№ 2-4121/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2017 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующей судьи Гадючко И.Ю.,
при секретаре Шириновой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Мартынова Е.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии по старости.
у с т а н о в и л:
Мартынов Е.П. обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что является получателем страховой пенсии по старости, ДД.ММ.ГГГГ обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии в связи со службой в армии по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районе Крайнего Севера (далее РКС), получил отказ. Истец просит обязать ответчика включить в стаж работы в РКС спорный период, произвести перерасчет пенсии.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, уточнил, что просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика, действующий по доверенности, в судебном заседании иск не признал.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Мартынов Е.П. является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил <данные изъяты> в районах Крайнего Севера – <данные изъяты>.
После увольнения <данные изъяты> истец был принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>, расположенный в <данные изъяты>.
При назначении пенсии служба истца в <данные изъяты> учтена ответчиком в страховой стаж.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с тем, что он проходил военную службу по призыву в РКС.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик отказал истцу в перерасчете пенсии, сославшись на то, что действующим законодательством зачет периодов прохождения <данные изъяты> в стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях не предусмотрен.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, материалами дела.
В соответствии с ч.ч. 4 - 6 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (утв. постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029 с последующими изменениями и дополнениями) г.Кандалакша Мурманская область является районом Крайнего Севера, г. Петрозаводск относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
В период службы истца в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях», согласно которому солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Таким образом, из буквального толкования указанных норм права следует, что лицам, перечисленным в Постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Период службы истца в <данные изъяты> относится к периоду до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 11 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право, будет уважаться властями и будет реализовано.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в пункте 14 разъяснил, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсии на льготных условиях.
Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом службы в <данные изъяты> правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В силу с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Проанализировав изложенные нормы права, установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Мартынова Е.П. являются обоснованными и подлежат удовлетворению, ответчика следует обязать включить истцу в стаж работы в РКС период <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С учетом обращения истца в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание причины отказа в перерасчете пенсии, которые не связаны с полнотой представленных заявителем сведений, суд полагает возможным обязать ответчика произвести истцу перерасчет пенсии с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, – с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положениям ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход Петрозаводского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Мартынова Е.П. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) включить Мартынову Е.П. в стаж работы в районах Крайнего Севера период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Мартынова Е.П. расходы на оплату госпошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья: И.Ю. Гадючко
Мотивированное решение изготовлено 09.06.2017.