63RS0007-01-2022-001596-57
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«13» мая 2022 года город Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бредихина А.В.,
при секретаре Лебедевой О.Б.,
с участием:
представителя административного истца помощника прокурора Волжского района Самарской области Скидан Ю.А.,
административного ответчика Ткаченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1440/2022 по административному исковому заявлению Прокурора Волжского района Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Ткаченко А. В. о прекращении права на управление транспортными средствами, возложении обязанности по сдаче водительского удостоверения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Волжского района Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Ткаченко А.В. о прекращении права на управление транспортными средствами, указав, что прокуратурой Волжского района Самарской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения. По результатам проведенной проверки установлен факт осуществления водительской деятельности Ткаченко А.В., состоящим на диспансерном учете в ГБУЗ СО «Волжская ЦРБ» с диагнозом: <данные изъяты> Управление транспортным средством при наличии указанного диагноза создает реальную угрозу транспортной безопасности и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан. Ткаченко А.В. имеет водительское удостоверение категории В, В1(AS), №, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года № 1604 утвержден перечень медицинских противопоказаний и ограничений к управлению транспортным средством. Так, противопоказаниями для осуществления управления транспортными средствами всех категорий являются, в частности психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.
На основании изложенного, административный истец просит суд прекратить действие права Ткаченко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения №, категории В, В1(AS); обязать Ткаченко А.В. сдать действующее водительское удостоверение в ОГИБДД У МВД России по г. Самаре.
Помощник прокурора Волжского района Самарской области Скидан Ю.А.в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил административный иск удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Ткаченко А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что посещает врача нарколога, и что через месяц его должны снять с диспансерного учёта, а также в случае удовлетворения иска у него не будет возможности зарабатывать на жизнь.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД О МВД РФ по Волжскому району Самарской области в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя, а также указал, что поддерживает исковые требования прокурора.
Заслушав помощника прокурора, административного ответчика, изучив административное исковое заявление, материалы дела, суд считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Положениями п. 1, п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1, п. 2, п. 4 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой порядок Правительством Российской Федерации не принят.
В силу п. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню медицинских показаний к управлению транспортным средствам, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», противопоказаниями к управлению транспортными средствами всех категорий являются, в частности алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, что Ткаченко А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, состоит под диспансерным наблюдением у врача-нарколога ГБУЗ СО «Волжская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: <данные изъяты>
Согласно информации ОГИБДД ОМВД России по Волжскому району Самарской области Ткаченко А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет водительское удостоверение категории В, С, №, выданное ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что наличие у Ткаченко А.В. заболевания, препятствующего возможности управления транспортными средствами является основанием для прекращения действия права Ткаченко А.В. на управление транспортными средствами, поскольку данные обстоятельства представляют непосредственную угрозу для безопасности дорожного движения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Доводы административного ответчика не опровергают обоснованность заявленного прокурором административного иска.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Прокурора Волжского района Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Прекратить действие права Ткаченко А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения №, категории В, С, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Ткаченко А. В. действующее водительское удостоверение № в ОГИБДД У МВД России по г. Самара.
Взыскать с Ткаченко А. В. в доход бюджета муниципального района Волжский Самарской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья А.В. Бредихин
В окончательной форме решение изготовлено 16.05.2022 года.