Дело № 2-19/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Бурла 08 февраля 2017 года
Бурлинский районный суд Алтайского края в составе
председательствующего Е.Н. Климук,
с участием истца Пановой М.И.,
при секретаре Катруша Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пановой ФИО10 к Шевченко ФИО11 о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Панова М.И. обратилась в суд с иском к Шевченко Л.И. о признании права собственности на жилое помещение, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать ФИО2. После ее смерти открылось наследство в виде квартиры. Квартира была передана в собственность ее матери совхозом «Ореховским» на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) граждан от ДД.ММ.ГГГГ и расположена по адресу: <адрес>.
После смерти матери в установленный законом шестимесячный срок она к нотариусу не обратилась и свидетельство о праве на наследство не оформила. Наследство приняла фактически, взяв себе в пользование имущество своей матери и продолжая жить в ее доме. В настоящее время ей необходимо оформить правоустанавливающие документы на жилье. Ее сестра Шевченко Л.И. на наследственное имущество не претендует. Просила признать за ней право собственности на квартиру по адресу: <адрес> в порядке наследования после смерти матери ФИО2.
В судебном заседании истец Панова М.И. на исковых требованиях настаивала, пояснила, что приняла наследство фактически, ухаживала за домом, делала ремонт и т.д. споров о наследстве не имеется, никто из наследников не обращался. По договору указано, что передана квартира, но фактически домовладение по адресу: <адрес>, представляет собой индивидуальный жилой дом, поэтому просила признать право собственности на жилой дом по указанному в иске адресу.
Ответчик Шевченко Л.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ не возражала против удовлетворения исковых требований, подтвердив, что наследство ФИО2 приняла ее сестра Панова М.И., споров о наследстве не имеется.
Третьи лица ФИО6, ФИО7, ФИО5, представитель третьего лица - администрации Ореховского сельсовета <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, возражений не представили.
Определением суда с учетом мнений лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц согласно ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав объяснения истца Пановой М.И., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
На основании ст.ст. 2-7 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в редакции, действовавшей на момент приватизации), граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РСФСР и республик в составе РСФСР. Передача и продажа в собственность граждан жилых помещений осуществляется: соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом; предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения; учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
Передача и продажа жилья в собственность граждан оформляется соответствующим договором, заключаемым Советом народных депутатов, предприятием, учреждением с гражданином, приобретающим жилое помещение в собственность в порядке и на условиях, установленных нормами Гражданского кодекса РСФСР.
Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> информация о зарегистрированных правах на жилой дом по <адрес>, в <адрес> отсутствует.
АО «Ростехинвентаризация – Федеральное бюро БТИ» сообщает, что данными о собственниках домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, №, не располагает.
Из договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что совхоз «Ореховский» передал в собственность ФИО2 квартиру по <адрес> в <адрес>, количество членов семьи участников приватизации не указано. Договор зарегистрирован в администрации Ореховского сельсовета <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации Ореховского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ уточнен адрес жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с номером 67.
Согласно выписки из похозяйственной книги администрации Ореховского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на момент приватизации в 1992 по адресу: <адрес> зарегистрированы и постоянно проживали ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Панова Мария Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Панова М.И. пояснила, что никто из совершеннолетних членов семьи, кроме ФИО2, не хотел участвовать в приватизации квартиры, поскольку она с мужем собиралась строить свой дом, иные лица пропустили срок исковой давности на востребование своей доли по договору.
С учетом того, что в договоре не указано количество членов семьи, никто из совершеннолетних членов семьи не оспаривал договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО2 и совхозом «Ореховский», бывшие на тот момент несовершеннолетними ФИО5, ФИО6, ФИО7 по достижению совершеннолетия также не предъявили свои требования на долю в праве собственности, суд приходит к выводу, что квартира по адресу <адрес>, передана в собственность ФИО2 единолично, и подлежит включению в наследственное имущество умершей ФИО2
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник:
- вступил во владение или управление наследственным имуществом;
- принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств и притязаний третьих лиц;
- произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества;
- оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с ч. 2 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу ч. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из ответа нотариуса Бурлинского нотариального округа на запрос суда следует, что в делах Бурлинской нотариальной конторы <адрес> наследственное дело к имуществу ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ не заводилось, никто из наследников не обращался.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что факт принятия Пановой М.И. наследства, оставшегося после смерти ФИО2, нашел свое полное подтверждение в судебном заседании, поскольку Панова М.И. продолжила проживать в жилом доме, то есть приняла меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств и притязаний третьих лиц, произвела за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества, произвела за свой счет расходы по организации достойных похорон своей матери, других принявших наследство наследников и спора о размере долей по делу нет, поэтому исковое требование Пановой М.И. о признании права собственности подлежит удовлетворению.
Согласно ч.2 ст. 16 Жилищного Кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч.3 ст. 16 ЖК РФ).
Из договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в собственность ФИО2 передается квартира, в тоже время из технического паспорта жилого дома по <адрес> усматривается, что домовладение представляет собой индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного характера, т.е. является жилым домом, поэтому суд удовлетворяет исковые требования Пановой М.И., признавая за истцом право собственности на жилой дом.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Пановой ФИО12 о признании права собственности удовлетворить.
Признать за Пановой ФИО13 право собственности на жилой <адрес> края в порядке наследования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Бурлинский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Бурлинского районного
суда Алтайского края Е.Н. Климук
Мотивированное решение изготовлено 09.02.2017