Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-353/2018 ~ М-291/2018 от 13.06.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 сентября 2018 года с. Ирбейское

    Ирбейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Петровой С.Д.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Ирбейского района Красноярского края – Казанцева Д.А.,

представителя материального истца – МО «Ирбейский район» – Ковригиной Дарьи Владимировны, выступающей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

ответчика – главы крестьянского хозяйства Демова Михаила Викторовича,

представителя ответчика - Демовой Елены Михайловны,

при секретаре – Каледа Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ирбейского района в интересах Российской Федерации в лице Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, Муниципального образования «Ирбейский район», Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края, неопределенного круга лиц к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Демову Михаилу Викторовичу о возложении обязанности разработать, согласовать и утвердить проект культуртехнической мелиорации земельного участка, реализации проекта культуртехнической мелиорации земельного участка с учетом экологических стандартов и проведении мероприятий по ликвидации последствий захламления земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося на праве аренды,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Ирбейского района в интересах Российской Федерации в лице Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, Муниципального образования «Ирбейский район», Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Демову М.В. с указанным иском, уточнив исковые требования, мотивировал их тем, что глава КФХ Демов М.В. осуществляет свою деятельность путем вырубки деревьев на земельном участке , предоставленном ему по договору аренды: № 08-АЗ-1309 от 10.03.2016 года, в отсутствие разработанного, согласованного и утвержденного проекта культуртехнической мелиорации земельных участков, с захламлением указанных земельных участков, что нарушает законодательство об охране окружающей природной среды, охране почв, лесов, иной растительности, животного мира и других организмов, создает угрозу возникновения и распространения лесных пожаров в пожароопасный период.

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Ирбейского района Казанцев Д.А. уточненные исковые требования поддержал по заявленным основаниям.

Представитель материального истца Муниципального образования «Ирбейский район» в лице администрации Ирбейского района Красноярского края по доверенности Ковригина Д.В. исковые требования прокурора Ирбейского района в интересах МО «Ирбейский район» поддержала, подтвердив, что в настоящее время земельный участок, с кадастровым № 24:16:0301003:683 из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленный ответчику по договору аренды № 08-АЗ-1309 от 10.03.2016 года, находится в собственности Ирбейского района Красноярского края, что ответчик, не составив, не утвердив и не согласовав проект культуртехнической мелиорации данного земельного участка, в нарушение указанного договора, приступил к работам на данном земельном участке, осуществил рубку деревьев, захламив земельный участок.

    Представитель материального истца министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, уведомленный о дне и времени судебного заседания, не явился в судебное заседание, представил отзыв, в котором полагает требования прокурора в части возложения обязанности на ответчика убрать последствия захламления земельного участка подлежащими удовлетворению. Иные требования относительно земель сельскохозяйственного назначения не относятся к компетенции министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.

    Представитель материального истца министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края, уведомленный о дне и времени судебного заседания, не явился в судебное заседание, представил отзыв, в котором сообщил, что в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 27.08.2008 года № 57-п, министерство не наделено полномочиями по распоряжению и управлению землями

сельскохозяйственного назначения. Собственником земельного участка с кадастровым номером является муниципальное образование «Ирбейский район», а управление и распоряжение землями сельскохозяйственного назначения, находящимися в муниципальной собственности Ирбейского района, осуществляет администрация Ирбейского района. В настоящее время в отсутствие нормативного урегулирования порядка согласования проектов культуртехнической мелиорации, их предоставление возможно в рамках Порядка, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 20.02.2017 года № 101-п. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Россельхознадзора по Ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю, надлежащим образом уведомленный о дне и времени судебного заседания, в суд не явился, причины неявки не сообщил, отложить рассмотрение дела не просил.

    Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, в силу ст. 167 ГПК РФ.

    Ответчик глава КФХ Демов М.В. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, подтвердил, что между ним и агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края 10.03.2016 года для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности был заключен договор аренды -АЗ-1309 находящегося в собственности Красноярского края земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, с кадастровым , площадью 3 955 300 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир – <адрес>, примерно в 5,1 км от ориентира по направлению на юго-восток. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 4.2.3 договора, он должен был соблюдать стандарты, нормы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противокоррозионных мероприятий. Мелиорация земель должна была осуществляться на основании проекта культуртехнической мелиорации. Он же такого проекта мелиорации не имеет. В отсутствие проекта мелиорации он осуществил на земельном участке вырубку деревьев, при этом порубочные остатки не убрал. <адрес> в его присутствии, присутствии представителя Управление Россельхознадзора по Ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка на арендованном им земельном участке с кадастровым номером , зафиксированы факты рубки деревьев, захламления земельного участка порубочными остатками, составлен соответствующий акт, с которым он согласен. В настоящее время он уже приступил к уборке порубочных остатков, практически вся территория очищена. Решается вопрос о подготовке проекта культуртехнической мелиорации.

    Представитель ответчика – Демова Е.М. поодерала позицию ответчика, исковые требования признала.

Исследовав материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, исследовав позиции неявившихся сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» закреплено право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями; ликвидации последствий загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Ч.3 ст. 13 ЗК РФ предусмотрено, что мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу положений статей 2 и 8 Федерального закона от 10.01.1996 года №4-ФЗ "О мелиорации земель" работы по расчистке земель от древесной растительности являются культуртехнической мелиорацией земель.

В соответствии со ст.24 ФЗ №4-ФЗ планирование мелиорации земель проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг,

управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

При планировании мелиорации земель по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе стандартов, норм и правил.

Статья 25 указанного Федерального закона предусматривает, что мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.

Ст.42 ЗК РФ возлагает на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков обязанность:

- осуществлять мероприятия по охране земель, в том числе меры пожарной безопасности,

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Указанной норме корреспондирует ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в соответствии с которой собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Аналогичные положения содержатся в ст.43 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ №7-ФЗ), в силу которой при осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.

Ст.51 ФЗ №7-ФЗ запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

По смыслу приведенных выше норм расчистка земель сельскохозяйственного назначения от древесной растительности является культуртехнической мелиорацией и в силу закона может проводиться только на основании проекта мелиорации, разработанного в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающего строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. При этом Положениями ст. 56 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривается, что при нарушении требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности такая деятельность может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.16, 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков (п.16). При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно

не обусловлено технологией лесосечных работ; завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Часть 1 статьи 1065 ГК РФ предусматривает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

    В судебном заседании установлено, что 10.03.2016 года между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и ответчиком главой КФХ Демовым М.В. заключен договор аренды № 08-АЗ-1309 земельного участка с кадастровым , из земель категории сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», общей площадью 3 955 300 кв.м., с местоположением: 5,1 км на юго-восток от ориентира. Ориентир за пределами участка: <адрес>.

27.04.2016 года данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке в органах государственной регистрации.

Условиями договора аренды от 10.03.2016г предусмотрены следующие обязанности арендатора:

- п. 4.2.2 осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а так же исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.

- п. 4.2.3 соблюдать стандарты, нормы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противокоррозионных мероприятий.

- п. 4.2.5 осуществлять мероприятия по охране Участка и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности,

- п. 4.2.6 не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение и иное негативное воздействие на участок,

- 4.2.10 использовать участок в соответствии с целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Соблюдать единые требования по содержанию и пользованию земельными участками, установленные действующим законодательством, не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на участке и прилегающих к нему территориях, а так же выполнять работы по благоустройству территории,

- 4.2.11 неотъемлемые улучшения участка производить только с разрешения арендодателя. Стоимость таких улучшений не возмещается по окончании срока аренды. Все произведенные отделимые улучшения участка являются собственностью арендатора.

- п. 4.2.14 в случае причинения ущерба участку письменно сообщить об этом арендодателю в трехдневный срок. Немедленно извещать соответствующие государственные органы и службы о событии, нанесшем (или грозящем нанести) участку и находящимся на нем объектам, а так же близлежащим участкам ущерб и своевременно принимать все возможные меры по предотвращению угрозы и против дальнейшего разрушения или повреждения участка и расположенных на нем объектов,

- п. 4.2.19 выполнить другие обязанности, предусмотренные законом и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами Красноярского края.

Согласно акта проверки от 25.07.2018 года, составленного на основании проведенного обследования земельного участка с кадастровым номером помощником прокурора Ирбейского района совместно с представителем межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Восточной группе районов государственного инспектора ФИО13, с участием главы КФХ Демова М.В., установлено, что границы земельного участка определены с помощью карт и специального навигационного оборудования, на земельном участке сельскохозяйственного назначения в его северо-восточной части зафиксированы следы сжигания порубочных остатков деревьев на плодородном слое почвы (фото - на юго-восток с координатной точкой .

Актом от 31.07.2018 года составленным специалистом межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Восточной группе районов государственного инспектора ФИО13 на основании распоряжения от 18.07.2018 года руководителя управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, по результатам осмотра земельного участка с кадастровым номером , произведенного 25.07.2018 года, установлено, что

- в северо-восточной части участка в результате вырубки деревьев хвойных пород, поверх плодородного слоя почвы размещены порубочные остатки: верхняя часть стволов, кора и ветки деревьев хвойных пород с ухой хвоей. Порубочные остатки располагаются на участке хаотично, отдельными

кучами. Плодородный слой почвы на земельном участке не снимался, перемешивания плодородного слоя почвы с материнскими породами отсутствует. В границах перекрытия плодородного слоя почвы участка имеются остатки от сжигания порубочных остатков. При помощи навигационного оборудования установлена площадь перекрытия порубочными остатками деревьев, на земельном учестке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , точки координат: <данные изъяты> (координату нанесены на карту-схему , составлена таблица , прилагается к акту). Площадь перекрытия составила 1,57 га.

- в центральной части участка плодородный слой почвы так же перекрыт порубочными остатками хвойных деревьев: верхняя часть стволов, кора и ветки деревьев. Площадь перекрытия порубочными остатками деревьев, на земельном участке сельскохозяйственного назначения, точки координат: <данные изъяты> (координату нанесены на карту-схему , составлена таблица , прилагается к акту). Площадь перекрытия составила 600,9 кв.м.. Так же в центральной части земельного участка на площади 206,9 кв.м. хранится круглый лесоматериал хвойных пород, уложенный в штабель высотой до 2-х метров, который располагается на «подштабельниках» (бревнах). Лесоматериал хранится не на поверхности плодородного слоя почвы.

Согласно выводов, содержащихся в рассматриваемом акте специалиста Россельхознадзора, на осмотренном земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Ответчик Демов М.В. с актом и приложениями к нему в виде фототаблицы и схемы ознакомлен, копию акта и приложений получил, замечаний не представил.

В судебном заседании ответчик не оспаривал исковых требований, стороной истца представлены достаточные и убедительные доказательства проведения ответчиком на земельном участке с кадастровым номером мелиоративных работ, в том числе в отсутствие проекта культуртехнической мелиорации, с захламлением данного земельного участка. А потому суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Ирбейского района Красноярского края удовлетворить.

Обязать главу крестьянского (фермерского) хозяйства Демова Михаила Викторовича в шести месячный срок со дня вступления решения в законную силу разработать и согласовать проект культуртехнической мелиорации земельного участка с кадастровым номером .

Обязать главу крестьянского (фермерского) хозяйства Демова Михаила Викторовича реализовать проект культуртехнической мелиорации земельного участка с кадастровым номером .

Обязать главу крестьянского (фермерского) хозяйства Демова Михаила Викторовича в шести месячный срок со дня вступления решения в законную силу произвести мероприятия по ликвидации последствий захламления земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , путем сбора и утилизации отходов деревозаготовки способом безопасным для окружающей природной среды.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд в месячный срок со дня составления мотивированного решения 28.09.2018 года.

Судья Ирбейского районного суда     С.Д. Петрова

2-353/2018 ~ М-291/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Ирбейского района
Муниципальное образование Ирбейский район
Российская Федерация в лице Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края
Ответчики
Глава КФХ Демов Михаил Викторович
Другие
Демова Елена Михайловна
Управление Россельхознадзора по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю
Суд
Ирбейский районный суд Красноярского края
Судья
судья Петрова С.Д.
Дело на странице суда
irbey--krk.sudrf.ru
13.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2018Передача материалов судье
18.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2018Судебное заседание
01.08.2018Судебное заседание
21.09.2018Судебное заседание
21.09.2018Судебное заседание
28.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2021Дело оформлено
08.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее