РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2016 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Ситкиной А.С., с участием представителя истца МУП «ЖилСервис» - Васильевой Е.А., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Мартынова Р.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску МУП «ЖилСервис» к Братскому МОСП по ОПИ УФССП по России Иркутской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области об уменьшении размера исполнительского сбора, предоставлении рассрочки уплаты исполнительского сбора
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований МУП «ЖилСервис» указало, что **.**.**** судебным приставом-исполнителем УФССП по Иркутской области Братский МОСП по ОПИ возбуждено исполнительное производство *** на основании исполнительного листа *** от **.**.****, выданного Братским районным судом по делу ***. Вид исполнения неимущественного характера: обязать МУП «ЖилСервис» организовать ряд контрольных мероприятий, предусмотренных ФЗ «Об отходах производства и потребления». В течение срока для добровольного исполнения руководители МУП «ЖилСервис» не организовали реализацию всех этих мероприятий по причине их частой смены и нахождения не продолжительного периода времени на занимаемой должности (стр. 2 акта налоговой проверки ***). **.**.**** судебным приставом-исполнителем И.М. Дорофеевой возбуждено исполнительное производство *** о взыскании исполнительского сбора с МУП «ЖилСервис» в размере <данные изъяты> Указанное постановление поступило в МУП «ЖилСервис» **.**.**** вх.***.
Указало, что МУП «ЖилСервис» не принимались меры к исполнению требований исполнительного документа от **.**.****, так как погасить исполнительский сбор в полном размере у МУП «ЖилСервис» нет возможности по причине отсутствия денежных средств на счете, а также вынесения Межрайонной ИФНС России *** по Иркутской области решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение дебиторской задолженности в размере <данные изъяты>, из которой могла быть произведена уплата исполнительского сбора в полном размере (абз. 3 стр. 3 решения о принятии обеспечительных мер *** от **.**.****).Имущественное положение МУП «ЖилСервис» подтверждается иными налоговыми документами: актом налоговой проверки *** от **.**.****,в котором указаны все суммы неуплаты, составляющие налоговое правонарушение, в том числе неуплаты налога в размере 1 547 660 руб. Общая сумма непогашенной задолженности МУП «ЖилСервис» перед ФНС составляет <данные изъяты>Как отмечается в акте налоговой проверки *** от **.**.**** сложная финансовая обстановка на предприятии сложилась в связи с тем, что в 2013-2014 потребителями коммунальные услуги не оплачивались (абз. 3 стр. 16). Дебиторская задолженность населения перед МУП «ЖилСервис» по коммунальным услугам составляет <данные изъяты> (строка 18 стр. 2 решения о принятии обеспечительных мер *** от **.**.****).По состоянию на **.**.**** остаток денежных средств на расчетном счете предприятия составляет <данные изъяты>, что недостаточно не только для погашения сумм, составляющих налоговое правонарушение, но и для полной уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от **.**.**** в размере <данные изъяты>
Просит суд уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя И.М. Дорофеевой от **.**.****, до <данные изъяты> предоставить рассрочку уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя И.М. Дорофеевой от **.**.****, сроком на три месяцас ежемесячной выплатой по <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца МУП «ЖилСервис» - Васильева Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Мартынов Р.О., не возражал против удовлетворения исковых требований МУП «ЖилСервис».
Ответчик Братский МОСП по ОПИ УФССП по России Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, судебный пристав-исполнитель Дорофеева И.М. представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие судебного пристава-исполнителя, а также возражения на исковое заявление, согласно которым просит в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям. Исполнительное производство *** в отношении МУП ЖилСервис» возбуждено **.**.****, в постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней. Из информации, представленной должником **.**.****, установлено, что должником требования исполнительного документа не исполнены. Более того, решением суда по гражданскому делу *** от **.**.****, должнику установлен был срок исполнения - девять месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, решение суда вступило в законную силу **.**.****, следовательно, срок исполнения, установленный судом, истек, **.**.****. Должником, в установленный судом срок для исполнения, не было предпринято мер направленных на исполнение решения суда, на что указывают приложенные документы в виде писем на имя главы администрации Братского района от **.**.****, **.**.****, т.е. за пределами срока исполнения, установленного судом. В срок для добровольного исполнения, установленного судебным приставом-исполнителем, должником никаких мер, направленных на своевременное исполнение решения суда, предпринято не было; **.**.**** вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> Считает, что основания для уменьшения должнику исполнительского сбора отсутствуют, так как должником не было в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, принято каких-либо мер, направленных на надлежащее исполнение требований исполнительного документа.
Ответчик УФССП по России Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца МУП «ЖилСервис» - Васильеву Е.А., действующую на основании доверенности, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Мартынова Р.О., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что решением Братского районного суда Иркутской области от **.**.****, вступившим в законную силу **.**.****, по гражданскому делу *** по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и Иркутской области, к Муниципальному унитарному предприятию «ЖилСервис» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены, на МУП «ЖилСервис» возложена обязанность в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- организовать производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха путем разработки положения, составления плана-графика контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проведения инструментальных замеров выбросов в соответствии с планами-графиками контроля;
- получить в Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- организовать осуществление производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления путем разработки порядка его осуществления, назначения ответственных лиц за его проведение;
- разработать и согласовать в установленном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» порядке паспорта отходов I-IV классов опасности;
- организовать проведение профессиональной подготовки должностного лица предприятия, допущенного к обращению с отходами I-IV класса опасности, на право работыс отходами I-IV классов опасности, в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов России от 18.12.2002 № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами».
Также в судебном заседании установлено, что на основании исполнительного листа серия ***, выданного Братским районным судом Иркутской области **.**.**** по гражданскому делу ***, судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ УФССП по Иркутской области Дорофеевой И.М. **.**.**** возбуждено исполнительное производство ***. Данное постановление направлено МУП «ЖилСервис» и получено им.
Согласно данному постановлению должнику МУП «ЖилСервис» был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Также должник МУП «ЖилСервис» был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пяти тысяч рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и пятидесяти тысяч рублей с должника-организации.
Согласно исполнительному производству ***, **.**.**** в Братский МОСП по ОПИ УФССП по Иркутской области от МУП «ЖилСервис» поступило сообщение, что МУП «ЖилСервис» лишен возможности исполнить решение, указанное в исполнительном листе *** от **.**.****, выданным Братским районным судом Иркутской области по делу ***, вступившее в законную силу **.**.****, при этом МУП «ЖилСервис» был сделан запрос в администрацию МО Братский район» о предоставлении информации для разработки проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух для МУП «ЖилСервис».
Судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ УФССП по Иркутской области Дорофеевой И.М. в акте о совершении исполнительных действий от **.**.**** указано, что решение суда не исполнено.
**.**.**** судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ УФССП по Иркутской области Дорофеевой И.М. в связи с неисполнением исполнительного документа должником МУП «ЖилСервис» в срок, установленный для добровольного исполнения, с МУП «ЖилСервис» взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> (постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от **.**.****).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В силу ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 №13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции РФ недопустимо.
Таким образом, действующее законодательство РФ, включая нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», свидетельствует о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.
В силу п. 74 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В судебном заседании установлено, что по состоянию на **.**.**** остаток денежных средств на расчетном счете МУП «ЖилСервис» составляет <данные изъяты>, что подтверждается бухгалтерской справкой. Согласно акту налоговой проверки *** от **.**.**** общая сумма непогашенной задолженности МУП «ЖилСервис» перед ФНС составляет <данные изъяты><данные изъяты> сложная финансовая обстановка на предприятии сложилась в связи с тем, что в 2013-2014 потребителями коммунальные услуги не оплачивались. Дебиторская задолженность населения перед МУП «ЖилСервис» по коммунальным услугам составляет <данные изъяты> Кроме того,**.**.**** Межрайонной ИФНС России *** по Иркутской области принято решение *** о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение дебиторской задолженности в размере <данные изъяты>
Также в судебном заседании установлено, что МУП «ЖилСервис» не организовало реализацию всех мероприятий по исполнению решения Братского районного суда Иркутской области от **.**.**** по гражданскому делу *** по причине частой смены руководителей предприятия, нахождения их непродолжительного периода времени на занимаемой должности, отсутствия денежных средств на счете, принятия Межрайонной ИФНС России *** по Иркутской области решения *** от **.**.**** о наложении запрета на отчуждение дебиторской задолженности в размере <данные изъяты>, а также по причине того, что в 2013-2014 потребителями коммунальные услуги МУП «ЖилСервис» не оплачивались (дебиторская задолженность населения перед МУП «ЖилСервис» по коммунальным услугам составляет <данные изъяты>).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что МУП «ЖилСервис» не могло исполнить требования исполнительного документа от **.**.**** в установленный срок по независящим от него обстоятельствам.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что определением Братского районного суда Иркутской области от **.**.****, вступившим в законную силу, МУП «ЖилСервис» предоставлена отсрочка исполнения решения суда по гражданскому делу *** до **.**.****.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, учитывая степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественное положение МУП «ЖилСервис», суд считает необходимым уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от установленного размера, а также рассрочить взыскание исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП по Иркутской области Дорофеевой И.М. от **.**.**** по исполнительному производству ***, сроком на три месяцас ежемесячной выплатой по <данные изъяты>
При таких обстоятельствах исковые требования МУП «ЖилСервис» об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП по Иркутской области Дорофеевой И.М. от **.**.**** по исполнительному производству ***, с <данные изъяты> до <данные изъяты>., предоставлении рассрочки уплаты исполнительского сбора сроком на три месяцас ежемесячной выплатой по <данные изъяты> подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муниципального унитарного предприятия «ЖилСервис» удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с МУП «ЖилСервис» по постановлению судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП по Иркутской области Дорофеевой И.М. от **.**.**** по исполнительному производству ***, до <данные изъяты>
Предоставить Муниципальному унитарному предприятию «ЖилСервис» рассрочку взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от **.**.**** по исполнительному производству ***, сроком на три месяцас ежемесячной выплатой по <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: И.В. Ларичева