование несогласия с заявленными требованиями изложила в представленном в суд отзыве.
Заслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Зерновым Р.Л. и Администрацией Петрозаводского городского округа заключен договор аренды земельного участка №. В п.1.2 договоров указано, что земельный участок предоставляется для размещения индивидуального жилого дома (строительства жилого дома), согласно п.1.1 договоров, кадастровый паспорт земельного участка является приложением № 1 к договору. В силу п.4.2.21 указанного договора арендатор обязан в течение 6 месяцев после подписания договора получить разрешение на строительство жилого дома. В соответствии с п.6.3. договоров Администрация Петрозаводского городского округа вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке при невыполнении обязательств, предусмотренных (среди прочих) пунктом 4.2.21 договора.
Получение разрешения на строительство регулируется положениями ст.51 Градостроительного Кодекса РФ. За разрешением на строительство гражданин обращается в орган местного самоуправления, к заявлению должен быть приложен градостроительный план земельного участка (п. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Для исполнения установленного договором аренды обязательств, в порядке п.17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ, заявитель 29.08.2014 обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа за подготовкой, утверждением и выдачей градостроительного плана земельного участка для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером <данные изъяты> в <адрес>.
Администрация Петрозаводского городского округа письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказала Зернову Р.Л. в выдаче градостроительного плана земельного участка, поскольку территория арендуемого им участка находится в зоне городских лесов (Рл), где жилищное строительство не предусмотрено.
Суд полагает, что отказ в оформлении градостроительного плана Зернову Р.Л. по вышеназванным причинам, не основаны на законе, нарушает права заявителя на осуществление строительства жилого дома в соответствии с заключённым договором аренды.
Разрешённое использование земельных участков, указанное Администрацией Петрозаводского городского округа в письме от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует сведениям государственного кадастрового учёта недвижимости в отношении земельных участков, а также заключённому договору аренды.
Отношения, связанные с реализацией гражданами прав на индивидуальное жилищное строительство, регулируются Градостроительным Кодексом РФ, законодательством об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Градостроительный план земельного участка относится к документации по планировке территории (п.5 ст.41 Градостроительного кодекса РФ). Нормами ст.8, ч.5, 8 ст.45 Градостроительного Кодекса РФ, п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по разработке документации по планировке территории возложена на органы местного самоуправления.
Ст.46 Градостроительного кодекса РФ регулирует отношения, связанные с особенностями подготовки документации по планировке территории, п.17 которой устанавливает специальный порядок утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков по заявлениям граждан для индивидуального жилищного строительства.
Главой 4 Градостроительного кодекса РФ регулируются правила градостроительного зонирования и установления разрешённого использования земельных участков.
Предоставляя земельные участки для индивидуального жилищного строительства, устанавливая в договорах аренды земельных участков обязательства для арендаторов: во-первых, исполнить процедуры получения разрешения на строительство, во-вторых, приступить к освоению земельного участка, Администрация Петрозаводского городского округа, тем самым, приняла на себя обязательство обеспечить исполнение предшествующих публично-правовых обязанностей в установленные законом сроки и порядке, без которых исполнение гражданами своих обязательств невозможно.
Земельный участок предоставлен Зернову Р.Л. распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №, на момент издания которого Министерство природных ресурсов Республики Карелия являлось уполномоченным по распоряжению земельными участками в городе Петрозаводске органом.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия установлено, что участок предоставляется из земель населённых пунктов для индивидуального жилищного строительства.
Местоположение земельного участка (<адрес>) установлено в соответствии с Генеральным планом города Петрозаводска в зоне индивидуальной/блокированной жилой застройки (утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 05.10.1984 № 428, с изменениями, утвержденными Решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 г. № XXVI/XX–361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска»).
Таким образом, в силу положений ст.11.3 Земельного Кодекса РФ (п. 4) при вынесении решения об образовании земельных участков для предоставления гражданину уполномоченный орган установил их разрешённое использование – для индивидуального жилищного строительства.
Указанное распоряжение Министерства природных ресурсов Республики Карелия не отменено и не оспорено. На основании распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия заявителю обеспечено формирование земельного участка и осуществление его государственного кадастрового учёта. Решение об осуществлении государственного кадастрового учета не отменено и не оспорено.
В силу положений п.4 ст.11.3 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков выполняется на основании решений уполномоченных органов, содержащих сведения о разрешённом использовании земельного участка, из которого образуются земельные участки.
В соответствии с п.п.14 п.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости включаются сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок. В силу ст.4 указанного закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Таким образом, разрешённым использованием предоставленного заявителю земельного участка является индивидуальное жилищное строительство, что подтверждается распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия, заключённым договором аренды земельного участка, сведениями государственного кадастра недвижимости (кадастровыми паспортами и выписками).
Земельный участок предоставлен заявителю для индивидуального жилищного строительства в предназначенном для этого месте согласно Генеральному плану г.Петрозаводска. Предоставление произведено в 2009 году – раньше, чем были приняты Правила землепользования и застройки г.Петрозаводска.
Генеральный план г.Петрозаводска является документом территориального планирования (ст.18 Градостроительного кодекса РФ). В силу п.3 ст.9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии и реализации ими решений.
Таким образом, Правила землепользования и застройки г.Петрозаводска не могут противоречить Генеральному плану г.Петрозаводска (с учётом также п.3, п.9 ст.31 Градостроительного кодекса РФ).
При подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учётом функциональных зон и параметров планируемого развития, определённых генеральным планом городского округа, сложившейся планировке территории и существующего землепользования (п.1 ст.34 Градостроительного кодекса РФ). В силу ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учётом фактического использования земельного участка и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Таким образом, утверждённый в 2010 году градостроительный регламент (в составе ПЗЗ г.Петрозаводска) в отношении зоны городских лесов (границы которой не установлены) не может распространяться на земельный участок заявителя в силу установленного Генеральным планом города Петрозаводска градостроительного зонирования, сведений государственного кадастрового учёта, заключённого договора аренды земельного участка.
В силу п.8 ст.35 Градостроительного кодекса РФ земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Как указывалось выше, право на формирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства было предоставлено на основании распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия в 2009 г. до принятия Правил.
Согласно преамбуле Правил, п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, Правила являются нормативно-правовым актом Петрозаводского городского округа. Обратной силы Правила не имеют, каким-либо образом ухудшать положения граждан не могут в силу ст.54, ст.57 Конституции РФ, ч.2 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Перед принятием распоряжения, 27.10.2008, Министерство природных ресурсов Республики Карелия направляло запрос в Администрацию Петрозаводского городского округа, которая письмом от 03.12.2008 подтвердила нахождение земельного участка в жилой зоне индивидуальной, блокированной, коттеджной застройки городского поселения.
В момент издания распоряжений Министерством природных ресурсов Республики Карелия и до настоящего времени действует Генеральный план Петрозаводского городского округа, в соответствии с которым предоставленный распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия земельный участок находится в жилой зоне индивидуальной, блокированной и коттеджной застройки. Согласно положениям ст.ст.18, 23 Градостроительного Кодекса РФ генеральный план является основополагающим документом территориального планирования, включает в себя карты (схемы), где отображаются границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития. Документация по планировке территории, к которой относятся и оспариваемые градостроительные планы, в силу положений ч.3 п.4 ст.8 Градостроительного кодекса РФ должна быть подготовлена на основе Генерального плана и не может противоречить ему.
Частью 2 ст.7 Земельного Кодекса РФ определено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. При этом необходимо учитывать, что абзац третий указанной статьи был введен в действие только в 2010 г., а соответствующий классификатор не разработан до настоящего времени. Поскольку законодательством не установлены требования к содержанию устанавливаемого разрешенного использования земельного участка, в момент издания Распоряжений Министерства природных ресурсов РК, допустимым было его определение как индивидуальное жилищное строительство.
В момент издания Распоряжений Министерства природных ресурсов РК в 2009 году градостроительное зонирование (зонирование территории) осуществлено не было, вид разрешенного использования земельных участков не определялся Правилами землепользования и застройки, а потому существовал особый порядок определения разрешенного использования.
Пунктом 1 ст.11.2 Земельного Кодекса РФ определено, что образование земельных участков возможно из других земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В п.3 ст.11.2 Земельного Кодекса РФ указано, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Особенности предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства установлены ст.30.1 Земельного Кодекса РФ. Как следует из содержания абз.3 п.3 ст.30.1 Земельного Кодекса РФ уполномоченным органом на первоначальном этапе принимается ненормативный правовой акт (решение) о предоставлении земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину. Одним из обязательных положений такого решения является указание на разрешенное использование формируемого земельного участка. В распоряжении о предоставлении заявителю земельного участка указано на использование земельного участка – индивидуальное жилищное строительство.
Таким образом, разрешенное использование земельного участка определялось из акта уполномоченного органа о предоставлении земельного участка и не противоречит разрешенному использованию зоны (земель), в которой он сформирован.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии недвижимом имуществе. При осуществлении государственного кадастрового учета в составе сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке как объекте недвижимости, наряду с категорией земель, к которой отнесен земельный участок, называет разрешенное использование – п.14 ч.2 ст.7 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В кадастровом паспорте и выписке в отношении земельного участка, предоставленного заявителю, указано разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство.
С заявителем Администрацией Петрозаводского городского округа заключен договор аренды земельного участка. Целью заключения договора аренды является осуществление строительства жилого дома на предоставленном земельном участке, как следует из содержания самого договора, реализация правомочий арендатора п.1 ст.615 Гражданского Кодекса РФ, ст.40, 41 Земельного кодекса РФ.
Отказ Зернову Р.Л. в выдаче градостроительного плана земельного участка не позволяют ему осуществить строительство жилого дома.
Таким образом, невозможность достижения цели предоставления земельного участка ущемляет право заявителя на осуществление жилищного строительства.
На основании изложенного суд считает, что Администрация Петрозаводского городского округа должна была утвердить и выдать заявителю градостроительный план земельного участка, позволяющий осуществить строительство индивидуального жилого дома, гаражей, бань, хозяйственных построек к нему, связанных с проживанием граждан (п.3 ст.35 Градостроительного кодекса РФ), в связи с чем требования заявителя суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд, учитывая, что в отношении земельных участков других арендаторов, расположенных в том же месте, были ранее утверждены градостроительные планы, в которых в п.2.1 указывалась конкретная информация о разрешенном использовании земельного участка, суд полагает необходимым с целью соблюдения прав заявителя на осуществление жилищного строительства обязать Администрацию Петрозаводского городского округа указать в градостроительном плане земельного участка заявителя аналогичную информацию по разрешенному использованию земельного участка, позволяющую такое строительство осуществлять.
Исходя из положений ст. ст. 98, 100 ГПК РФ и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ в п. 29 постановления от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", понесенные Зерновым Р.Л. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей в связи с обращением в суд подлежат возмещению заинтересованным лицом. Факт несения и размер таких расходов подтвержден чеком от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ,суд
р е ш и л:
Заявление Зернова Руслана Леонардовича удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Петрозаводского городского округа в утверждении и выдаче Зернову Руслану Леонардовичу градостроительного плана земельного участка, оформленный письмом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в 30-дневный срок со дня вступления в силу решения суда утвердить и выдать градостроительные планы земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, а также гаражей, бань, хозпостроек к нему, связанных с проживанием граждан, по заявлению Зернова Руслана Леонардовича, указав в п.2.1 градостроительных планах информацию о разрешенном использовании земельных участков:
«основные виды разрешённого использования земельного участка:
- индивидуальные жилые дома;
- блокированные жилые дома;
- гостевые дома (до 3х этажей);
- объекты учреждений и организаций органов государственной власти и местного самоуправления;
- объекты учреждений детского дошкольного воспитания;
- объекты учреждений начального и среднего образования;
- объекты учреждений детского дошкольного образования, совмещенные с учреждениями начального образования;
- объекты учреждений и организаций высшего, среднего, начального профессионального образования;
- объекты культурно-просветительских и зрелищные учреждений;
- спортивные и спортивно-зрелищные сооружения и объекты;
- объекты учреждений дополнительного образования и досугово-развлекательного назначения;
- объекты организаций торговли, общественного питания;
- объекты кредитно-финансовых организаций;
- административные, офисные объекты;
- объекты физкультурно-оздоровительного назначения [01], [03];
- объекты учреждений и организаций социального обеспечения;
- объекты здравоохранения первой необходимости;
- объекты бытового и коммунального обслуживания;
- ветеринарные лечебницы, клиники без содержания животных
условно разрешённые виды использования земельного участка:
- многоквартирные жилые дома (до 3х этажей);
- культовые объекты
Вспомогательные виды использования земельного участка:
- детские и спортивные площадки, площадки для отдыха;
- зелёные насаждения (парки, скверы, бульвары);
- хозяйственные площадки;
- наземные открытые стоянки автотранспорта;
- на участках для ведения личного подсобного хозяйства:
сады,
хозяйственные и бытовые постройки;
- пожарные водоёмы;
- малые архитектурные формы, элементы благоустройства, скульптурные композиции;
- объекты транспортной и инженерной инфраструктуры.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Зернова Руслана Леонардовича расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2015 года.