РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2023 г. г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Томиловой М.И.,
при секретаре Кондратьевой И.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №63RS0030-01-2022-005139-43 (производство 2а-549/2023 (2а-3190/2022) по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Чеботаревой Г.П о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №23 по Самарской области обратилась с административным исковым заявлением о взыскании с Чеботаревой Г.П. задолженности по транспортному, налогу на имущество и пени.
Заявленные требования мотивированы тем, что Чеботарева Г.П. является налогоплательщиком транспортного (2018 – 2019г.г.), налога на имущество в связи с наличием объектов налогообложения (2017 – 2020 г. г).
Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления: № 54541495 от 29.08.2018 г., №44712819 от 25.07.2019г., №44949923 от 01.09.2021г. об уплате вышеуказанных налогов с указанием объектов налогообложения.
В нарушение ст.45 НК РФ, должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налогов своевременно, в связи с чем, истец в соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес ответчика направил требования об уплате недоимки: № 11184 от 29.01.2019 г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 26.03.2019 г.; №66034 от 25.06.2020г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 23.11.2020г.; №42902 от 26.06.2020г. с предложением погасить задолженность в срок до 27.11.2020г.; №26056 от 21.06.2021г. с предложением погасить задолженность в срок до 24.11.2021г.; №107329 от 20.12.2021г. с предложением погасить задолженность в срок до 03.02.2022г.
В связи с неуплатой налогов в установленный срок, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени, в том числе за несвоевременную уплату налога на имущество.
28.06.2022 года мировым судьей судебного участка №108 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области вынесен судебный приказ №2а-2026/2022, которым с Чеботаревой Г.П. в пользу Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области взысканы суммы задолженности за 2017-2020 г.: недоимка по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 4357 руб. и пени в размере 81,17 руб., недоимка по транспортному налогу с физических лиц в размере 660 руб. и пени в размере 23,88 руб., на общую сумму 5122,05 руб.; госпошлина в доход местного бюджета.
Определением от 15.07.2022 года вышеуказанный судебный приказ отменен.
Поскольку административный ответчик добровольно не исполнил обязанность по уплате недоимки по налогу и пени, истец просит взыскать с Чеботаревой Г.П. задолженность: по транспортному налогу за 2018-2019г.г. – 660 руб., пени – 23,88 руб.; налог на имущество физических лиц за 2017-2020г.г – 4357 руб., пени – 81,17 руб., на общую сумму – 5122,05 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Чеботарева Г.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, уважительной причины неявки суду не сообщила.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика.
Налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ст. 399 НК РФ).
Объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ, признается расположенное в пределах муниципального образования, имущество, в том числе, квартира.
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган, в связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Судом установлено, что налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления: № 54541495 от 29.08.2018 г., №44712819 от 25.07.2019г., №44949923 от 01.09.2021г. об уплате транспортного, налога на имущество физических лиц.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 ч.1 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В связи с неуплатой в установленный срок вышеназванных налогов, в адрес административного ответчика направлены требования об уплате налога : № 11184 от 29.01.2019 г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 26.03.2019 г.; №66034 от 25.06.2020г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 23.11.2020г.; №42902 от 26.06.2020г. с предложением погасить задолженность в срок до 27.11.2020г.; №26056 от 21.06.2021г. с предложением погасить задолженность в срок до 24.11.2021г.; №107329 от 20.12.2021г. с предложением погасить задолженность в срок до 03.02.2022г.
Указанные требования до настоящего времени не исполнены.
При этом, по входящим в предмет настоящего административного иска требованиям сумма недоимки превысила 3 000 рублей, следовательно, шестимесячный срок подачи заявления о взыскании налога по требованию (№26056 от 21.06.2021г.), после выставления которого общая задолженность ответчика по налогам и пени превысила 3000 руб., истек 21.12.2022 г.
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Чеботаревой Г.П. налоговой задолженности, составляющей предмет настоящего административного дела, Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась 27.06.2022 г., то есть за пределами установленного законом шестимесячного срока.
Определением мирового судьи от 15.07.2022г. судебный приказ на основании представленных Чеботаревой Г.П. возражений был отменен.
На основании ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
При этом суд учитывает, что возможность восстановления пропущенного срока действующее законодательство связывает с наличием обстоятельств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные законом сроки.
Ходатайство налогового органа о восстановлении пропущенного срока в материалах дела отсутствует.
Следует также учесть, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременным их взысканием, и должна знать и соблюдать процессуальные правила обращения с иском в суд.
Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.02.2012 г. № 479-О-О указал, что не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 КАС РФ, является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что на дату обращения к мировому судье заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Чеботаревой Г.П. недоимки по требованиям № 11184 от 29.01.2019 г. №66034 от 25.06.2020г. №42902 от 26.06.2020г. №26056 от 21.06.2021г. №107329 от 20.12.2021г. налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области
к Чеботаревой Г.П о взыскании недоимки по налогам
и пени - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.02.2023 г.
Судья М.И.Томилова