РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2016 года Алапаевский городской суд в составе председательствующего судьи Охорзиной С.А., с участием прокурора Хитрина А.С., при секретаре Лежниной Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Алапаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Гневанову А. АлексА.у о возложении обязанности по проведению специальной оценки рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда,
УСТАНОВИЛ:
Алапаевский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП Гневанову А.А. о возложении обязанности по проведению специальной оценки рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, указав в обоснование заявленного требования, что Алапаевской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения трудового законодательства в сфере охраны труда в деятельности ИП Гневанова А.А., в ходе которой установлено, что ответчик осуществляет деятельность переработке древесины на пилораме, расположенной по адресу: <адрес>. Для осуществления данной деятельности у ИП Гневанова А.А. создано 4 рабочих места, на которых трудоустроено 4 работника, из них 2 водителя, 1 рамщик, 1 подсобный рабочий. В нарушение п. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, ФЗ «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 у ИП Гневанова А.А. не проведена специальная оценка рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Отсутствие специальной оценки рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организацией работ по охране труда создает угрозу причинения вреда здоровью работников ИП Гневанова А.А., в том числе препятствует реализации целей и трудовых прав работников. Поскольку специальной оценке подлежат рабочие места, которые могут быть заняты в будущем (при определенных условиях) иными лицами, не состоящими в настоящее время в трудовых отношениях с ИП Гневановым А.А., исковое заявление подготовлено и направлено в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. На основании ст. 21, 22, 209, п. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, ст. 37 Конституции РФ, ст. 22, 27 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, Алапаевский городской прокурор просит обязать ИП Гневанова А.А. в срок до 01.09.2016 провести специальную оценку 4 рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В судебном заседании помощник Алапаевского городского прокурора Хитрин А.С. настаивает на удовлетворении иска.
Ответчик ИП Гневанов А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, пояснив, что с ООО «Сфера Безопасности Труда» заключен договор, согласно которому работа по проведению специальной оценки рабочих мест по условиям труда начата, предположительный срок окончания работ 01.08.2016г.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Трудовым кодексом Российской Федерации также установлено, что каждый работник имеет право на рабочее место и труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, гарантированное государством (ст.ст. 21, 219, 220 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.
В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
С 1 января 2014 правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда установлены Федеральным законом РФ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
На основании пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работодатель вправе проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Организация проведения специальной оценки условий труда установлена ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», в соответствии с которой обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
В состав комиссии включаются представители работодателя.
Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.Из положений закона следует, что вопрос аналогичности рабочих мест определяется комиссией непосредственно при проведении специальной оценки рабочих мест по условиям труда.
На основании ст. 15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда; перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах; карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ИП Гневанов А.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 9-15) с 20.04.2006, основным видом деятельности является лесозаготовки.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Алапаевской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны труда в деятельности ИП Гневанова А.А., по результатам которой выявлено, что ответчиком не проведена специальная оценка условий труда, в связи с чем Алапаевским городским прокурором 30.03.2016 было вынесено постановление о возбуждении в отношении ИП Гневанова А.А. дела об административном правонарушении (л.д. 5-6).
В ходе рассмотрения дела ответчик ИП Гневанов А.А. не оспаривал отсутствие специальной оценки условий труда, с иском Алапаевского городского прокурора с учетом его уточнения согласился.
Суду представлены копии трудовых договоров и штатное расписание. Из данных документов видно, что в трудовых отношениях с ИП Гневановым А.А. состоят четыре работника.
Кроме этого, суду представлен договор № СОУТ 514 возмездного оказания услуг от 29.06.2016г. по проведению специальной оценки рабочих мест по условиям труда, заключенный между ООО «Сфера Безопасности Труда» и ИП Гневановым А.А., а также график проведения данной оценки.
Из объяснений ответчика установлено, что работы по проведению специальной оценки условий труда уже начаты, что также подтверждается графиком проведения специальной оценки условий труда у ИП Гневанова А.А. (л.д. 44).
Таким образом, судом установлено, что у ИП Гневанова А.А. 4 рабочих места, которые нуждаются в специальной оценке условий труда, при этом ответчиком приняты надлежащие меры к проведению специальной оценки условий труда (заключен договор, специализированная организация приступила к исполнению договора).
Учитывая, что на момент рассмотрения дела специальная оценка условий труда у ИП Гневанова А.А. не закончена, сторонами данное обстоятельство не оспаривается и подтверждается материалами дела, суд считает требование Алапаевского городского прокурора о возложении на ответчика обязанности провести специальную оценку условий труда 4 рабочих мест в срок до 01.09.2016 обоснованным и подлежащим удовлетворению.
С учетом того, что иск Алапаевского городского прокурора удовлетворен, учитывая положения ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает взыскать с ИП Гневанова А.А. госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░.░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░.░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 8.07.2016