Дело № 2а-107/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> Карелия 1 марта 2021 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Назаровой Л.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сутягина Александра Николаевича, действующего на основании доверенности в интересах Комаровой Софии Михайловны, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель административного истца обратился в суд с указанным административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Административный иск обоснован тем, что ДД.ММ.ГГГГ А, действующая на основании доверенности в интересах Комаровой С.М., обратилась в адрес Министерства с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, о.Кухка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - малоэтажная земельная застройка, цель использования земельного участка – ведение садоводства. В решении, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.4-21, Министерство отказало А в удовлетворении заявления. С принятым решением истец не согласен, поскольку имеются правовые основания для предоставления земельного участка в аренду в соответствии с п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, так как испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов) с целью использования земельного участка - ведение садоводства. Категория земель и вид разрешённого использования установлены при постановке на кадастровый учёт. Министерство не учитывает, что земельный участок будет использоваться в соответствии с установленным для него целевым назначением, что соответствует положениям п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ. Ответчик неверно применяет норму ст. 78 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой земли сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В связи с использованием их для целей сельскохозяйственного производства они могут быть заняты зданиями, строениями, сооружениями, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Ведение садоводства является одним из видов сельскохозяйственной деятельности. При этом Министерство не представило объяснений и подтверждения расположения спорного земельного участка в зоне, на территории которой запрещено ведение сельскохозяйственной деятельности (садоводства). Предположение Министерства о том, что использование земельных участков с видом разрешенного использования - для малоэтажной жилой застройки (размещение дачных домов) и целью использования «ведение садоводства» повлечет нарушение норм, установленных законодательством РФ, напрямую противоречит п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, так как добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Административный истец Комарова С.М., её представитель по доверенности Сутягин А.Н., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, представители заинтересованных лиц - администрации Мийнальского сельского поселения, администрации Лахденпохского муниципального района, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, отдела водных ресурсов по РК Невско-Ладожского бассейнового водного управления, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным изложенным в оспариваемом решении.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
ДД.ММ.ГГГГ Комарова С.М. обратилась в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в аренду данного земельного участка (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из оспариваемого решения от 26 ноября 2020 года за № 29166/12.4-21 следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказывает Комаровой С.М. в предоставлении в аренду спорного земельного участка, поскольку использование земельного участка с видом разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов)» приведет к нарушению ст. ст. 7, 42 и 78 Земельного кодекса РФ, а также поскольку земельный участок расположен в пределах границ зон с особыми условиями использования территории - водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы озера Ладожское (ст. 65 Водного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26 сентября 2017 года № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков относится к компетенции административного ответчика.
Таким образом, принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду относится к компетенции административного ответчика.
В силу п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 данного Кодекса.
Пунктом 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 ЗК РФ.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13,14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ (п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ).
Согласно положениям п. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу ч.ч. 1,2, 13, 17 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, каналов, ручьев, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч. 15 ст. 65 ВК РФ ограничениями запрещается распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Согласно ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Ограничений для передачи в аренду земельных участков только на том основании, что они расположены в водоохраной зоне или в прибрежной защитной полосе водного объекта, действующее законодательство не устанавливает.
Несостоятельным является и довод административного ответчика о том, что использование испрашиваемого земельного участка с видом разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов и садовых домов)» приведет к нарушению положений статей 7, 42 и 78 ЗК РФ.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу п. 4 ст. 78 ЗК РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 6 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Таким образом, законодателем установлен запрет на использование земель сельскохозяйственного назначения для ведения гражданами саловодства для собственных нужд, а также для строительства садовых домов, жилах домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке только в отношении сельскохозяйственных угодий.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п.2 ст. 7 ЗК РФ).
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540, вид разрешенного использования «сельскохозяйственное производство» включает в себя ведение сельского хозяйства, а также содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 – 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранение и переработки сельскохозяйственной продукции (код 1.5 «садоводство» подразумевает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетний плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур); вид разрешенного использования «ведение садоводства» (код 13.2) предполагает осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на расстоянии не более тридцати километров от границы сельских населенных пунктов, возможно применение вида разрешенного использования как под кодом 1.0, так и 13.2.
Кроме того, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, испрашиваемый земельный участок расположен по адресу: <адрес>, установлена категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов), для малоэтажной застройки. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «временные», дата истечения временного характера сведений – ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, при формировании земельного участка уполномоченным органом в отношении него установлен вид разрешенного использования - малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов), для малоэтажной застройки, предполагающий, в том числе, строительство дачных домов.
Отсутствие градостроительных регламентов в отношении зоны, в которой расположены испрашиваемый участок, вопреки мнению административного органа, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления на стадии предоставления земельного участка в аренду, поскольку представляет собой предмет самостоятельного правового регулирования при принятии арендатором земельного участка решения о возведении дома.
Таким образом, административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе Комаровой С.М. в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № по основаниям его расположения в пределах границ зон с особыми условиями использования территории – водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы озера Ладожское, а также нарушения ст. ст. 7, 42 и 78 Земельного кодекса РФ при использовании земельного участка с видом разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов)» нельзя признать законным. Следовательно, нарушенное право административного истца подлежит восстановлению, а заявленные исковые требования - удовлетворению.
Иных оснований для отказа оспариваемый ответ не содержит.
Учитывая, что в силу п.п. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в решении об отказе в предоставлении земельного участка должны быть указаны все основания отказа, суд приходит к выводу о том, что нарушенное право истца должно быть восстановлено путем возложения на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанности по предоставлению Комаровой С.М. в аренду земельного участка с кадастровым номером № по заявлению её представителя по доверенности Качановской Ю.А. от 19.10.2020 (вх. № 27219 от 20.10.2020).
В соответствии со ст. 111 КАС РФ, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме № 29166/12.4-21 от 26.11.2020, об отказе Качановской Юлии Анатольевне, действующей в интересах Комаровой Софии Михайловны, в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, Мийнальское сельское поселение, о.Кухка для ведения садоводства, с кадастровым номером №, незаконным.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Качановской Юлии Анатольевны, действующей в интересах Комаровой Софии Михайловны, от 19.10.2020 (вх. № 27219 от 20.10.2020) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1500 кв.м. для ведения садоводства.
По результатам рассмотрения заявления, при отсутствии иных оснований для отказа в удовлетворении заявления от 19.10.2020 (вх. № 27219 от 20.10.2020), обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заключить договор аренды земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, Мийнальское сельское поселение, о.Кухка, с кадастровым номером №.
Сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Комаровой Софии Михайловны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Назарова
Мотивированное решение изготовлено: 15 марта 2021 года.