Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2017 года гор. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
при секретаре Егоровой О.В.,
без участия сторон, извещенных о слушании дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <Номер обезличен> по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №5 по Республике Карелия к С.С.Л. о взыскании задолженности по налогу и соответствующей суммы пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации №5 по Республике Карелия (далее - Налоговый орган) предъявлен административный иск к С.С.Л. по тем основаниям, что по данным лицевого счета за налогоплательщиком числится задолженность в размере 191,59 руб.: недоимка по транспортному налогу в сумме 156,00 руб. и пени в сумме 35,59 руб. Административный истец указывает, что обязанность налогоплательщика уплачивать законные установленные налоги предусмотрена ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 и пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). Порядок предъявления требования о взыскании налога в порядке искового производства определен нормой п. 3 ст. 48 НК РФ. Между тем налоговый орган обращается в суд с настоящим иском с требованиями, которые не являются бесспорными в смысле ст.ст. 123.1-123.4 КАС РФ, в связи с чем указывает на то, что п. 2 ст. 48 НК РФ предусматривает восстановление судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления о взыскании. Административный истец просит восстановить пропущенный срок для взыскания задолженности и взыскать со С.С.Л. задолженность по транспортному налогу в сумме 156,00 руб., а также пени в сумме 35,59 руб.
В судебное заседание представитель Налогового органа не явился, извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее-КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по оплате налога должна быть выполнена в срок. В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно налогового уведомления <Номер обезличен> налогоплательщику С.С.Л. произведен расчет транспортного налога за налоговый период 2010 в размере 156,00 руб. со сроком уплаты до <Дата обезличена>. По состоянию на <Дата обезличена> в адрес налогоплательщика направлено требование <Номер обезличен> на сумму налога в размере 156,00 руб. и пени в размере 35,59 руб. В данном требовании указано, что в случае, если настоящее требование будет оставлено без исполнения в срок до <Дата обезличена> Налоговый орган примет все предусмотренные ст. 48 НК РФ меры взыскания в судебном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В данном случае, с учетом положений ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 НК РФ срок обращения налогового органа в суд с административным иском о взыскании неуплаченных налоговых платежей должен исчисляться с <Дата обезличена> и его окончанием является <Дата обезличена>. Однако в суд с настоящим административным иском Налоговый орган обратился в 2017 году, то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока.
Суд на основании установленных по делу фактических обстоятельств, приходит к выводу об отсутствии уважительных причин, позволяющих восстановить срок подачи административного искового заявления в суд органу, являющемуся специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания. У налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки. При этом суд учитывает, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Налоговым органом не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
При таких обстоятельствах ходатайство административного истца о восстановлении срока подачи административного иска о взыскании задолженности не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и, как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен Налоговым органом без уважительных причин.
Исходя из положений ч. 5 ст. 138 КАС РФ, в случае установления факта пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования, заявленные в административном исковом заявлении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №5 по Республике Карелия к С.С.Л. о взыскании задолженности по налогу и соответствующей суммы пени, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Е. Иванова
Копия верна: судья Н.Е. Иванова
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>