Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Мантуровский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Алехиной Л.И.
с участием прокурора ФИО4
при секретаре ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчикам администрации Останинского сельсовета <адрес> и МКУК «Останинский сельский Дом культуры» о понуждении оборудовать входы в здания МКУК «Останинский сельский Дом культуры» и его филиалов «Больше-Бутырский сельский Дом культуры» и «Репецкоплатавский сельский Дом культуры» информационными мнемосхемами (тактильными схемами движения),
установил:
<адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Мантуровский районный суд с иском к администрации Останинского сельсовета <адрес> и МКУК «Останинский сельский Дом культуры» о понуждении оборудовать входы в здание МКУК «Останинский сельский Дом культуры» и его филиалов «Больше-Бутырский сельский Дом культуры» и «Репецкоплатавский сельский Дом культуры» информационными мнемосхемами (тактильными схемами движения), указав, что прокуратурой был проведен мониторинг соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение для указанной категории граждан общедоступности к объектам социальной инфраструктуры, по результатам которого установлено, что ответчиками нарушаются требования действующего законодательства в указанной сфере.
В судебном заседании прокурор ФИО4 заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Останинского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, извещены в срок надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражали.
Представитель ответчика МКУК «Останинский сельский Дом культуры» ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований не возражала.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.7 Конституции РФ определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с ч.1 ст.17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Федеральный закон от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
На основании ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащих оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ (ред. от 02.07.2013г.) «технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно п.7 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ (ред. от 02.07.2013г.) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Согласно п. «а» ч.1 ст.9 «Конвенции о правах инвалидов», подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими надлежащие меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставленным для населения, как в городских, так и в сельских районах, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
В соответствии с Федеральным законом №384-ФЗ, приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011г. № утвержден свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012)» (далее по тексту – Свод правил), в котором отражены основные требования к зданиям и сооружения, к оборудованию входа помещений, с учетом потребностей маломобильных групп населения.
Свод правил разработан в соответствии с принципами «Конвенции о правах инвалидов», среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.д.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному поток} посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
По смыслу указанного выше законодательства, целью установки мнемосхемы является отображение той информации, которая поможет в ориентации инвалидов по зрению в пространстве, а именно, на схеме отображается информация о расположении отдельных помещений, кабинетов и входов в них. Такого рода информация на мнемосхеме и содержащиеся на схеме сведения позволяют беспрепятственно и безопасно передвигаться внутри помещения.
В соответствии с положениями Устава МКУК «Останинский сельский Дом культуры» является муниципальным казенным учреждением культуры, учредителем и собственником которого является муниципальное образование «Останинский сельсовет» <адрес>. Функции и полномочия учредителя «казенного учреждения» осуществляет администрация Остнинского сельсовета <адрес>. (п.1.4 Устава).
Согласно п.1.5 Устава казенное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета в местном органе Федерального <адрес>, круглую печать со своим наименованием и наименованием учредителя на русском языке, штампы, бланки.
Согласно п.1.7 Устава казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник имущества.
Согласно п.1.11 Устава финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета на основании утвержденной учредителем бюджетной сметы.
Согласно п.1.17 Устава юридический адрес и местонахождение казенного учреждения <адрес>.
Согласно п.4.1. Устава все имущество казенного учреждения находится в муниципальной собственности Останинского сельсовета <адрес>, отражается на самостоятельном балансе казенного учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>.
Согласно раздела 6 Устава казенное учреждение может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, законодательства иностранных государств по месту нахождения филиалов и представительств, международных договоров Российской Федерации. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени казенного учреждения, которое несет ответственность за их деятельность.
В судебном заседании установлено, что казенное учреждение МКУК «Останинский сельский Дом культуры» имеет два филиала «Больше-Бутырский сельский Дом культуры», расположенный по адресу <адрес> «Репецкий сельский Дом культуры», расположенный по адресу <адрес>.
В нарушение требований п.7.1.8 СП 59.13330.2012, входы в здание учреждений социального назначения МКУК «Останинский сельский Дом культуры» и его филиалов «Больше-Бутырский сельский Дом культуры» и «Репецкоплатавский сельский Дом культуры» не оснащены информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании для инвалидов по зрению, что подтверждается информацией директора МКУК «Останиский сельский Дом культуры» от 27.09.2018г.
До настоящего времени выявленные в ходе прокурорского мониторинга нарушения ответчиками не устранены.
В ходе рассмотрения дела ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих, что ими были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями на обеспечение им возможности беспрепятственного обращения в муниципальные органы.
Выявленные нарушения не относятся к конструктивным особенностям здания или капитальной реконструкции объекта недвижимости, но при этом препятствуют в полной мере лицам, с ограниченными физическими возможностями, а также иным маломобильным группам населения пользоваться предоставляемыми органом местного самоуправления услугами, что нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.
Согласно информации отдела социального обеспечения администрации <адрес> № от 08.06.2018г. на территории <адрес> проживает 31 взрослых человек, являющихся инвалидами по зрению и 5 детей-инвалидов.
Для названных категорий инвалидности указанные объекты не удовлетворяют требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавая и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуацию риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Таким образом, отсутствие информационных мнемосхем (тактильных схем движения) у входов в здание учреждений социального назначения МКУК «Останинский сельский Дом культуры» и его филиалов «Больше-Бутырский сельский Дом культуры» и «Репецкоплатавский сельский Дом культуры», ограничивает права неопределенного круга лиц, а именно слабовидящих граждан, на получение информации о помещениях в зданиях и беспрепятственный доступ, что препятствует социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.
С учетом изложенного, суд находит заявленные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Останинского сельсовета <адрес> и МКУК «Останинский сельский Дом культуры» о понуждении оборудовать входы в здания МКУК «Останинский сельский Дом культуры» и его филиалов «Больше-Бутырский сельский Дом культуры» и «Репецкоплатавский сельский Дом культуры» информационными мнемосхемами (тактильными схемами движения) - удовлетворить.
Обязать администрацию Останинского сельсовета <адрес> в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить финансирование работ по оснащению входов в здания МКУК «Останинский сельский Дом культуры», расположенное по адресу <адрес> его филиалов «Больше-Бутырский сельский Дом культуры», расположенный по адресу <адрес> «Репецкоплатавский сельский Дом культуры», расположенный по адресу <адрес> информационными мнемосхемами (тактильными схемами движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании, в соответствии с п.7.1.8 Свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012)».
Обязать МКУК «Останинский сельский Дом культуры» оснастить входы в здания МКУК «Останинский сельский Дом культуры», расположенное по адресу <адрес> его филиалов «Больше-Бутырский сельский Дом культуры», расположенный по адресу <адрес> «Репецкоплатавский сельский Дом культуры», расположенный по адресу <адрес> информационными мнемосхемами (тактильными схемами движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании, в соответствии с п.7.1.8 Свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012)» в течение 3 (трех) месяцев с момента выделения денежных средств администрацией Останинского сельсовета <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Курский областной суд через Мантуровский районный суд.
Судья Л.И. Алехина