дело № 2-908/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея 19 октября 2017 года
Зейский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Охотской Е.В.,
с участием представителя истца Замятиной О.М.,
при секретаре Шевчук Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Замятина С.Ф. к администрации Зейского района Амурской области о признании права на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
установил:
ЗГА с 27 августа 2001 года состояла на учете в качестве имеющей право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды 1 и 2 групп» и являлась участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в состав ее семьи входил Замятин С.Ф.
<Дата обезличена> ЗГА умерла, в связи с чем администрацией Зейского района снята с учета в качестве имеющей право на получение жилищной субсидии и исключена из участников указанной подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, совместно с ней снят с учета и член ее семьи.
Истец Замятин С.Ф. с учетом уточнения требований обратился в суд с иском к администрации Зейского района, просит признать за ним право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязать ответчика восстановить его в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры», в обоснование указав, что он постоянно проживал с матерью, они вели общее хозяйство, он являлся членом ее семьи, в связи с чем за ним сохраняется право на получение жилищной субсидии.
В судебное заседание истец Замятин С.Ф. не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении требований настаивает.
Представитель истца Замятина О.М. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала.
Представитель ответчика администрации Зейского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, просит рассмотреть дело в сове отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства ЖКХ Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав представителя истца, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, (далее - Положение) устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Согласно п.2 и 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания; при этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
В судебном заседании установлено, что с 27 августа 2001 года ЗГА состояла на учете в качестве имеющей право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры» и являлась участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в состав ее семьи входил Замятин С.Ф.
<Дата обезличена> ЗГА умерла, в связи с чем администрацией Зейского района снята с учета в качестве имеющей право на получение жилищной субсидии и исключена из участников указанной подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище», совместно с ней снят с учета и член ее семьи Замятин С.Ф.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Согласно п.п. «з» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в редакции Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2007 года № 780) смерть гражданина является основанием для снятия его с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Буквальное толкование данной нормы права свидетельствует о том, что снятию с учета подлежит умерший гражданин, при этом ни Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, ни Положение (в указанной редакции) не содержат прямого указания на одновременное снятие с учета членов семьи умершего гражданина.Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ, вступившим в действие с 1 января 2012 года, статья 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» дополнена нормой, которой предусмотрен особый вид преемства права на получение жилищной субсидии, а также определен круг лиц, входящих в состав правопреемников. Согласно данной норме, в случае смерти гражданина состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи; в этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Аналогичная норма введена в п.п. «з» п. 21 Положения в редакции Постановления Правительства РФ от 3 ноября 2011 года № 909.
До внесения указанных изменений в Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение прямо предусмотрена не была, как и не имелось в законе прямого запрета на такое правопреемство.
Как установлено Конституцией РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч.2 ст. 19).
Из анализа приведенных норм права следует, что члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введение в действие Федерального закона от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (члены семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии) в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Как установлено статьей 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», для целей данного Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Согласно данным свидетельства о рождении ЗГА приходится мамой Замятину С.Ф., родившегося <Дата обезличена>.
Как следует из показаний свидетеля КВВ, он вырос в <адрес>, учился в одном классе с Замятиным С.Ф., был знаком с его мамой ЗГА, она работала учителем, до 1990 года и в период с 1992 года по 1993 год он (свидетель) проживал в <адрес>, после переехал в <адрес>, но каждый год приезжает в <адрес> к родителям, где встречается с одноклассниками, в том числе с Замятиным С.Ф., ему известно, что Замятин С.Ф. постоянно проживает в <адрес>, до смерти ЗГА он (истец) постоянно проживал с ней в одной квартире, после ее смерти также остался жить в <адрес>.
Оснований ставить под сомнение достоверность показаний свидетеля КВВ не имеется, поскольку эти показания согласуются с данными, изложенными истцом в исковом заявлении, объяснениями его представителя в судебном заседании, свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Кроме того, показания свидетеля о факте постоянного проживания истца с ЗГА подтверждается иными исследованными в судебном заседании доказательствами.
Как видно из материалов личного дела ЗГА, в заявлении о постановке на учет в качестве имеющей право на получение жилищной субсидии от 27 августа 2001 года ЗГА указан состав семьи - 3 человека, согласно справке администрации Горненского сельсовета от 6 февраля 2002 года состав семьи Замятиных, проживающих по адресу: <адрес>, - 2 человека: ЗГА, <Дата обезличена> года рождения, Замятин С.Ф., <Дата обезличена> года рождения.
Согласно данными справки от <Дата обезличена>, представленной администрацией Горненского сельсовета, Замятин С.Ф. был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес> совместно с мамой с ЗГА в период с 1999 года по 2008 год, по день смерти ЗГА
Следовательно, Замятин С.Ф., как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон № 125-ФЗ, не может быть лишен права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти его мамы ЗГА до 1 января 2012 года.
Данных о получении Замятиным С.Ф. мер социальной поддержки за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, в том числе социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ответчиком не представлено.
Изложенное указывает на наличие оснований для признания права Замятина С.Ф. на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В связи с этим заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Замятина С.Ф. удовлетворить.
Признать за Замятиным С.Ф. право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Обязать администрацию Зейского района Амурской области восстановить Замятина С.Ф. в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет с 27 августа 2001 года.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Е.В. Охотская
Мотивированное решение составлено 20 октября 2017 года
Судья Е.В. Охотская