Судья Ундольская Ю.В. Дело № 33а-5903
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июня 2017 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В., Судницыной С.П.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора г.Владивостока в защиту неопределенного круга лиц об оспаривании распоряжения администрации г.Владивостока по апелляционной жалобе администрации г.Владивостока на решение Ленинского районного суда г.Владивостока от 15 марта 2017 года, которым административное исковое заявление и.о. прокурора г.Владивостока удовлетворено: признано незаконным распоряжение администрации г.Владивостока от 31 августа 2012 года № 647-р «Об утверждении Порядка поступления в управление муниципальной службы и кадров администрации г.Владивостока документов, предусмотренных подпунктами «б», «в» пункта 3 статьи 3 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих г.Владивостока и урегулированию конфликта интересов, утвержденного муниципальным правовым актом г.Владивостока от 11 апреля 2011 года № 299-МПА».
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя администрации г.Владивостока – Бакулиной А.А., прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:и.о. прокурора г.Владивостока в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что распоряжением администрации г.Владивостока от 31 августа 2012 года № 647-р утвержден Порядок поступления в Управление муниципальной службы и кадров администрации г.Владивостока документов, предусмотренных п.п. 3.2, 3.3 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих г.Владивостока и урегулированию конфликта интересов, утвержденного муниципальным правовым актом г.Владивостока от 11 апреля 2011 года № 299-МПА. Полагает, что утверждение данного порядка противоречит требованиям федерального законодательства. Регулирование правоотношений в сфере противодействия коррупции и прохождения муниципальной службы относится к вопросам местного значения Владивостокского городского округа и порядок, регламентирующий вопросы поступления в органы местного самоуправления обращений и заявлений, указанных в абз. 2 и 3 п.п. «б» п.16 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 июля 2010 года № 821, должен быть утвержден муниципальным нормативным правовым актом, опубликованным в установленном порядке. Т.о. при утверждении порядка распоряжением администрации г.Владивостока допущены нарушения требований законодательства к форме и виду нормативного правового акта. С учетом уточненных требований просит признать незаконным распоряжение администрации г.Владивостока от 31 августа 2012 года № 647-р «Об утверждении Порядка поступления в управление муниципальной службы и кадров администрации г.Владивостока документов, предусмотренных подпунктами «б», «в» пункта 3 статьи 3 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих г.Владивостока и урегулированию конфликта интересов, утвержденного муниципальным правовым актом г.Владивостока от 11 апреля 2011 года № 299-МПА».
Помощник прокурора в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель администрации г.Владивостока возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что распоряжения администрации г.Владивостока в соответствии со ст.36 Устава г.Владивостока входят в систему муниципальных правовых актов Владивостокского городского округа. Локальные нормативные акты, принимаемые по вопросам организации работы юридического лица, являются нормативными правовыми актами. Указ Президента РФ от 1 июля 2010 года № 821 для органов местного самоуправления носит рекомендательный характер.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрации г.Владивостока ставится вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Исследовав представленные сторонами доказательства, дав им оценку, суд разрешил спор без нарушения норм процессуального права, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, однако считает, что его описательно-мотивировочная часть требует уточнения.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Указом Президента РФ от 22 декабря 2015 года N 650 утверждено Положение о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Также данным Указом руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления рекомендовано обеспечить издание нормативных правовых актов, определяющих порядок сообщения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
В силу ч.6 ст.43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (ст.47).
В соответствии с ч.5 ст.37 Устава города Владивостока, утвержденного решением Думы г.Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, муниципальные нормативные правовые акты города Владивостока, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
По делу установлено, что распоряжением администрации г.Владивостока от 31 августа 2012 года № 647-р утвержден Порядок поступления в управление муниципальной службы и кадров администрации г.Владивостока документов, предусмотренных пунктами 3.2, 3.3 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих города Владивостока и урегулированию конфликта интересов, утвержденного муниципальным правовым актом города Владивостока от 11 апреля 2011 года № 299-МПА. Данное распоряжение издано как локальный правовой акт органа местного самоуправления, в связи с чем, опубликовано не было.
Давая оценку указанным обстоятельствам и, учитывая вышеприведенные положения Федеральных законов и Указа Президента РФ о необходимости урегулирования вопросов в сфере противодействия коррупции при прохождении муниципальной службы путем издания нормативных правовых актов, суд первой инстанции обоснованно признал распоряжение администрации г.Владивостока от 31 августа 2012 года № 647-р незаконным.
Довод апелляционной жалобы о том, что распоряжения администрации г.Владивостока входят в систему муниципальных правовых актов Владивостокского городского округа, является необоснованным, поскольку в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации по вопросам местного значения издает постановления местной администрации.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрацией г.Владивостока принят локальный нормативный акт, фактически подтверждает обоснованность поданного прокурором иска, поскольку руководителем органа местного самоуправления вопреки указанию Президента Российской Федерации не обеспечено издание нормативного правового акта, определяющего порядок сообщения муниципальными служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Довод апелляционной жалобы о том, что принятия данного правового акта не находится в пределах решения вопроса местного значения по противодействию коррупции, основан на неверном толковании норм права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г.Владивостока от 15 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Владивостока – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи