|
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2013 года
Индустриальный районный суд г. Ижевска
Под председательством судьи Сутягиной С.А.,
при секретаре Набоковой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотаревой Р. В. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству регионального развития РФ, Министерству социальной защиты населения УР о признании лица жертвой войны и права за ним на меры социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Золотарева Р.В. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству регионального развития РФ, Министерству социальной защиты населения УР о признании лица жертвой войны и права за ним на меры социальной поддержки, о признании за ней права на обеспечение жильем в виде улучшения жилищных условий по Указу Президента РФ от -Дата- №, включении Золотаревой Р.В. в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и предоставлении ей указанной выплаты. Иск мотивирован тем, что отец Золотаревой Р.В. - Ельцов В. А., как это указано в Книге Памяти Удмуртской Республики, пропал без вести в 1941 году, находясь на фронте. Как стало известно родным погибшего, Ельцова В.А. после обращения в ЦАМО РФ в ..., был призван в Красную А. П. РВК и прибыл на фронт в составе 285 зенитно-артиллерийского дивизиона, который (согласно документальным источникам) сразу же по прибытии на передовую вступил в бой в районе городов Невель, Псков, Дрисса на Западном фронте. Согласно архивной справке № от -Дата- он захвачен в немецкий плен и умер -Дата- в концентрационном лагере Шталаг XIА Альтенграбов/Торгау, Германия. Соответствующие сведения содержатся также в базе данных потерь Красной А. на сайте «ОБД Мемориал» сети Интернет. Семья призванного на фронт Ельцова В.А., жена, Ельцова Т. К. и ее четверо детей – Вениамин, 1928 года рождения, Юлия, 1930 года рождения, Р., 1936 года рождения, В., 1940 года рождения, проживали в деревне Седпи П. ..., где трудились в колхозе. Позднее Вениамин по разнарядке направлен в ... в ФЗУ. Все члены семьи отца (Ельцова В.А.) находились на его иждивении, поскольку проживали совместно и вели общее хозяйство. После того, как Ельцов В.А. пропал без вести, члены его семьи самостоятельно зарабатывали средства к существованию, продолжали трудиться в колхозе. Мама Золотаревой Р.В. - Ельцова Т.К. в браке больше не состояла, с 1970 до момента своей смерти в 1987 году проживала с сыном В. в д. .... Государство считает своим историческим долгом заботу об участниках и ветеранах войны, ее жертвах, отдает им дань уважения, бережет память о защитниках Родины, тех, кто отдал свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость. С этой целью -Дата- был принят Федеральный закон «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов». Статьей 7 указанного закона установлено, что Правительством РФ для оказания помощи участникам, ветеранам и жертвам Великой Отечественной войны разрабатывается и утверждается Целевая государственная программа. При этом обеспечение повседневной помощи участникам, ветеранам и жертвам Великой Отечественной войны, контроль за предоставлением им льгот и социальных гарантий осуществляются в соответствии с законами и иными правовыми актами о ветеранах, принимаемыми в Российской Федерации. Таким образом, предоставление государством льгот и социальных гарантий в настоящее время осуществляется в виде мер социальной поддержки, предусмотренных положениями Федерального закона «О ветеранах». В целях исполнения государством социальных обязательств на обеспечение граждан (участников и инвалидов войны) жилым помещением, Президентом РФ -Дата- был принят Указ Президента «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». На реализацию положений, касающихся повседневной помощи участникам, ветеранам и жертвам войны, направлен также Указ Президента РФ от -Дата- № «О восстановлении законных прав Р. граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период». Данным указом предусмотрено, что лицам, признанным жертвами нацистских преследований, в качестве меры социальной поддержки предоставляются компенсации за счет средств Фонда взаимопонимания и примирения, формируемого за счет средств Германии. Условия и порядок выплаты при этом утверждаются Правительством Российской Федерации, который установлен постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- № «Об утверждении Положения об условиях и порядке выплаты компенсации лицам, подвергшимся нацистским преследованиям». Вместе с тем, законодательство РФ не в полной мере регулирует вопросы предоставления помощи и социальной поддержки гражданам, которые должны быть признаны участниками, ветеранами и жертвами войны 1941-1945 гг., в смысле, придаваемом Федеральным законом «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов». Целевая государственная программа оказания помощи участникам, ветеранам и жертвам Великой Отечественной войны в настоящее время не разработана. В контексте указанной цели законодатель не раскрывает содержание понятия «жертвы войны», хотя и использует указанный термин. Так по смыслу законодательства под жертвами войны понимается лишь круг лиц, которые в период Великой Отечественной войны подверглись нацистским преследованиям, находились в концентрационных лагерях, что не соответствует, как полагает истец, толкованию, которое вытекает из общепризнанных норм международного права. Ввиду правового пробела в силу приоритета международных актов перед отечественным законодательством в этой связи необходимо руководствоваться Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, принятой резолюцией№ Генеральной Ассамблеи ООН -Дата-. В соответствии со статьей 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Это согласуется с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от -Дата-), предусматривающей, что лица, которым в результате преступного деяния причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством (пункт 4); при этом понятие «вред, причиненный индивидуально или коллективно жертвам преступлений» включает вред, причиненный физическому или душевному здоровью, эмоциональные переживания, экономические потери или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств - членов ООН (пункт 1), а понятие «жертва» -также близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы (пункт 2). Имеет место неурегулированность отношений в сфере обеспечения мер социальной поддержки лиц, которые были на тот момент в несовершеннолетнем возрасте, и, хотя не находились в лагерях, не подвергались непосредственно репрессиям, но, по сути, эти лица должны рассматриваться как жертвы войны, поскольку они претерпевали физические и нравственные страдания, вызванные голодом, тяжелым непосильным трудом в условиях войны, смертью своих близких (кормильцев), социальным сиротством. Указом Президента РФ от -Дата- № установлено обязательство государства обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на социальную поддержку в соответствии с федеральным законодательством о ветеранах. В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ обеспечение указанного обязательства осуществляется за счет средств Федерального бюджета (Российской Федерации). В силу того, что Золотарева Р.В. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилой дом, в котором она проживает, находится в аварийном состоянии, о чем имеется акт, она вправе рассчитывать на меру социальной поддержки в виде улучшения жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ от -Дата- №. Поскольку законодательство прямо не регулирует вопросы, связанные с мерами социальной поддержки жертв войны, считает, что в данном случае подлежат применению нормы закона, предусматривающие правило аналогии закона, как это установлено частью первой статьи 6 ГК РФ.
Истец Золотарева Р.В., извещенная о дне и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть иск в ее отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель Министерства социальной защиты населения УР Урсегова М.А., действующая по доверенности, просила в удовлетворении иска отказать, так как правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условия, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены в том числе нормами ФЗ «О ветеранах». Указанным федеральным законом предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем некоторых категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно статье 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Ф. передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 ФЗ «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пунктом 1 Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлено, что необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». В настоящее время основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, а также порядок принятия на учет и порядок снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В статье 51 ЖК РФ указаны основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно статье 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации, Федерального закона «О ветеранах», Положению о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- №, в компетенцию Минрегиона России не входят полномочия по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снятию таких граждан с учета, признанию за гражданами соответствующих прав на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем и непосредственному обеспечению их жильем в соответствии с требованиями Федерального закона «О ветеранах».
Представители ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, Министерства регионального развития РФ, извещенные о дне и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело без участия сторон.
Представитель третьего лица Администрации МО «Глазовский район», извещенный о дне и месте рассмотрения дела, просил дело рассматривать в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что Р. Ф., оказывая меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от -Дата- № 5-ФЗ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до -Дата-. Реализация полномочий осуществляется в порядке предусмотренном Постановлением Правительства Удмуртской Республики от -Дата- № «О порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, меры социальной поддержки по обеспечению жильем». Соответственно, согласно Приложению № Постановлению Правительства УР свидетельство о праве на получение безвозмездной субсидии и признание права на улучшение жилищных условий относится к компетенции муниципальной власти - Муниципальное образование «Глазовский район» Удмуртской Республики. Поэтому, если за Золотаревой Р.В. будет признано право на обеспечение жильем в виде улучшения жилищных прав, Администрация МО «Глазовский район» не возражает против постановки на учет гр.Золотареву Р.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и выдачи ей жилищного сертификата.
Изучив материалы дела, исследовав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Судебным следствием установлено:
Согласно представленной в материалы дела копии личного дела военнопленного Ельцова В. А., отца заявительницы Золотаревой (ранее Ельцовой) Р.В., 1936 года рождения, умершего -Дата-, дата рождения военнопленного – -Дата-.
Архивной справкой Центрального архива Министерства обороны РФ подтверждено, что Ельцов В. А., умерший в немецком плену -Дата-, родился в 1910 году.
Данные обстоятельства установлены в ходе судебного заседания, не оспаривались сторонами.
Следовательно, родственные отношения заявительницы и умершего Ельцова В.А. достоверно не подтверждены.
Не подлежит удовлетворению и исковое заявление по существу.
Действующее Р. законодательство не раскрывает понятие «жертва войны». Однако категории лиц, которых нормы международного права относят к жертвам войны, определены в четырех Женевских конвенциях о защите жертв войны от -Дата-, согласно которым к жертвам войны относятся раненые, больные, военнопленные, гражданское население. Причем последние признаются таковыми при их нахождении в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. В связи с чем, суд приходит к выводу, что законодательство о ветеранах и иных лицах, непосредственно пострадавших в годы Великой Отечественной войны (например, бывшие несовершеннолетние узники фашизма), полностью соотносится с нормами международного права.
Анализируя данные международные правовые нормы, суд считает, что Золотарева Р.В. в период Великой Отечественной войны не находилась непосредственно во власти оккупирующей державы, в связи с чем, в понимании международной нормы не может быть признана «жертвой войны».
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от -Дата- № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945» постановлено, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от -Дата-№-ФЗ «О ветеранах».
В круг лиц, определенный правовой нормой, подлежащих обеспечению жильем, истец Золотарева Р.В. не входит.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до -Дата-, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после -Дата-, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Таким образом, Указом Президента РФ от -Дата- № очерчен круг лиц, которым необходимо завершить обеспечение жильем, а п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» также установлены условия такого обеспечения.
Суд полагает, что истец Золотарева Р.В. не представила доказательств, подтверждающих наличие у нее права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Однако из материалов дела не следует, что Золотарева Р.В. в установленном порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет.
Заключение межведомственной комиссии от -Дата- о непригодности для проживания жилого дома, где зарегистрирована Золотарева Р.В., не имеет юридического значения, так как не относится к доказательствам по предоставлению мер социальной поддержки в порядке ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».
Поскольку доводы истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ -░░░░- №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░