Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1771/2013 ~ М-990/2013 от 02.04.2013

Дело №2-1771-13
РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2013 года

Индустриальный районный суд г. Ижевска

Под председательством судьи Сутягиной С.А.,

при секретаре Набоковой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотаревой Р. В. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству регионального развития РФ, Министерству социальной защиты населения УР о признании лица жертвой войны и права за ним на меры социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Золотарева Р.В. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству регионального развития РФ, Министерству социальной защиты населения УР о признании лица жертвой войны и права за ним на меры социальной поддержки, о признании за ней права на обеспечение жильем в виде улучшения жилищных условий по Указу Президента РФ от -Дата- №, включении Золотаревой Р.В. в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и предоставлении ей указанной выплаты. Иск мотивирован тем, что отец Золотаревой Р.В. - Ельцов В. А., как это указано в Книге Памяти Удмуртской Республики, пропал без вести в 1941 году, находясь на фронте. Как стало известно родным погибшего, Ельцова В.А. после обращения в ЦАМО РФ в ..., был призван в Красную А. П. РВК и прибыл на фронт в составе 285 зенитно-артиллерийского дивизиона, который (согласно документальным источникам) сразу же по прибытии на передовую вступил в бой в районе городов Невель, Псков, Дрисса на Западном фронте. Согласно архивной справке № от -Дата- он захвачен в немецкий плен и умер -Дата- в концентрационном лагере Шталаг XIА Альтенграбов/Торгау, Германия. Соответствующие сведения содержатся также в базе данных потерь Красной А. на сайте «ОБД Мемориал» сети Интернет. Семья призванного на фронт Ельцова В.А., жена, Ельцова Т. К. и ее четверо детей – Вениамин, 1928 года рождения, Юлия, 1930 года рождения, Р., 1936 года рождения, В., 1940 года рождения, проживали в деревне Седпи П. ..., где трудились в колхозе. Позднее Вениамин по разнарядке направлен в ... в ФЗУ. Все члены семьи отца (Ельцова В.А.) находились на его иждивении, поскольку проживали совместно и вели общее хозяйство. После того, как Ельцов В.А. пропал без вести, члены его семьи самостоятельно зарабатывали средства к существованию, продолжали трудиться в колхозе. Мама Золотаревой Р.В. - Ельцова Т.К. в браке больше не состояла, с 1970 до момента своей смерти в 1987 году проживала с сыном В. в д. .... Государство считает своим историческим долгом заботу об участниках и ветеранах войны, ее жертвах, отдает им дань уважения, бережет память о защитниках Родины, тех, кто отдал свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость. С этой целью -Дата- был принят Федеральный закон «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов». Статьей 7 указанного закона установлено, что Правительством РФ для оказания помощи участникам, ветеранам и жертвам Великой Отечественной войны разрабатывается и утверждается Целевая государственная программа. При этом обеспечение повседневной помощи участникам, ветеранам и жертвам Великой Отечественной войны, контроль за предоставлением им льгот и социальных гарантий осуществляются в соответствии с законами и иными правовыми актами о ветеранах, принимаемыми в Российской Федерации. Таким образом, предоставление государством льгот и социальных гарантий в настоящее время осуществляется в виде мер социальной поддержки, предусмотренных положениями Федерального закона «О ветеранах». В целях исполнения государством социальных обязательств на обеспечение граждан (участников и инвалидов войны) жилым помещением, Президентом РФ -Дата- был принят Указ Президента «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». На реализацию положений, касающихся повседневной помощи участникам, ветеранам и жертвам войны, направлен также Указ Президента РФ от -Дата- № «О восстановлении законных прав Р. граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период». Данным указом предусмотрено, что лицам, признанным жертвами нацистских преследований, в качестве меры социальной поддержки предоставляются компенсации за счет средств Фонда взаимопонимания и примирения, формируемого за счет средств Германии. Условия и порядок выплаты при этом утверждаются Правительством Российской Федерации, который установлен постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- № «Об утверждении Положения об условиях и порядке выплаты компенсации лицам, подвергшимся нацистским преследованиям». Вместе с тем, законодательство РФ не в полной мере регулирует вопросы предоставления помощи и социальной поддержки гражданам, которые должны быть признаны участниками, ветеранами и жертвами войны 1941-1945 гг., в смысле, придаваемом Федеральным законом «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов». Целевая государственная программа оказания помощи участникам, ветеранам и жертвам Великой Отечественной войны в настоящее время не разработана. В контексте указанной цели законодатель не раскрывает содержание понятия «жертвы войны», хотя и использует указанный термин. Так по смыслу законодательства под жертвами войны понимается лишь круг лиц, которые в период Великой Отечественной войны подверглись нацистским преследованиям, находились в концентрационных лагерях, что не соответствует, как полагает истец, толкованию, которое вытекает из общепризнанных норм международного права. Ввиду правового пробела в силу приоритета международных актов перед отечественным законодательством в этой связи необходимо руководствоваться Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, принятой резолюцией№ Генеральной Ассамблеи ООН -Дата-. В соответствии со статьей 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Это согласуется с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от -Дата-), предусматривающей, что лица, которым в результате преступного деяния причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством (пункт 4); при этом понятие «вред, причиненный индивидуально или коллективно жертвам преступлений» включает вред, причиненный физическому или душевному здоровью, эмоциональные переживания, экономические потери или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств - членов ООН (пункт 1), а понятие «жертва» -также близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы (пункт 2). Имеет место неурегулированность отношений в сфере обеспечения мер социальной поддержки лиц, которые были на тот момент в несовершеннолетнем возрасте, и, хотя не находились в лагерях, не подвергались непосредственно репрессиям, но, по сути, эти лица должны рассматриваться как жертвы войны, поскольку они претерпевали физические и нравственные страдания, вызванные голодом, тяжелым непосильным трудом в условиях войны, смертью своих близких (кормильцев), социальным сиротством. Указом Президента РФ от -Дата- № установлено обязательство государства обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на социальную поддержку в соответствии с федеральным законодательством о ветеранах. В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ обеспечение указанного обязательства осуществляется за счет средств Федерального бюджета (Российской Федерации). В силу того, что Золотарева Р.В. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилой дом, в котором она проживает, находится в аварийном состоянии, о чем имеется акт, она вправе рассчитывать на меру социальной поддержки в виде улучшения жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ от -Дата- №. Поскольку законодательство прямо не регулирует вопросы, связанные с мерами социальной поддержки жертв войны, считает, что в данном случае подлежат применению нормы закона, предусматривающие правило аналогии закона, как это установлено частью первой статьи 6 ГК РФ.

Истец Золотарева Р.В., извещенная о дне и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть иск в ее отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель Министерства социальной защиты населения УР Урсегова М.А., действующая по доверенности, просила в удовлетворении иска отказать, так как правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условия, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены в том числе нормами ФЗ «О ветеранах». Указанным федеральным законом предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем некоторых категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно статье 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Ф. передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 ФЗ «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пунктом 1 Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлено, что необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». В настоящее время основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, а также порядок принятия на учет и порядок снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В статье 51 ЖК РФ указаны основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно статье 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации, Федерального закона «О ветеранах», Положению о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- №, в компетенцию Минрегиона России не входят полномочия по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снятию таких граждан с учета, признанию за гражданами соответствующих прав на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем и непосредственному обеспечению их жильем в соответствии с требованиями Федерального закона «О ветеранах».

Представители ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, Министерства регионального развития РФ, извещенные о дне и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело без участия сторон.

Представитель третьего лица Администрации МО «Глазовский район», извещенный о дне и месте рассмотрения дела, просил дело рассматривать в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что Р. Ф., оказывая меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от -Дата- № 5-ФЗ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем чле­нов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Ве­ликой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждаю­щихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до -Дата-. Реализация полномочий осуществляется в порядке предусмотренном Постановлением Правительства Удмуртской Республики от -Дата- № «О порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуж­дающихся в улучшении жилищных условий, меры социальной поддержки по обеспечению жильем». Соответственно, согласно Приложению № Постановлению Правительства УР свидетельство о праве на получение безвозмездной субсидии и признание права на улучше­ние жилищных условий относится к компетенции муниципальной власти - Муниципальное образование «Глазовский район» Удмуртской Республики. Поэтому, если за Золотаревой Р.В. будет признано право на обеспечение жильем в виде улучшения жилищных прав, Администрация МО «Глазовский район» не возражает против постановки на учет гр.Золотареву Р.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и выдачи ей жилищного сертификата.

Изучив материалы дела, исследовав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Судебным следствием установлено:

Согласно представленной в материалы дела копии личного дела военнопленного Ельцова В. А., отца заявительницы Золотаревой (ранее Ельцовой) Р.В., 1936 года рождения, умершего -Дата-, дата рождения военнопленного – -Дата-.

Архивной справкой Центрального архива Министерства обороны РФ подтверждено, что Ельцов В. А., умерший в немецком плену -Дата-, родился в 1910 году.

Данные обстоятельства установлены в ходе судебного заседания, не оспаривались сторонами.

Следовательно, родственные отношения заявительницы и умершего Ельцова В.А. достоверно не подтверждены.

Не подлежит удовлетворению и исковое заявление по существу.

Действующее Р. законодательство не раскрывает понятие «жертва войны». Однако категории лиц, которых нормы международного права относят к жертвам войны, определены в четырех Женевских конвенциях о защите жертв войны от -Дата-, согласно которым к жертвам войны относятся раненые, больные, военнопленные, гражданское население. Причем последние признаются таковыми при их нахождении в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. В связи с чем, суд приходит к выводу, что законодательство о ветеранах и иных лицах, непосредственно пострадавших в годы Великой Отечественной войны (например, бывшие несовершеннолетние узники фашизма), полностью соотносится с нормами международного права.

Анализируя данные международные правовые нормы, суд считает, что Золотарева Р.В. в период Великой Отечественной войны не находилась непосредственно во власти оккупирующей державы, в связи с чем, в понимании международной нормы не может быть признана «жертвой войны».

В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от -Дата- № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945» постановлено, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от -Дата-№-ФЗ «О ветеранах».

В круг лиц, определенный правовой нормой, подлежащих обеспечению жильем, истец Золотарева Р.В. не входит.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до -Дата-, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после -Дата-, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Таким образом, Указом Президента РФ от -Дата- № очерчен круг лиц, которым необходимо завершить обеспечение жильем, а п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» также установлены условия такого обеспечения.

Суд полагает, что истец Золотарева Р.В. не представила доказательств, подтверждающих наличие у нее права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Однако из материалов дела не следует, что Золотарева Р.В. в установленном порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет.

Заключение межведомственной комиссии от -Дата- о непригодности для проживания жилого дома, где зарегистрирована Золотарева Р.В., не имеет юридического значения, так как не относится к доказательствам по предоставлению мер социальной поддержки в порядке ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

Поскольку доводы истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ -░░░░- №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2013 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1771/2013 ~ М-990/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Золотарева Римма Васильевна
Ответчики
Министерство рагионального развития РФ
Министерство фининсов
МСЗН УР
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Сутягина Светлана Аркадьевна
Дело на сайте суда
industrialnyy--udm.sudrf.ru
02.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2013Передача материалов судье
05.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2013Подготовка дела (собеседование)
07.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2013Судебное заседание
23.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2014Дело оформлено
09.07.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее